Что сегодня важнее – воспитательный эффект или педагогическая эффективность занятий в дополнительном образовании.
статья
Сегодня в качестве определяющего направления деятельности системы образования в России выдвигается идея превращения его в один из важнейших факторов обеспечения растущей конкурентоспособности страны. Немалая роль в этом отводится дополнительному образованию, и очень важно нам, педагогам дополнительного образования, понимать, что важнее - научить или воспитать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskoe_esse.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторское эссе
«Что сегодня важнее – воспитательный эффект или педагогическая эффективность занятий в дополнительном образовании»
педагога дополнительного образования МАУ ДО ЦДО
СП «Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»
Сабановой Флорисы Викторовны
Сегодня в качестве определяющего направления деятельности системы образования в России выдвигается идея превращения его в один из важнейших факторов обеспечения растущей конкурентоспособности страны. Немалая роль в этом отводится дополнительному образованию, и очень важно нам, педагогам дополнительного образования, понимать, что важнее - научить или воспитать. И можно ли найти баланс между понятиями воспитательный эффект и педагогическая эффективность или все же нужно отождествлять понятие «образование» с определением воспитания и выбирать между ними?
Сначала хотелось бы рассмотреть эти два понятия в отдельности. В чем заключается эффективность занятия педагога дополнительного образования?
Во-первых, это мастерство самого педагога, во-вторых, умение преподать его профессионально, и, пожалуй, самое главное то, чтобы педагог и обучающиеся становились единомышленниками одного общего дела, то есть, педагог – учит, обучающийся – хочет научиться.
В чем же заключается воспитательный эффект и важен ли он в дополнительном образовании? К примеру, моя авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в жизнь с «маленьким принцем»» направлена не только на получение основ профессионального воспитания. Учитывая интересы ребенка, она также формирует его поведение, способствует этике и эстетике выполнения работы и представлению ее результатов, культуре организации своей деятельности, уважительному отношению к профессиональной деятельности других, адекватности восприятия оценки своей деятельности. Дети получают основы социального воспитания, то есть, идет формирование коллективной ответственности, стремление к самореализации, соблюдение нравственно-этических норм в жизни. Иначе говоря, программа дополнительного образования способствует формированию общественно-активной, нравственно - ориентированной, творческой личности.
Образовательная, и воспитательная среды в дополнительном образовании часто противопоставляются друг другу, но мой педагогический опыт показывает, что воспитание и обучение - это единый процесс. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Рассматривать их в отдельности, значит, что мне как педагогу дополнительного образования никогда не добиться своей цели, которая заключается в развитии творческих и индивидуальных способностей ребенка и сохранении его духовно-нравственных ценностей.
Единство учебно-воспитательного процесса заложено уже в самом понятии дополнительного образования, которое согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Это не тождественные понятия, это одна из важнейших закономерностей. Каждая из них имеет свою качественную определенность, свою специфику. Чем полнее и глубже будет учтена эта специфика, тем эффективнее будет вся моя педагогическая работа.
Еще Михаил Васильевич Ломоносов сказал, что не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание являются целью обучения, и с этим нельзя не согласиться. Ведь формирование системы знаний, навыков, умений, взглядов и убеждений, качеств, разносторонне характеризующих личность человека, и есть целостный педагогический процесс. Приводя в действие познавательные и творческие возможности, обучение побуждает к проявлению добросовестности, настойчивости и требовательности к себе.
Мое педагогическое воздействие при использовании новейших технологий таких как: синектика, имитационное моделирование, кейс - метод и других, - уже содержит в себе разносторонний материал для решения обучающих, воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Социальные, технические, общенаучные знания отражают историю, характер и специфику современной эпохи, состояние мировой и национальной экономики, уровень развития науки. Эти знания помогают обучающимся понимать и объективно оценивать жизненные явления и процессы, формируют их научное мировоззрение, взгляды и убеждения, которые реализуются в их социальной активности и развитии как личности.
Только в единстве воспитательного и образовательного процесса мы сможем смоделировать принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...
"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...
Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе
В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами личностно-ориентированного образования, созданием организ...
Целевые показатели оценки эффективности деятельности педагога дополнительного образования
В современной образовательной среде постоянно происходят изменения в сфере оплаты труда педагогам дополнительного образования в целях повышения эффективности их деятельности. С 2014 г наши педаг...
Мастер-класс "Использование игровых педагогических технологий на занятиях в дополнительном образовании. Игры - энергизаторы"
Знание всегда имеет эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника ув...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
Мастер-класс «Эффективные формы работы на занятиях в дополнительном образовании»
Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного об...