педагогические образовательные технологии
учебно-методическое пособие

Даридаева Гэрэлма Галсановна

Педагогические технологии на уроках

русского языка и литературы в условиях реализации

                                ФГОС ООО

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические образовательные технологии

Как заинтересовать ученика? Думаю, каждый учитель занят этой мыслью. Ведь в своей работе любой учитель сталкивается с такой проблемой как учащиеся, не усваивающие, материал программы. Трудно определить причины отставания.     

                 Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

           Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником знаний. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

       На своих уроках, наряду с традиционными,  я применяю современные образовательные технологии:

  • Компьютерная поддержка
  • Кейс-метод
  • Развитие критического мышления
  • Проектный метод
  • Игровой метод
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

 Применяя в своей  работе данные технологии, я достигаю следующей цели - модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование  возможностей современных технологий.

1.             Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

          Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ВПР;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

     Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

  материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

   процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

2.Технология развития критического мышления (ТКМ)

Применение в своей деятельности данной технологии обусловлено следующим.

Сегодня, в условиях дефицита рабочих мест, рыночных отношений, высокой конкурентоспособности  возникает потребность в появлении специалистов совершенно нового формата. На рынке труда  конкурентоспособными оказываются те молодые люди, которые обладают не только высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, но и такими важными личными качествами, как инициативность, мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию. Многие выпускники оказываются неготовыми проявить свои деловые качества в реальной деятельности. Поэтому  в современных условиях стремительно меняющейся жизни актуальным становится поиск новых средств и методов обучения, направленных на активизацию критического мышления у школьников.

Критическое мышление –это совокупность умений и навыков мыслительной деятельности, предполагающих высокий уровень сформированности исследовательской культуры учителя и учеников.

Особенно меня привлекает в данной технологии, что в ходе ее применения  решаются такие задачи:

  • Научить умению работать с текстом (научным, художественным, учебным)
  • Научить создавать собственные творческие работы
  • При встрече с новой информацией рассматривать ее вдумчиво, критически
  • Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации

Т.е. данный метод предполагает большую работу с текстом. Сейчас это особенно актуально, так как работа с текстом позволяет формировать языковую и речевую компетентности учащихся. Особенно это умение необходимо развивать у учащихся национальной школы с неродным русским и родным бурятским языком. Например, применение данной технологии позволяет использовать тексты, составленные на региональном материале (например, «Разряды имен прилагательных»)

Или же, другой пример. В данной технологии есть очень хороший и эффективный метод для развития речи и мыслительной деятельности-метод  синквейн. При составлении синквейнов ребенок как бы пропускает слово через себя. Метод отлично применяется и на уроках литературы.

3. Кейс- метод.

Технология развития критического мышления (ТКМ) позволяет интерпретировать информацию, выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, принимая многополярность окружающего мира (наличие многих других точек зрения). Таким образом, одним из эффективных средств совершенствования мыслительных навыков и развития критического мышления у учащихся может стать использование в практике кейс-технологии. Метод предполагает активно-проблемное обучение на основе анализа проблемных ситуаций.

Особенность данного метода  состоит в «моментальном снимке реальности», «фотографии действительности». Кейс (case) – это не только правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Акцент делается не на получение готовых знаний, а на его выработку в сотворчестве учителя и ученика. Являясь одним из самых эффективных, на мой взгляд, методов КТМ, данный метод особенно привлекателен тем, что отражает один из принципов УУД - метапредметность, т.е. позволяет выйти за рамки преподаваемого предмета. Привлекателен он еще и тем, что  его можно успешно применять при подготовке к зачетам, олимпиадам, НПК, итоговой аттестации. Например, при подготовке к зачетам ребенок получает кейс(пакет с информационным комплексом), который включает в себя:

  • Ситуация или описание проблемы: тема «Прямая речь»
  • Погружение в ситуацию : ответить на вопросы (Что такое прямая речь?  Какие знаки препинания необходимы при прямой речи?
  • Задание: составить 10 предложений с прямой речью.

Или же, другой пример применения кейса на уроке литературы:

Содержание кейса:

Тема урока: Проявление человечности в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Ситуация: Каким образом заяц помогает своим героям проявить человечность?

Вопросы: Кто из героев рассказа проявил человечность? Кто не проявил? Почему? Почему дед чувствует вину перед зайцем?

Задание: Напишите мини-сочинение: Что было бы, если бы заяц не спас деда.

 Применение данного метода на уроках литературы развивает также  творческие способности учащихся. Ведь хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Применение технологии развития критического мышления и кейс-метода  очень привлекателен еще и тем, что здесь сопривлекаются  и другие методы, как  проектная технология, игровая. Далее хочу обратиться к описанию метода проектов.

3. При применении метод проектов создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных задач, приобретают коллективные умения работать в различных группах, развивая в себе системное мышление.

Использование проектного образования позволяет:

  • Индивидуализировать обучение;
  • Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
  • Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  • Помогает выполнять работу в собственном ритме;
  • Использовать полученные знания в практическом применении;
  • Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Проектный метод мною применяется успешно уже давно. Например, в 6 классе на уроке русского языка  в изучении темы  «Сложносокращенные слова» детям предлагается разделиться на группы и составить сообщение на тему «Театры нашего города Улан-Удэ». 1-я группа пишет на тему «ГБАТД» (Государственный  Бурятский Академический театр имени Хоца Намсараева), 2- группа-на тему «ГРДТ им. Н. Бестужева (Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева), 3-группа- на тему «БРТК «Ульгэр»(Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр").   Сбор материала, совместная групповая работа, представление  письменных работ в итоге предстают в виде мини-проекта.  Проектной деятельностью ребята занимаются , когда участвуют в НПК, конкурсах различных уровней. Результатами проектной деятельности являются не только успешное усвоение учебного материала, но и призовые места на НПК (приложение: грамоты НПК, презентации, доклады учащихся).

Игровой метод присутствует почти  во всех  названных технологиях. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Кроме всего, игры выполняют функцию  межнациональной коммуникации, что позволяет воспитать у учащихся такое важное качество как толерантность.

Использование здоровьесберегающих  технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

На своих уроках, наряду с информационно-коммуникационными технологиями, я использую такие современные образовательные технологии, как:

  • групповые технологии (работа в парах, в группах);
  • проблемно-поисковое обучение;
  • тестовая технология;
  • дифференцированное обучение;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуального подхода, самостоятельная работа.

В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила. Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений, взаимодиктантов.

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на   уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы. Очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто вперед», «Кто последний» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – практикумами. Групповая  работа  возможна  на   уроке  на разных его этапах.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (2 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, вставных конструкций, обращений или пишут письмо соседней группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Педагогические образовательные технологии

образовательные технологии...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...