презентация " Использование активных методов обучения и сказкотерапии на занятиях кружка "Гончарное дело""
презентация к уроку

Шункова Елена Александровна

Развитие системы дополнительного образования становится одним из ключевых направлений политики государства. Практика доступности образования в целом и дополнительного образования в частности не теряет своей актуальности в современном мире. Так в соответствии с приоритетами, нашедшими свое отражение в «Стратегии 2020», развитие и социализация детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К обозначенной группе относятся, в том числе, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Основное внимание по изучению опыта работы с детьми с ОВЗ направлено в плоскость школьного образования, тогда как дополнительное образование теоретиками изучено мало. Ориентируясь на имеющийся педагогический опыт, описанный в периодической литературе, и опыт педагогов  нашей школы можно определить главную цель воспитания и обучения указанной группы детей – социализация и социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами разнообразной творческой деятельности, в том числе декоративно-прикладным творчеством.

Инклюзивное образование в нашей стране получило широкое распространение относительно недавно. Поэтому вопрос включения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в программы дополнительного образования не теряет своей актуальности. Ведь именно в системе дополнительного образования присутствует огромный потенциал саморазвития личности особенного ребенка. Включение ребенка с ОВЗ в реализацию дополнительных общеобразовательных программ открывает перед ним широкие возможности для творческой самореализации через творческую деятельность, а значит, он становится конкурентоспособным в борьбе за достижения, а впоследствии и на рынке труда.

Данным направлением в нашей школе я занимаюсь пятый год. Предлагаю вашему вниманию знакомство с нашим детищем, нашей гордостью, нашей мастерской. Организована она по нац проекту «Современная школа» в 2019.

Создание и реализация программы «Гончарное дело» для детей с особенностями развития в условиях нашего образовательного учреждения стало одним из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития детей особой категории. Для многих детей с особенностями развития, особенно у тех, у кого нарушена речь, общая и мелкая моторика, поведенческие нарушения, декоративно-прикладное творчество является основным видом коррекционной работы.

 

Среди многообразия видов творческой деятельности лепка из глины занимает одно из ведущих положений, потому что лепка обладает большим развивающим потенциалом и является одним из направлений коррекционной работы развития творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности.

В процессе реализации программы у детей появился интерес к занятиям по гончарному ремеслу. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами, выполняют задания самостоятельно, без моей помощи. Занятия позволяют каждому ребенку с особенностями развития, освоив основы лепки, проявлять свои творческие способности в изготовлении игрушек, сувениров; в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера и умения занять свое свободное время.

Важным результатом участия воспитанников в занятиях лепки является получение знаний и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности.  Я надеюсь, что проделанная работа в ходе реализации программы поможет детям в дальнейшей школьной жизни.

Основная идея программы заключается в поиске эффективных форм работы с детьми особой категории посредством применения декоративно-прикладного творчества и народного искусства. Что позволяет мне апробировать, внедрять, использовать в коррекционно-развивающий процесс инновационную технологию «Глинотерапию», направленную на актуализацию внутреннего мира ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Конечным результатом моей работы с воспитанниками является получение системы знаний, необходимых в социальной деятельности. Считаю, что творческий процесс усвоения школьниками новых техник (лепка из глины) расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в дальнейшей учебе, творчестве, в общении со сверстниками.

Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в образовательном процессе изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

По мнению В.М.Бехтерева, движение руки тесно связаны с речью и способствует ее развитию.

В настоящее время проблемой является сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт, но продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Хотя наш регион и многонационален, но конкурсы и выставки декоративно-прикладного творчества направлены, в основном, на сохранение традиций русского народного творчества. В связи с этим, отличительной особенностью программы «Гончарное дело» является работа по сохранению национальных традиций России посредством лепки из глины. У меня есть уникальная возможность расширить и систематизировать знания детей о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает.

Занятие на гончарном круге – это форма ручного прикладного творчества, которая не распространена в образовательных учреждениях и недоступна в домашних условиях.

Целевая группа:

  • Обучающиеся 2-9 кл;
  • родители воспитанников (законный представитель);

 

Реализация программы рассчитана на 4 года и  осуществлялась поэтапно:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Поэтапный план реализации:

на первом этапе мной изучен отечественный опыт применения проективной методики (лепка из глины) в образовательном процессе; произведен анализ материально-технической  базы школы; спланированы мероприятия.

Второй этап  деятельности направлен на создание развивающей среды и апробирование инновационной технологии (глинотерапия) по следующим направлениям:

- диагностическая и консультативная деятельность;

- коррекционно – развивающая деятельность;

- взаимодействие с семьей обучающихся.

Заключительный этап предполагает:

-  подведение итогов работы по данной программе;

- внесение изменений в содержание программы (при необходимости);

- разработка рекомендаций;

- диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися.

В первый год реализации программы мной был включен этап пропедевтики для детей , обучающихся по второму варианту. Мы с ребятами работали пластелином. Я использовала в обучении такой метод, как сказкотерапия. Сказкотерапия очень хорошо пошла с нашими детьми. Сначала мы изучали сказку, слушали, смотрели мультфильм, а после уже начинали лепить из пластелина. Ребята учились выполнять разнообразные элементы лепки, которые будут применимы при работе с глиной. И только потом стали переходить на глину. Научились простейшим навыкам при работе с глиной, научились работать инструментами и изучили технику безопасности при работе с глиной.

Второй год обучения превзошел все ожидания. Ребята сели за гончарный круг и выдали очень хорошие результаты. Дети привыкли к материалу, инструментам и к концу года выполняли поставленные задачи самостоятельно. Дети с синдромом Дауна справлялись с работой на гончарном круге, проявляя элементы творческой работы.

Учащиеся с легкой умственной отсталостью полностью освоили работу на гончарном круге, изготовление разнообразных изделий, сушку, обжиг и дальнейшее декорирование этих изделий. Очень нам понравилось простой способ декорирования – это молочение. Они четко знают все этапы, последовательность и главное с удовольствием ждут результата своей работы.

На третьем году обучения обучающиеся научились  работать с формами для заливания. Получили углубленные знания о народных промыслах, такие как «Гжель»

Четвертый год обучения подразумевал систематизацию и углубление полученных знаний и навыков у ребят. Результат работы – участие в разноуровневых конкурсах и всевозможных ярмарках.

 

Данное направление является актуальным и успешная реализация программы для детей с особенностями развития, идея глинотерапии стала ещё одним из направлений коррекционно-развивающей работы в нашей школе. Таким образом, педагогами  создается методическая база по тематической направленности: методические рекомендации, дидактический инструментарий.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_amo_na_kruzhkovyh_zanyatiyah.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение активных методов обучения и сказкотерапии на занятиях кружка «Гончарное дело» Подготовила педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна г. Иркутск 2024 Государственное общеобразовательное казенное учреждение специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска

Слайд 2

Статистические данные последних лет показывают, что в школах России постоянно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. И этому есть объяснение: во-первых, появилось огромное количество вредных факторов (экологическое состояние территорий Российской Федерации, продукты питания, социальный образ жизни родителей и др.), усиливающих проявление различных заболеваний у детей; во-вторых, школьные образовательные программы из года в год все усложняются и становятся непосильными для ряда школьников.

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В нашей школе ГОКУ СКШ №12 г. Иркутска обучаются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 4

С увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной педагогической помощи для данной категории детей. В связи с этим перед педагогами встала проблема обучения детей с ОВЗ не только на уроке в классе, но и на занятиях в дополнительном образовании. Успешная деятельность педагога дополнительного образования с такими детьми зависит от применения на занятиях особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку , провести коррекцию недостатков развития ученика в целом.

Слайд 5

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к творческой деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Слайд 6

Для успешного вхождения таких детей в общество необходима социально - психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность с помощью глинотерапии.

Слайд 7

Глинотерапия - уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины - природного материла, как инструмента, помогающего понять и проработать актуальную проблему человека. Для детей, особенно с ментальными нарушениями, любые упражнения с глиной очень полезны и терапевтичны. Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, актуализировать творческую активность, способствует личностному росту и общему интеллектуальному развитию. Целительный эффект наблюдается и в физическом состоянии: развивается моторика, улучшается степень плавности и координации движений.

Слайд 8

Новизна заключается в том, глинотерапия не направлена на результат, имеющий художественную ценность. В глинотерапии нет четких рамок. Ведь в терапии важны именно ощущения, эмоции, воспоминания. На первом плане не стоит обучения искусству лепки. У каждого есть возможность сделать то, что он хочет и так, как хочет. Конечно, показываются некоторые способы работы, но понятий «правильно - не правильно» здесь не существует. Следует отметить, что глинотерапия, объединившая в себе лепку, гончарное ремесло - это уникальное искусство, которое благотворно воздействует на душевное и эмоциональное состояние ребенка, держащего в руках такой живой материал, как глина.

Слайд 9

Лепка из глины - является творческим и увлекательным занятием, так как материал очень пластичен и дает возможность изготавливать примерно те же изделия, что и из пластилина, но куда красивее! Тем более, если пластилин - материал для детей, то вот глина - «взрослая» субстанция, а значит, ребёнок творить будет с удовольствием, ведь незнакомые вещи неизменно манят детские умы. В процессе этих занятий у ребёнка развивается творческое воображение, фантазия, улучшается мелкая моторика рук

Слайд 10

Гончарное ремесло это занятия, на которых дети не только постигают азы гончарного ремесла, но и развивают моторику (как мелкую, так и общую), концентрацию внимания, усидчивость, пространственное мышление, творческие способности. Мягкая глина и мерное вращение гончарного круга способны заворожить кого угодно, а на ребенка они производят поистине магическое воздействие. И это не удивительно, ведь что может быть чудеснее, чем превращение бесформенного, казалось бы, куска глины в прекрасную вазу, кувшин или чашу? В такие минуты ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным творить чудеса, а его фантазия получает прекрасную возможность проявить себя. Умение изготавливать гончарные изделия даёт возможность не только иметь красивые предметы быта, но принести практическую пользу, что немаловажно для дальнейшей самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности несовершеннолетних, их профориентации.

Слайд 11

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Дьёрдь Пойа Для достижения успешного и продуктивного результата на занятиях кружка «Гончарное дело» в начальной школе возникла необходимость в сочетании нескольких методов и разнообразных приёмов. Наиболее эффективными являются активные методы обучения и метод сказкотерапии. Так в начале занятия активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в творческий процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале занятия могут использоваться различные приветствия

Слайд 12

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Активные методы обучения подразделяются: методы начала урока; методы выяснения целей, ожиданий, опасений; методы презентации учебного материала; методы организации самостоятельной работы; методы релаксации; методы подведения итогов.

Слайд 13

Закончите вместе Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... (Дети хором) С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой ... (Дети хором) При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... (Дети хором) И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... (Дети хором) И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ... (Дети хором)

Слайд 14

Такое приветствие позволяет улучшить позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.

Слайд 15

На следующем этапе занятия можно использовать один из методов сказкотерапии наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми; снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть, восстановить силы; создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний; способствует развитию речевой активности детей; подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Слайд 16

Задачи сказкотерапии Развитие слухового и зрительного внимания Развитие наблюдательности и зрительной памяти Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи) Развитие фантазии и творческого воображения Снятие эмоционального и физического напряжения Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков

Слайд 17

Методы работы со сказками Моделирование сказок Театрализация сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки, но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку Нарисуй сказку Игровые задания

Слайд 18

Активные методы подведения итогов занятия Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет педагогу скорректировать занятие на будущее. В завершении педагог резюмирует итоги занятия и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет занятие с использованием АМО, принеся удовлетворение и педагогу и обучающимся.

Слайд 19

Для активизации мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ, на занятиях важно использовать разнообразные формы и приемы активизации, учитывая индивидуальные особенности детей. Эффективность занятий зависит от правильного сочетания способов, методов и средств обучения .

Слайд 21

http://podrobnosti.ua/technologies/2013/06/20/912671.html Улитки http://www.hd-net.org/details.php?id=608090 http://woalle.at/pics-of-oysters http://www.indog.ru/forum/showthread.php?t=5897&page=6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения при изучении химии

Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

теоретические аспекты использования активных методов обучения

теоретические аспекты использования активных методов обучения...

Использование активных методов обучения в образовательном процессе

Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенн...

Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной ...

Презентация на тему: "Современный урок с использованием активных методов обучения как основа эффективного и качественного образования"

Презентация на тему: "Современный урок с использованием активных методов обучения как основа эффективного и качественного образования". Подготовленная для выступления на педагогическом совет...