Статья "Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании "
статья
Методы контроля и самоконтроля направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т.е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metody_kontrolya_samokontrolya_i_samootsenki_v_vospitanii.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии образования
Статья
По теме «Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.»
Автор - составитель
Корепова Алёна Андреевна
Сыктывкар – 2022
Методы контроля и самоконтроля направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т.е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).
К основным методам контроля относятся:
а) педагогическое наблюдение за учениками;
б) беседы, направленные на выявление воспитанности;
в) опросы (анкетные, устные и т. п.);
г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления;
д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др.
Для эффективности использования данного метода необходимо, чтобы наблюдение:
а) носило систематический характер;
б) велось с конкретной целью;
в) опиралось на программу изучения личности, критерии оценки ее воспитанности;
г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов.
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.
Психологические опросники выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или негативные отношения к тем или иным его членам. Опросники позволяют своевременно обнаружить возникающие противоречия и принять меры по их разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например, не ставить вопросы в прямолинейной форме, следить за тем, чтобы содержание ответов включало взаимопроверяемые сведения и т. п.
Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.
Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток) проявляет интерес к самому себе как к личности и все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру и собственным поступкам, дает нравственную оценку своему положению в социуме, своим желаниям и потребностям.
Методическая инструментовка процесса самоанализа предполагает учет следующих требований:
во-первых, важно своевременно внушить школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу закономерно, поскольку помогает ему правильно сориентироваться в окружающем мире и утвердиться в нем;
во-вторых, необходимо научить школьников способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).
Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной, неповторимой, уникальной личности (создание «Я-концепции»). Самопознание связано с открытием ребенком своего внутреннего мира, что предполагает, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).
Управление процессом самопознания основывается на учете следующих факторов:
1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс самопознания не вызвал у ребенка душевного кризиса, основанного на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям;
2) нельзя допустить, чтобы в процессе самопознания ребенок «ушел в себя», создав тем самым опасность возникновения устойчивого эгоцентризма или комплекса неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных контактах.
Примеры. В своей работе педагога дополнительного образования по спортивным танцам я постоянно применяю методы контроля и самоконтроля.
Педагогическое наблюдение использую постоянно при самостоятельном выполнении детьми определенных танцевальных связок, элементов танцев, полных танцевальных номеров с целью контроля качества и правильности исполнения движений.
Метод контроля – беседа использую периодически, в ходе которой объясняю детям правила поведения в танцевальном коллективе, во время соревнований, на сцене, во время поездки на автобусе или в поезде.
Метод опросника использую в основном в работе с родителями своих воспитанников для выявления родительского отношения к занятиям детей танцевальным спортом, выявления психологических особенностей детей (черты характера, особенности воспитания в семье).
Метод самоанализа применяю в основном после соревнований, просматривая с детьми видео их выступлений для того, чтобы дети умели оценивать себя самостоятельно, видеть свои ошибки, осознавать их и стремиться к их исправлению в дальнейшем на тренировках.
Список литературы
1.ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. – Педагогика;
2.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 1999;
3.Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» [Текст]: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. - 2004.3;
4.Золотарёва, А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей [Текст]. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.;
5.Сергеева, В.П., Каскулова, Ф. В., Гричненко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005.;
6. проф. Родионова Н.Ф., к.п.н. Катунова М. Сеничева И.О., Якушева Е.Л. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода: Материалы к учебно- методическому пособию. -СПб, издательство ГОУ «СПб ГДТЮ»,2005 год.;
7. Информационно-методический бюллетень выпуск №5 «Результативность образовательного процесса в УДОД, СПб, СПб ГДТЮ,2008 год.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ
Основная функция образования – раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, создать условия для её развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, тво...
Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики
Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...
Планирование действий самоконтроля и самооценки при создании условий для восприятия ритма как основы миропонимания.
Сегодня главной целью обучения должно стать формирование у ребёнка умения управлять процессами творчества: фантазированием, понианием закономенрностей решением соложных проблемных ситуаций. Дети...
Урок музыки во 2 классе по теме: «Планирование действий самоконтроля и самооценки при создании условий для восприятия ритма как основы миропонимания».
Цель: создать условия для планирования действий самоконтроля и самооценки в восприятии ритма как основы миропонимания.Задачи: · выделить реальную ситуацию, ка...
статья " Языковое портфолио как возможность развития самоконтроля и самооценки учащихся"
В статье автор описывает свой опыт внедрения "Языкового портфолио" в образовательный процесс, дает определение языковому портфолио и приводит этапы работы по его созданию....
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию....