Методическая разработка "Профориентация"
методическая разработка (8 класс)
Методическая разработка "Профориентация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_masterskaya_proforietatsiya_2024_office_word.docx | 61.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическая разработка занятия по профориентации обучающихся «Мастерская профориентации» в 2024 году»
Тема : «Биолог в мире профессий »
Номинация «Конкурсы, викторины».
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДЮТ»
Симферопольского района
Лисюра Татьяна Николаевна
Симферополь 2024
Цель: профессиональная ориентация подростков: расширить представления детей о мире профессий, познакомить учащихся с некоторыми профессиями биологической направленности, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии.
Задачи занятия:
- познакомить учащихся с основами общей биологии как с комплексной наукой, с основными направлениями общебиологических исследований, с историей их развития;
- сформировать знания о значении биологических знаний в жизни человека;
- привлечь учащихся к работе с дополнительной литературой;
- познакомить учащихся с перечнем профессий
Планируемые результаты:
- Личностные: Способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, помогает развить такие личностные качества как целеустремленность, инициативность, гибкость, склонность к творчеству, уверенность в себе, уравновешенность, амбициозность, стремление к успеху.
- Метапредметные: Развивает самостоятельность, позволяет оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
- Предметные: Позволяет узнать сведения о профессиях, их особенностях, трудностях. А также узнать о своих правах и обязанностях при овладении той или иной профессией.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, подборка иллюстраций (рисунки, фотографии).
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный метод, наглядный метод, словесный (рассказ, беседа, диалог), постановка проблемных вопросов, поисковый метод, использование ИКТ.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
ХОД ЗАНЯТИЯ
1)Организационный момент
Объявляется название игры. В игре соревнуются три команды, каждая из которых состоит из семи-восьми человек. Профориентационная игра может проводиться как в одном классе, так и между параллелями. Профориентационная игра для 6-9-х классов.
2)Формирование темы и цели урока: Дети давайте сегодня познакомимся с профессией… Учащимся задается вопрос.
Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?
(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей , гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)
3) Постановка проблемы.
Наша планета Земля не только прекрасна, она – удивительна и неповторима. А уникальна она тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями, животными, микроорганизмами. Жизнь есть везде: в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и свойства живого, называется биологией. В последние годы человечество является свидетелем бурного развития биологии. Эта наука становится все более интересной людям самых разнообразных профессий.
А знаете ли вы, в каких областях деятельности человека необходимы знания этой науки? Люди каких профессий используют биологические знания? Будет ли ваша будущая профессия связана с биологией? Чем обусловлен Ваш выбор будущей профессии? Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни
4 ) Работа по теме.
Учащимся предлагается совершить путешествие по страницам устного журнала. Выступают заранее подготовленные учащиеся.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности. В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов. Эколог. Инженер-эколог. Лаборант-эколог, Психоаналитик.
Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое. Где его получить? Специальности «Биотехнология», а также «Химическая технология и биотехнология» открыты в Самарском государственном техническом университете.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Далее обучающимся предлагается игровой блок
1.КОНКУРС «Эрудит»
Что же такое ПРОФЕССИЯ?
ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Например, врач, учитель, психолог, тренер, ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.
А что такое СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - отдельная, обособленная отрасль науки, техники, мастерства, искусства.
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.
например, учитель биологии; врач-отоларинголог, терапевт, хирург; альголог...
А что такое ДОЛЖНОСТЬ?
- ДОЛЖНОСТЬ - установленная в определенном порядке первичная структурная единица штата той или иной государственной или негосударственной организации
- Должность – это конкретный трудовой пост в организации.
Например, заведующий поликлиникой, заведующий отделением; директор школы, завуч.
Вывод: Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
ВОПРОСЫ: Какие термины являются названием профессии, какие – специальности, а какие - должности?
Стоматолог, директор, врач, учитель биологии, портретист, отоларинголог, учитель, педиатр, пейзажист, преподаватель, главврач, художник, министр.
Ответы
- Профессии - учитель, врач, преподаватель, художник.
- Специальности – стоматолог, портретист, учитель биологии, отоларинголог, педиатр, пейзажист.
- Должность - директор, главврач, министр
2.КОНКУРС “Анаграммы”
Какие профессиональные термины здесь зашифрованы?
Тиокредр, гокэло, цтеводво, рткаотстир, деиптар, тчиеуль, охгилсоп.
ПРОВЕРИМ
Анаграммы тиокредр гокэло цтеводво рткаотстир деиптар тчиеуль охгилсоп | Ответы директор эколог цветовод тракторист педиатр учитель психолог |
3. КОНКУРС «Определи профессию» (загадки)
На слайде по щелчку мыши появляется загадка, ответ написать на листочке и сдать в жюри.
1. В белоснежном он халате | 2. Этот доктор удалит |
3. Бередят его сознание | 4. В желтом море корабль плывет. |
5. Кто учит детишек читать и писать, | 6. Мама может ставить банки, |
7. Доктор, но не для детей, | 8. Здесь особенное царство: |
9. Мы от простуды вновь страдаем, |
|
10. Его работы ждет земля | 11.Скажите, как можно сквозь стенку смотреть? |
12. Он друзей четвероногих | 13. Он науку изучил, |
14. Упрятав чёлку под фуражку, | 15. Он природу охраняет, |
16. Её давно буренки знают, | 17. Мамочка разводит розы, |
18. В спорте толк он точно знает, |
|
4. КОНКУРС «Угадай профессию»
Какой профессии принадлежат эти предметы?
(Стетоскоп, шприц, термометр, зубоврачебное кресло. ВРАЧ
Какой профессии принадлежат эти предметы?
(Молочная фляга, доильный аппарат, подойник. (ДОЯРКА)
ПРОВИЗОР
1. Составитель меню.
2. Ревизионный работник в столовой.
3. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.
КИНОЛОГ
1. Работник киностудии.
2. Собаковод.
3. Изготовитель киноэкранов.
5. КОНКУРС “Кто быстрее ”(Представители команд поднимают руку и дают ответ. Жюри фиксирует ответы.
(10 баллов)
1) Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)
2) Профессия человека, имеющего отношение к охране леса. (лесничий)
3) Какую профессию имеет человек, лечащий животных? (ветеринар)
4) Номер телефона, по которому вызывают “ Скорую помощь”. (03)
5) Детский врач. (педиатр)
6) Главный человек в школе. (директор)
7) Животные, которые часто охраняют вместе с людьми государственную границу. (собаки)
8) Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)
9) Человек, занимающийся устранением недостатков речи. (логопед, дефектолог)
10) Профессия человека, связанная с выучкой служебных собак. (кинолог)
Пока жюри подводит итоги, участникам игры предлагается составить
ПАМЯТКУ для правильного выбора профессии.
1. При выборе профессии соотноси личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
2. Не отождествляй школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности.
3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д.
4. Не выбирай профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у твоего товарища не гарантирует их наличия и у тебя.
5) Закрепление материала. Рефлексия.
1.Решение, каких проблем, стоящих перед человечеством, зависит от уровня биологических знаний.
2. По предложенной схеме назовите слово:
а) - - - - - г - - Одна из старейших естественных наук (биология).
б) А- - - - и в - н - - - е - - - к
Открыл дверь в мир микроорганизмов (Антони ван Левенгук).
в) - - о - - - с - -
признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности (профессия).
г) - - - ь - - - -
профессии, связанные с медицинским обслуживанием (фельдшер).
д) - - - - о - - - - - е - -
профессии, связанные c обучением и воспитанием (преподаватель).
е) - - - к - - - -
повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных (эколог).
ж) - - - - д - - - й - - -
люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии (фитодизайнер).
3. Что нового ты узнал на сегодняшнем занятии.
4. Чем вам могут быть полезны эти знания в дальнейшем.
Объявление результатов. Поздравление победителей игры.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...