Функциональная грамотность
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Смоленской области по образованию и науке
Администрация муниципального образования "Монастырщинский район" Смоленской области
МОУ Новомихайловская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По функциональной грамотности
для обучающихся 5 класса
Пояснительная записка
Программа внеурочнойдеятельности Развитие функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г).
5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
6. Положение о внеурочной деятельности МБОУ-СОШ №2 п. Южный
Рабочая программа рассчитана на 33 недели, 1час в неделю.
Используемые учебные пособия
- Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
- Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
- Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
- Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
- Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонныхзаданий. Выпуск
Используемые интернет-ресурсы
- РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства просвещения РФ
- Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
- Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
- МЦКО
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
- разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление).
Количество часов на один год обучения в 5 классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая
грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, игра, квест, моделирование, викторина, квиз, проект.
- целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
- Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
- 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
- соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования МБОУ-СОШ №2 п.Южный, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
- связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.
Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать
- 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса втекущем учебном году:
- четверть – модуль «Читательская грамотность»;
- четверть – модуль «Математическая грамотность»;
- четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»;
4 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность»
Планируемые результаты освоения программы курса
Метапредметные и предметные результаты
Класс /5 уровень ФГ | Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Креативное мышление | |
Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте | - |
Личностные результаты
Класс | Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Креативное мышление | |
5-8 классы | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; собственную позицию по отношению к прочитанному | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны | - |
Содержание
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектовокружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальностьводы. Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведениеитогов работы за год..
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признакихимических реакций.
Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горнойпородой и рудой.
Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.Свойства живых организмов.
Проведение входного и выходного контроля.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ | Дата по плану | Тема занятия | Всего ч. в неделю | теория | практика | Формы деятельности |
1. | 06.09 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс |
2. | 13.09 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 0 | 1 | работа в парах, ролевая игра |
3. | 20.09 27.09 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями |
4. | 04.10 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) | 0 | 0 | 0 | Круглый стол |
5. | 04.10 | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 0 | 0 | 0 | Квест, конкурс |
6. | 04.10 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | 0 | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?» |
7. | 11.10 | Работа со сплошным текстом | 1 | 0 | 1 | Ролевая игра. |
8. | 18.10 25.10 | Проведение входного и выходного контроля | 2 | 2 | тестирование | |
Итого | 8 | 0,5 | 7,5 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Дата по плану | Тема занятия | Всего ч.в неделю | теория | практика | Формы деятельности |
1. | 08.11 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления | 0 | 0 | 0 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2. | 08.11 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3. | 15.11 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | 0 | 1 | Беседа, обсуждение практикум |
4. | 22.11 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 0 | 1 | Беседа, обсуждение практикум |
5. | 29.11 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0 | 1 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. |
6. | 06.12 | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
7. | 13.12 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | 0 | 1 | Урок-практикум. |
8. | 20.12 27.12 | Проведение входного и выходного контроля. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестирование |
Итого | 8 | 1 | 7 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов в неделю | теория | практика | Формы деятельности | |
1. | 10.01 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 0 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | 17.01 | Деньги в разных странах | 1 | 0 | 0 | Круглый стол, игра. |
3. | 24.01 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 0 | 0 | Игра, экскурсия. |
4. | 31.01 | Как разумно делать покупки? | 1 | 0 | 0 | Игра, круглый стол. |
5. | 07.02 | Кто такие мошенники? | 1 | 0,5 | 0,5 | Круглый стол, игра, квест. |
6. | 14.02 21.02 | Личные деньги | 2 | 1 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. | 28.02 | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект, игра. |
8. | 07.03 14.03 | Проведение входного и выходного контроля. | 2 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 10 | 2 | 8 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№ | Тема занятия | Всего ч. в неделю | теория | практика | Формы деятельности | |
1. | 28.03 | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 0 | 0 | 0 | Беседа, демонстрация записей звуков. |
2. | 28.03 | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
3. | 04.04 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. | 1 | 0 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
4. | 04.04 | Углекислый газ в природе и его значение. | 0 | 0 | 1 | |
5. | 11.04 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с коллекциями минералов и горных пород. |
6. | 18.04 | Атмосфера Земли. | 1 | 0 | 1 | |
7. | 25.04 | Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Презентация. |
8. | 02.05 16.05 | Проведение входного и выходного контроля. | 2 | 2 | Тестирование. | |
Итого | 7 | 1 | 6 | |||
ИТОГО за год | 33 | 4,5 | 28,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-735473-1453923095.jpg)
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697116-1445949915.jpg)
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1364244-1637696514.jpg)
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/11/picture-1371030-1639212224.jpg)
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-130692-1676543736.jpg)
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293827-1606581905.jpg)
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...