Методическая разработка занятия по робототехнике
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.
В данной разработке содержится подробный конспект занятия по общеразвивающей программе «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.
Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»».
Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»»
Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.
Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»
Задачи:
Образовательные:
− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;
− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;
− сформировать представления о возможностях конструктора «STEAM. Клик» в разнообразных областях науки.
Развивающие:
− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Воспитательные:
− содействовать формированию информационной культуры учащихся;
− взаимоотношений при работе в парах, группах.
Тип занятия: усвоение нового материала
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.
В данной разработке содержится подробный конспект занятия по общеразвивающей программе «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.
Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»».
Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»»
Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.
Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»
Задачи:
Образовательные:
− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;
− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;
− сформировать представления о возможностях конструктора «STEAM. Клик» в разнообразных областях науки.
Развивающие:
− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Воспитательные:
− содействовать формированию информационной культуры учащихся;
− взаимоотношений при работе в парах, группах.
Тип занятия: усвоение нового материала
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_robototehnike.docx | 388.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лажъяльская общеобразовательная школа»
Методическая разработка занятия по робототехнике
«Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»
Автор-разработчик:
Волкова Валентина Витальевна,
педагог дополнительного образования
д. Лажъял
2024 г.
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………...2
- Основная часть……………………………………………………………………5
- Методические советы……………………………………………………………18
- Список информационных источников………………………………………...19
Приложения……………………………………………………………………...20
Приложение 1(Общие правила техники безопасности)
Приложение 2 (Критерии оценивания работы)
Приложение 3 (Рисунки)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.
В данной разработке содержится подробный конспект занятия по общеразвивающей программе «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.
Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»».
Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного робота из набора «STEAM. Клик»»
Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.
Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»
Задачи:
Образовательные:
− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;
− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;
− сформировать представления о возможностях конструктора «STEAM. Клик» в разнообразных областях науки.
Развивающие:
− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Воспитательные:
− содействовать формированию информационной культуры учащихся;
− взаимоотношений при работе в парах, группах.
Тип занятия: усвоение нового материала
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.
Основная часть
Технологическая карта занятия по робототехнике
Тема урока: «Мобильный робот из набора «STEAM. Клик»»
Педагогические технологии | Технология личностно-ориентированного обучения, групповая, игровая, проектная, информационно-коммуникационная технология | ||
Средства обучения | проектор, ноутбуки, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | |||
Предметный | Метапредметный | Личностный | |
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
| |
ХОД УРОКА | |||
Деятельность учителя (методы и приемы) | Деятельность ученика | УУД (оборудование) | |
1.Организационный момент. | |||
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Организуют свое рабочее место, приветствуют учителя | (Компьютер) Регулятивные: - настрой на урок | |
2.Мотивация к учебной деятельности. | |||
Звучит y песня из кинофильма «Электорник» «До чего дошёл прогресс» (Приём «Это интересно») - Как вы считаете, что такое робот? - Где мы встречаемся с роботами? - Для чего нужны роботы?
- Роботы-помощники? Например, фиксики. Какие они? Что делают? - Ребята, я предлагаю вам разгадать онлайн-кроссворд. (В форме игры прием «Разгадывание кроссворда») https://learningapps.org/display?v=p87ozfha317 Вопросы к кроссворду: По вертикали: 1. Набор деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. 3.Синоним слова "двигатель" По горизонтали: 2. Компания, которая производит популярные конструкторы для детей 4. Устройство с помощью которых робот воспринимает окружающий мир. 5. Круг, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение механизма. 6. "Мозг" робота 7. Человек, который занимается конструированием робота называется....
- Молодцы, ребята с основными определениями, связанными с роботами вы знакомы. (На слайде изображение людей разных профессий) А кто роботов создает? - Да вы правы, люди. - Скажите, один человек может создать робота, как вы думаете? - Давайте с вами порассуждаем, что делают люди, чтобы создать робота? Значит, как назовем профессию будущего? - Я надеюсь, что кто-нибудь из вас обязательно станет робототехником или инженером–конструктором. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с конструктором «STEAM. Клик», и что мы с вами будем конструировать, вы узнаете отгадав загадку: Это чей там слышен топот? На работу вышел он. Мышцы металлические, Мысли электрические. (Робот) Вопросы для обсуждения: -Кто правильно угадал? Кто ошибся? -Пользу или вред приносят роботы? Какую пользу? Какой вред? -Что вы не знали о роботах и узнали только сейчас? | - устройство, управляемое программой или человеком. - в быту, на производстве, в медицине и т.д. - для облегчения труда людей, выполнения опасных работ, работ, требующих особой точности. - (нужные, добрые, полезные, познавательные, умные …). - (чинят, мастерят, придумывают, помогают и т. д.). Отвечают на вопрос. Определяют первоначальный уровень осведомленности по теме. Ответы: 1. Конструктор 2. Мотор 3. Лего 4. Датчик 5. Колесо 6. Процессор 7. Робототехник 8. Моделирование
Приводят свои примеры. - робототехник. - ответы учащихся. - ответы учащихся. | (Компьютерная презентация,проектор) Личностные - формирование эмоциональной отзывчивости Познавательные: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. - выделять существенные признаки предметов. давать определения тем или иным понятиям. | |
3.Постановка, проблемы, цели и задач урока. | |||
(Метод проблемного изложения) - Ребята, из чего можно построить робота? - Какой конструктор можно использовать для создания робота? - Как вы думаете, какую модель мы будем собирать? Какова будет цель нашего занятия? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего занятия. Работать с конструктором мы умеем. Давайте соберем модель, но, чтобы она мигала зелёным цветом, что мы должны сделать? - А что мы должны будем выполнить для достижения нашей цели? Какие задачи себе поставим? (на доске цель и задачи) -Мы постараемся собрать робота, используя STEAM-конструктор. | - из блоков, кубиков, металла, конструктора. - конструктор «STEAM.Клик». - Мы сегодня будем собирать модель мобильного робота из конструктора «STEAM.Клик» Формулируют тему урока, цели и задачи собственной учебной деятельности на уроке. Фиксируют на доске. - «Мобильный робот» - создать управляемую модель мобильного робота из готовых блоков согласно приложенной инструкции. | (доска, проектор, компьтерная презентация) Познавательные: - самостоятельное выделение темы и целей Регулятивные: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные: - умение слушать и размышлять. | |
4. Физкультминутка | |||
Физкультминутка «Робот». Робот делает зарядку и считает по порядку. Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону) Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх) Три – прозрачен объектив (движение руками вниз) И исправен и красив (опускают руки вдоль туловища). | - выполняют зарядку вместе с роботом (на слайде – видео-зарядка) | (компьютерная презентация, проектор) Здоровье-сберегающая Личностные: - формирование интереса к музыкальным занятиям. | |
5. Актуализация знаний. | |||
(Объяснительно-иллюстрационный метод) - С чего нужно начинать работу? - Как называется основная деталь робота? - Блок управления или микропроцессор - является сердцем любой модели, контролируя работу датчиков и моторов. Блок управления осуществляет передачу информации от управляющей панели к собранной модели. - Для того чтобы модель заработала, нам надо соединить блоки по образцу. Если вы все сделаете правильно, робот оживет. -Для этого мы будем работать все вместе, в группе. - При работе с конструкторами мы должны помнить о правилах техники безопасности. Какие правила вы знаете? (Техника безопасности при работе с конструктором - работа с карточками) Мы будем работать все вместе в одной группе, так как ноутбук и набор конструктора у нас один. Ознакомимся с инструкцией к работе. В конце работы мы будем оценивать работу группы по критериям (на слайде): Критерии оценивания работы: 1. Самостоятельность выполнения работы. 2. Правильное выполнение сборки макета (по инструкции). 3. Программирование робота. 4. Работа в группе. | -для создания работающей модели, необходимо чётко выполнять команды инструкции по сборке Организуются в группу. Вспоминают правила работы в группе. Распределяют роли в группе. Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы. -Чтец читает вслух; -Секретарь – делает краткие записи группы; -Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа; - Хронометрист – следит за временем. Практическая работа. Учащиеся соединяют отдельные блоки в действующую модель конструктора, комментируя свои действия. | (компьтер, набор «STEAM. Клик», инструкции, карточки) Регулятивные: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные: - умение слушать и размышлять. | |
Усвоение новых знаний | |||
(Прием конструирования по образцу) Организует работу в группе. Группа получает инструкцию к работе. Консультирует по мере необходимости. Когда большинство уже собрали модель, задается вопрос: - Ребята, что нужно для того, чтобы наша модель ожила? Переходим к 4 этапу «Управление». - Запустив программу, нажав на кнопку питания (выключатель). Что произошло? - Чтобы изменить цвет огонька, надо нажать на кнопку выносного пульта, предварительно вставив элемент питания. | Изучают алгоритм работы. Читают текст. Самостоятельно выполняют задание в группе. - проверяют действие кнопок управления на поведение робота - изменился цвет у огонька на кнопке. | (робототехнический набор «STEAM. Клик», ноутбук, инструкции) Коммуникативные: - умение взаимодействовать в группе; Регулятивные: - контроль, коррекция. Личностные: - формирование интереса к музыке; | |
Проверка понимания, коррекция допущенных ошибок | |||
(Репродуктивный метод) Организует презентацию результатов работы, их обсуждение, взаимооценку по критериям. Каждый критерий – 1 фиксация | Выступление группы с комментированием. Ребята рассказывают о своей работе по сборке и настройке робота. | Коммуникативные: - умение строить грамотное, красивое сообщение; - умение работать в команде | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||
(Приём «Смайлики») -Модель какого вида робота мы сегодня создали? - Создали мобильного робота, используя конструктор. - Вспомните тему и цель нашего занятия. Достигли ли мы поставленной цели? - С какими элементами конструктора и блоками программы вы работали на занятии? Какие этапы занятия заинтересовали вас больше всего? Какие затруднения в работе вы испытали? Как вы смогли преодолеть эти трудности? Чему научились сегодня на занятии? Кто помогал друг другу? - Ребята на доске у нас есть лист самооценки, у каждого на парте лежит три цветных круга, подойдите и расположите круг к тому фиксику, на которого вы оцениваете свою успешность в освоении темы занятия. Зеленый – все легко и просто Желтый – возникли затруднения. Красный – было тяжело. (Приём «поощрение») Если робот ожил, это значит, что ошибок нет, молодцы! -Я очень довольна вашими результатами, каждый из вас хорошо потрудился. Спасибо вам за работу! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. - блоки цвета и звука, блоки управления мотором и индикатором, блоком управления моделью. Лист-результатов закрепляют на доске, на которую клеится фиксик каждого ученика в соответствии со взаимооценкой. | (доска) Регулятивные: - осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: - словообразование. | |
Домашнее задание | |||
Дает информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Придумать любой кроссворд по теме роботы (к следующему занятию). | Познавательные: - развитие поисковых, исследовательских умений; - умение систематизировать, выделять главное |
Методические советы
Занятия по робототехнике должно проводиться в просторном кабинете, где каждый ребёнок имеет место как для выполнения записей, так и для разложения всех деталей конструктора.
Очень важен эмоциональный настрой ребёнка на занятии. Если ребёнку понравится, то его можно ждать и на следующем занятии. Эмоциональный настрой помогает создать демонстрация готового робота, выполняющего какие-либо действия. На занятии важно вести диалог с детьми, обращая внимание на их знания, на то, что и они могут создать свою модель, но для этого необходимо быть внимательным, трудолюбивым и не пропускать занятия.
Заинтересовав ребят конструктором, на следующем занятии целесообразно начать с проверки домашнего задания – решение кроссворда. Также необходимо ещё раз повторить названия всех деталей. Это можно сделать в форме игры «Найди нужную деталь».
Рекомендуем на занятиях проводить отработку навыков и умений правильно называть и находить элементы конструктора с целью избегания трудностей общения в работе, в понимании друг друга и педагога.
Список информационных источников
Литература:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. 3-е издание. С-Пб: Наука, 2013 -148 с.
Информационныересурсы:
- https://learningapps.org/display?v=p87ozfha317
- https://disk.yandex.ru/d/wBrnVrFxEHDJrQ
Приложения к технологической карте урока
Приложение 1
Общие правила техники безопасности
- На столе всё лежит в коробочках
- Сборку производить чистыми руками
- В учебный класс входим без еды и напитков
- Детали конструктора не ломаем и не грызём
- Не ссоримся друг с другом
- Слушаем внимательно учителя
- Аккуратно обращаемся с проводами и соединением деталей.
Приложение 2
Критерии оценивания работы:
1. Самостоятельность выполнения работы.
2. Правильное выполнение сборки модели мобильного робота (по инструкции).
3. Управление мобильным роботом.
4. Работа в группе
Приложение 3
Примечание: если у вас имеется магнитная доска, то проще использовать набор магнитов с цветной маркировкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия по робототехнике "Робот - исполнитель алгоритмов"
Занятие по робототехнике для обучающихся 1 года обучения (4-5) классы. На занятии обучающиеся пробуют писать простейшие программы для роботов в среде NTX....
Методическая разработка по реализации робототехники и конструирования в ДОУ «Машины — помощники»
Методическая разработка по реализации робототехники и конструирования в ДОУ «Машины — помощники»...