Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
материал
В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом поприще. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом поприще. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы.
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Предметом современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. Главными понятиями являются «самоактуализация человека» и «личностный рост».
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания профессиональной компетенции педагогических кадров. Но прежде чем выстраивать методическое сопровождение, нужно правильно организовать методическую работу в регионе или школе, а также четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение. Понятие "сопровождать», обозначает следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - это явление или действие вместе с чем-то. Тогда что же следует понимать под методическим сопровождением.
Методическое сопровождение – это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, то есть разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, а также информирование, просвещение и обучение кадров. Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандартов и комплексность всех видов сопровождения.
С самого начала перехода на ФГОС необходима совместная работа методической службы начального образования и среднего звена по выработке общей стратегии в выборе УМК, в выборе направлений дополнительного образования.
Целью методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи методической работы:
1. Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.
3. Реализация плана мероприятий по введению ФГОС нового поколения.
4. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
5. Совершенствование материально-технической базы в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.
6. Использование ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс.
Выбирая оптимальные варианты методической работы и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и их самосовершенствования, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности. Образовательная система школы реализует функцию обучения не только детей, но и взрослых, независимо от того, насколько осознанно и целенаправленно действуют в этом направлении члены коллектива. Эффективность реализации этой функции возрастает, если в школе складывается целостная система деятельности, обеспечивающая каждому учителю возможность развития любой компетенции. Важны все составляющие новой образовательной среды, но главная фигура, без которой невозможна никакая модернизация, - учитель, ведь качество, эффективность освоения стандарта находятся в прямой зависимости от готовности и подготовленности учителя к решению этой задачи. Учитель «новой школы» - специалист, мотивированный на работу с учащимися, открытый новшествам, способный к своему личностному и профессиональному развитию, хорошо разбирающийся в психологии ребёнка, владеющий современными образовательными технологиями, в совершенстве знающий свой предмет. Современной школе нужны новые педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку, умеющие искренне сотрудничать с детьми.
В школе, в условиях ФГОС, можно использовать такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, педсоветы, круглые столы, деловые игры, курсы повышения квалификации, открытые мероприятия, презентация опыта, система преемственности опыта работы (начальная школа-среднее звено), самообразование, диагностика. А основными направлениями методической работы являются:
1. Совершенствование педагогического мастерства учителя.
2. Организация повышения квалификации членов методического объединения
3. Изучение нормативных документов.
4. Изучение методик, методов, технологий обучения, развития и воспитания.
5. Работа с учебными программами.
6. Работа по формированию, изучению, обобщению и распространению опыта работы учителей.
Еще одним результатом работы учителя является его участие в профессиональных конкурсах, подготовка методических пособий, публикация материалов о педагогическом опыте в периодической и профессиональной печати. Учитывая то, что ключевым направлением в организации методической работы школы является - подготовка к введению стандарта в основной школе, мы должны помнить о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, направлен, прежде всего, на достижение новых образовательных результатов, а в частности на достижение метапредметных результатов.
А результатами реализации методического сопровождения педагогов должны стать:
- наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;
- стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере;
- удовлетворенность результатом собственной профессиональной деятельности;
- рост числа участников конкурсов педагогических достижений;
- развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;
- достижения воспитанниками оптимальных результатов.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что при планировании работы методического объединения необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и много другое. Это даст возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения. А результатами методической работы должны стать: положительная мотивация; расширение кругозора педагогов о содержании ФГОС нового поколения; повышение методического мастерства педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии; созданию действующей информационно-методической базы по внедрению ФГОС и активное участие педагогов в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.
Закончить свое выступление мне бы хотелось словами одного российского педагога, общественного деятеля, доктора педагогических наук, Евгения Александровича Ямбурга «Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединения в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-590522-1423768922.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем и старшем з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-136103-1355148790.jpg)
Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов
В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621940-1428679243.jpg)
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621940-1428679243.jpg)
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/22/picture-805329-1506091452.jpg)
"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и соц...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1210889-1579860650.png)
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...