Система работы МБОУ СОШ с. Романово по формированию читательской грамотности
учебно-методический материал

Васькина Татьяна Михайловна

Направления работы по формированию читательской грамотности

1.     Предметные и межпредметные методические объединения, обеспечивающие внедрение систематической деятельности по формированию читательской грамотности в практику работы педагогов;

2.     Внеурочная деятельность

На уровне начального общего образования: «Дети друзья природы»,  «Учимся любить книгу», «Ментальная арифметика», «Азбука здоровья», «Я инженер», «Город мастеров», «Тропинка в мир профессий», «Волшебные кирпичики»., школьный театр.

На уровне Основного и среднего общего образования:  «Комплексный анализ текста» (5-6 класс), «Основы военной службы» (8-11 класс), «Основы информационной культуры» (4-7 класс), «Основы исследовательской деятельности», «Карусель» (5-7 классы),  «Английское портфолио» (9-10 класс), деятельности театра «ТРИТЭ».

3.     Проектная деятельность

Использование эффективных образовательных технологий при тесном взаимодействии участников проекта позволяет развить читательскую грамотность, творческие способности учащихся; информировать и привлекать родителей; предметные и межпредметные недели, научно-практические конференции и т. д.).

4.     Обмен опытом: открытые уроки, мастер-классы, круглые столы в рамках предметных недель, заседаний ШМО.

5.     Организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с библиотекой, сельским домом культуры): развивается потребность в чтении посредством использования разнообразных форм в урочное и внеурочное время; отслеживание  педагогом- библиотекарем интереса к чтению, повышения читательской грамотности, осваиваются навыки рефлексивного чтения, создается атмосфера внимания к книге и чтению; поводятся мероприятия к юбилейным дата писателей, интеллектуальные викторины,  брейн –ринги.

6.     Создание банка дидактических материалов

(в этом учебном году началась работа по сбору по предметным областям для формирования функциональной грамотности, а так же к итоговому собеседованию).

Начальная школа так же работает в этом направлении.  Педагоги подбирают тексты для формирования читательских умений для каждого класса.

Но существуют и проблемы при формировании читательской грамотностина всех уровнях образования, их не мало,  и все они тесно связаны уровнем качества образования. Мы понимаем, что сегодня необходимо не только искать новые пути решения этих проблем, но и возвращаться к давно забытой работе, поэтому в дальнейшем планируем работу в следующих направлениях:

- подбора обновленного инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности педагога по данному направлению;

- выработка единых подходов при работе с параграфом, с пересказом, с развёрнутым ответом и т.д. во всех предметных областях и единых критериев проверки данных умений;

- переподготовка педагогов по использованию технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин;

- организация тематическихродительских собраний (родительский всеобуч) с целью повышения уровня общей читательской грамотности.

Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФОП, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста».

 

Можем ли мы сегодня говорить о таком читателе? Давайте перейдём к следующему вопросу и обратимся к результатам региональной диагностической работы по оценке уровня сформированности функциональной грамотности в 4 классов и также обучающихся 15-летнего возраста, которая была проведена в октябре 2023 года.

Цель проведения Диагностической Работы - оценка уровня освоения обучающимися основных образовательных программ в части достижения функциональной грамотности в соответствии с требованиями ФГОС.

Для обучающихся 4 класса была предусмотрена диагностическая работа по трем базовым составляющим – читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Общее время тестирования - 40 минут.

На следующем слайде вы видите группы компетенций,сформированность которых оценивалась при выполнении работы:

1. умение интегрировать и интерпретировать информацию;

2. умение использовать информацию из текста;

3. умение находить и извлекать информацию;

4.Умение оценивать содержание  и форму текста.

Обучающиеся продемонстрировали нулевой уровень сформированности компетенций: делать несложный вывод на основе прочитанного,  а также определять верное лексического значения слова с опорой на содержание текста и проанализировать оценочные суждений.

Меньшее затруднение вызывали задания, проверяющие следующие компетенции: интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) информацию, содержащуюся в тексте, использовать информацию из текста. Процент выполнения данных заданий - не более 25%. Обучающиеся испытывали затруднения при общем понимании того, о чем говорится в тексте.

Анализ результатов проведенной диагностики, вы можете увидить на слайде, показал, что Средний уровень сформированности читательской грамотности был выявлен у 67 %. Большая часть обучающихся 4 класса самостоятельно осваивают учебную программу, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Низкий уровень сформированности читательской грамотности показали 33% школьников испытывает трудности в самостоятельном освоении учебного материала на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).

Результаты   вы видите   на слайде

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности читательской грамотности у большинства обучающихся 4 класса находится на среднем уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный  семинар-практикум

«Смысловое чтение как средство формирования читательской грамотности»

Васькина Т.М..,

заместитель директора

МБОУ СОШ с.Романово

Система работы МБОУ СОШ с. Романово

по формированию читательской грамотности

Слайд 1

 Формирование читательской грамотности школьника – одна из самых актуальных задач образования. Умение читать уже не сводится лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 2

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 3

Сегодня хороший читатель — это не только тот, кто способен правильно понять смысл прочитанного текста, а тот, кто может также критически оценить прочитанное и применитьполученную информацию для решения широкого круга задач.

Слайд 4

Нормативно-правовыедокументы, подчёркивающие особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения:

  1. Закон об Образовании,
  2. Федеральная образовательная программа
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт (преемственность образовательных программ начального общего и основного общего образования)

В ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией: читательская грамотность является ключевой основой формирования УУД.

Слайд 5

Американский ученый ЭлвинТоффлер пророчествовал: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, используя умения читать и писать». 

Система работы нашей школы по формированию читательской грамотности на всех уровнях обучения строится (и ежегодно корректируется)прежде всего с учетом анализа результатов оценочных процедур по формированию читательской грамотности.

Слайд 6

Оценочные процедуры, измеряющие уровень сформированности читательской грамотности

1. Внешние

1.1. PISA (международная программа оценки образовательных достижений учащихся),

1.2. PIRLS (позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования)

1.3. ВПР

1.4. НИКО

1.5. Региональные диагностические работы.

2. Внутренние

Диагностические работы по читательской грамотности, метапредметные работы, контрольные срезы по разным учебным предметам, направленные на проверку читательской грамотности.

Все внутренние работы направлены на проверку сформированности различных групп умений. Задания предлагаются различного уровня сложности.  Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе полученных первичных баллов за выполнение заданий определяется уровень овладения читательскими умениями (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный). Все срезы проверяются по критериям, что упрощает дальнейшую работу для учителя-предметника по планированию коррекционных занятий, устранению дефицитов: педагог сразу формирует группы учеников по уровням овладения читательских умений, и в то же время видит проблемы каждого,отдельно взятого ученика).      

Диагностические работы по читательской грамотности проводятся ежегодно в каждом классе, что позволяет определять и в дальнейшем корректировать траекторию каждого обучающегося по формированию читательской грамотности и каждого класса в целом. В то же время данные результаты помогают выстроить методическую работу на уровне школы и на уровне каждого методического объединения.

По формированию читательской грамотности работа в школе ведётся по нескольким направлениям, каждое из которыхвстроено в общую систему формирования функциональной грамотности обучающихся.

Слайд 7

Направления работы по формированию читательской грамотности

  1. Предметные и межпредметные методические объединения, обеспечивающие внедрение систематической деятельности по формированию читательской грамотности в практику работы педагогов;
  2. Внеурочная деятельность

На уровне начального общего образования: «Дети друзья природы»,  «Учимся любить книгу», «Ментальная арифметика», «Азбука здоровья», «Я инженер», «Город мастеров», «Тропинка в мир профессий», «Волшебные кирпичики»., школьный театр.

На уровне Основного и среднего общего образования:  «Комплексный анализ текста» (5-6 класс), «Основы военной службы» (8-11 класс), «Основы информационной культуры» (4-7 класс), «Основы исследовательской деятельности», «Карусель» (5-7 классы),  «Английское портфолио» (9-10 класс), деятельности театра «ТРИТЭ».

  1. Проектная деятельность

Использование эффективных образовательных технологий при тесном взаимодействии участников проекта позволяет развить читательскую грамотность, творческие способности учащихся; информировать и привлекать родителей; предметные и межпредметные недели, научно-практические конференции и т. д.).

  1. Обмен опытом: открытые уроки, мастер-классы, круглые столы в рамках предметных недель, заседаний ШМО.
  2. Организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с библиотекой, сельским домом культуры): развивается потребность в чтении посредством использования разнообразных форм в урочное и внеурочное время; отслеживание  педагогом- библиотекарем интереса к чтению, повышения читательской грамотности, осваиваются навыки рефлексивного чтения, создается атмосфера внимания к книге и чтению; поводятся мероприятия к юбилейным дата писателей, интеллектуальные викторины,  брейн –ринги.
  3. Создание банка дидактических материалов

(в этом учебном году началась работа по сбору по предметным областям для формирования функциональной грамотности, а так же к итоговому собеседованию).

Начальная школа так же работает в этом направлении.  Педагоги подбирают тексты для формирования читательских умений для каждого класса.

Слайд 8

Но существуют и проблемы при формировании читательской грамотностина всех уровнях образования, их не мало,  и все они тесно связаны уровнем качества образования. Мы понимаем, что сегодня необходимо не только искать новые пути решения этих проблем, но и возвращаться к давно забытой работе, поэтому в дальнейшем планируем работу в следующих направлениях:

- подбора обновленного инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности педагога по данному направлению;

- выработка единых подходов при работе с параграфом, с пересказом, с развёрнутым ответом и т.д. во всех предметных областях и единых критериев проверки данных умений;

- переподготовка педагогов по использованию технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин;

- организация тематическихродительских собраний (родительский всеобуч) с целью повышения уровня общей читательской грамотности.

Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФОП, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста».

Слайд 9

Можем ли мы сегодня говорить о таком читателе? Давайте перейдём к следующему вопросу и обратимся к результатам региональной диагностической работы по оценке уровня сформированности функциональной грамотности в 4 классов и также обучающихся 15-летнего возраста, которая была проведена в октябре 2023 года.

Цель проведения Диагностической Работы - оценка уровня освоения обучающимися основных образовательных программ в части достижения функциональной грамотности в соответствии с требованиями ФГОС.

Для обучающихся 4 класса была предусмотрена диагностическая работа по трем базовым составляющим – читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Общее время тестирования - 40 минут.

На следующем слайде вы видите группы компетенций,сформированность которых оценивалась при выполнении работы:

1. умение интегрировать и интерпретировать информацию;

2. умение использовать информацию из текста;

3. умение находить и извлекать информацию;

4.Умение оценивать содержание  и форму текста.

Обучающиеся продемонстрировали нулевой уровень сформированности компетенций: делать несложный вывод на основе прочитанного,  а также определять верное лексического значения слова с опорой на содержание текста и проанализировать оценочные суждений.

Меньшее затруднение вызывали задания, проверяющие следующие компетенции: интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) информацию, содержащуюся в тексте, использовать информацию из текста. Процент выполнения данных заданий - не более 25%. Обучающиеся испытывали затруднения при общем понимании того, о чем говорится в тексте.

Слайд 12

Анализ результатов проведенной диагностики, вы можете увидить на слайде, показал, что Средний уровень сформированности читательской грамотности был выявлен у 67 %. Большая часть обучающихся 4 класса самостоятельно осваивают учебную программу, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Низкий уровень сформированности читательской грамотности показали 33% школьников испытывает трудности в самостоятельном освоении учебного материала на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).

Результаты   вы видите   на слайде

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности читательской грамотности у большинства обучающихся 4 класса находится на среднем уровне.

Слайд 13

Для обучающихся основного общего образования предусмотрена диагностическая работа по шести составляющим функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению). Каждый вариант диагностической работы состоял из четырех блоков (три блока базовых составляющих и один по одной из других). Диагностика проводилась 80 минут с перерывом (два блока продолжительностью по 40 минут).

Слайд 14

На следующем слайде вы видите компетенции, сформированность которых оценивалась при работе:

1. устанавливать скрытые связи между событиями;

2. понимать фактологическую информацию;

3. оценивать форму текста, целесообразность использованных автором приемов;

4. находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

5.использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний;

6. устанавливать взаимосвязи между частями текста или текстами, сопоставлять информацию, расположенную в разных текстах;

7. понимать значение слова  или выражения на основе контекста;

8. оценить объективность, надежность источника информации;

9. определение места, где содержится искомая информация;

10.определение наличие/отсутствие информации;

11. делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;

12. делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста.

Слайд 15

Обучающиеся продемонстрировали нулевой  уровеньсформированности компетенций: умение понимать сюжет, последовательность событий, использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний, использовать информацию из текста и делать несложный вывод на основе прочитанного,  а также  сопоставлять информацию, расположенную в разных текстах.

Меньшее затруднение вызывали задания, проверяющие следующие компетенции: делать выводы на основе интеграции информации  из разных частей текста, устанавливать причинно-следственные связи, понимать фактологическую информацию.

Слайд 16

Анализ результатов проведенной диагностики, вы можете увидите на слайде, показал, что низкий уровень сформированности функциональной  грамотности был выявлен у 100 %.

По читательской грамотности показатель сформированнности  среднего уровня.

Результаты   вы видите   на слайде

Слайд 17

Для того чтобы эти результаты повысить, необходимо вести целенаправленную работу, используя эффективные технологии, различный инструментарий диагностики.

Один из таких инструментариев - электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Многие из вас хорошо знают этот ресурс и используют его через портал Российской Электронной Школы.

Также на сайте Стратегии развития образования представлен банк заданий с концепциями и с методическими рекомендациями.

Часть заданий опубликована издательством Просвещения. В предыдущем учебном году вышло достаточное количество сборников для учащихся 5-9 классов, чтобы подкрепить учебный процесс материалами, в которых есть новые интересные проблемные ситуации.

Мы часто говорим ребёнку, когда он не может понять смысл текста:  «Прочитай еще раз, но внимательнее». Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Как сделать, чтобы ребёнок научился не только читать текст, но и понимать смысл прочитанного? Для этого существует масса приемов и способов формирования читательской грамотности. Сегодня коллеги поделятся своим опытом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы МБОУ СОШ с. Романово по формированию читательской грамотности Подготовила Васькина Татьяна Михайловна, з аместитель директора МБОУ СОШ с.Романово , Сосьвинского ГО

Слайд 2

Р ISA : « Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Содержание понятия читательская грамотность понимание прочитанного рефлексия (раздумье о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) использование информации (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной)

Слайд 3

Читательские умения при работе с разными видами информации

Слайд 4

ФГОС (с 1 сентября 2022 г.) ФООП (с 1 сентября 2023 г.) В ведение ФГОС направлено на : реализацию педагогических практик развивающего обучения; в недрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности; п овышение квалификации учителей. Учебно-методическими средствами обучения являются: т ехнологии развивающего обучения; э ффективные педагогические практики; у чебные задания и учебные ситуации. Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.

Слайд 5

Элвин Тоффлер 4 октября1928 г. - 27 июня2016 г. «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, используя умения читать и писать».

Слайд 6

Оценочные процедуры, измеряющие уровень сформированности читательской грамотности

Слайд 7

Направления работы по формированию читательской грамотности

Слайд 8

Мониторинг формирования функциональной грамотности Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA » в 2022 году является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ « Фиоко »). Цель исследования — определение того, обладают ли 15-летние обучающиеся, получающие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения . Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Особенности заданий для оценки функциональной грамотности: Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.). Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Слайд 10

Группы компетенций 1. умение интегрировать и интерпретировать информацию; 2. умение использовать информацию из текста; 3. умение находить и извлекать информацию; 4.Умение оценивать содержание и форму текста.

Слайд 12

Результаты выполнения диагностической работы по функциональной (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ) грамотности

Слайд 13

ДР старшие классы

Слайд 14

Группы объекта оценки Функциональной грамотности 1. устанавливать скрытые связи между событиями; 2. понимать фактологическую информацию; 3. оценивать форму текста, целесообразность использованных автором приемов; 4. находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; 5.использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний; 6. устанавливать взаимосвязи между частями текста или текстами, сопоставлять информацию, расположенную в разных текстах; 7. понимать значение слова или выражения на основе контекста; 8. оценить объективность, надежность источника информации; 9. определение места, где содержится искомая информация; 10.определение наличие/отсутствие информации; 11. делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов; 12. делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста

Слайд 16

Результаты выполнения диагностической работы по функциональной (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ) грамотности

Слайд 17

Банк заданий по функциональной грамотности : Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction . Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa . Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Система работы по теме: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...