Здоровый образ жизни у детей
статья

Бураков Александр Викторович

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дополнительном образовании, а особенно в туристском воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorove.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дополнительном образовании, а особенно в туристском воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

Основными параметрами образа жизни детей являются учеба, быт, досугово-культурная деятельность, а также различные поведенческие привычки и проявления. И именно последние два пункта – это то, на что мы можем оказать и оказываем влияние.

К сожалению, часто встречаются дети и подростки с развитым потребительским отношением ко всему и престижно-конформисткой мотивацией при выборе своего досуга. Они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих здоровому образу жизни. Именно поэтому мы начинаем социальное воспитание детей с начальной школы, на этапе когда у них еще отсутствует свобода выбора и потребительская мотивация.  Наша программа состоит из двух уровней и рассчитана на 9 лет, на детей с 1го по 9 класс. Уже на ранней стадии развития ребенка (в 1м классе школы) мы стараемся путем различных знаний, прогулок, физических упражнений и игр развить у детей потребность в определенном образе жизни.

Реализуя программу, мы сделали упор на клубную форму работы, что помогает нам лучше всего решать проблемы досуга.

Теперь давайте рассмотрим те факторы, которые, по нашему мнению, влияют на тот самый осознанный выбор ребенком своего досуга. Первым фактором, мы считаем, можно назвать кругозор ребенка и его владение теми или иными навыками: мы не можем хотеть того, о чем мы не  знаем, чего не пробовали и от чего не получали удовольствие… Таким образом целесообразно давать ребенку разнообразие возможных занятий на досуге, а также научить его необходимым для этого навыкам. Наша программа состоит из трех разделов: спортивно-технический, туристско-спортивный и психолого-экологический. Занимаясь у нас, дети имеют возможность овладеть навыками управления моторной лодкой и снегоходом, ориентирования с помощью GPS-навигатора, катания на горных и простых лыжах, спортивного ориентирования по карте и компасу, туристского быта, поведения в сложных погодных и психологических условиях, а также экологичного поведения в природной среде. За 4 года работы мы сталкивались с такими ситуациями, когда ребенок приходил к нам только научиться кататься на моторной лодке, либо на горных лыжах, либо чтобы научиться владеть GPS-навигатором… Но потом эти дети вовлекались в процесс и оставались с нами до конца.

Результатами этой работы можно назвать наших чемпионов России и Санкт-Петербурга по водно-моторному спорту в классе «Формула будущего». Наши дети уже 4й год участвуют в соревнованиях по Спортивной Спутниковой навигации, занимая там первые места. Наши походы и экспедиции участвуют в различных конкурсах, в том числе по Родной стране и также занимают там призовые места.

Вторым фактором можно назвать влияние на выбор ребенка окружающей среды. Но самым главным в этом можно выделить влияние родителей на ребенка! Работа с родителями – это неотъемлемая часть нашей работы с детьми. Помимо общения с родителями, мы часто берем их с собой в некоторые выезды… Там дети имеют возможность научить своих родителей тому, чему сами научились, а затем рассказывая об этом опыте сверстникам, формирую эффект снежного кома…

Так наши родители часто бегают со своими маленькими детьми на соревнованиях по Спортивной Спутниковой навигации, на соревнованиях по спортивному ориентированию с компасом… Был случай, когда ребенок отказывался идти с нами в поход, и мы предложили папе идти вместе с ним. Это оказало положительное влияние на сына, и дальше он уже ходил с нами сам.

Также сейчас мы вышли на этап формирования совета клуба, круглого стола с родителями и старшие дети сейчас занимаются созданием сайта клуба.

Третьим фактором, влияющим на осознанный выбор ребенком досуга, можно, несомненно, назвать психологический аспект развития личности ребенка.

Обучаясь навыкам управления серьезной техникой, такой как снегоход или моторная лодка, ребенок развивает в себе такие качества как ответственность, уверенность в себе, сила воли, настойчивость и упорство. Находясь подолгу в сложных походах и экспедициях, дети учатся преодолевать себя, помогать окружающим, взаимодействовать с природой и друг с другом, решать конфликтные ситуации. Формирование разновозрастных по составу групп помогает выявлению и укреплению лидерских качеств, терпения, уравновешенности и ответственности у старших членов группы и повышению уровня адаптивных и коммуникативных способностей младших членов группы; формирует зону ближайшего развития детей, их ориентацию на сотрудничество в условиях сложноорганизованной совместной деятельности. 

Таким образом,  происходит воспитание самостоятельной, умелой личности, способной адекватно оценивать ситуацию и находить наиболее конструктивные решения, а также формируется стойкий навык к определенному образу жизни, который оказывает влияние не только на самого ребенка, но и на его семью.

Итак, мы рассмотрели основные моменты, которые по нашему мнению влияют на приобретение детьми навыков разумной самоорганизации досуга и формируют у них определенный комплекс привычек и навыков. Опираясь на опыт нашей работы можно сказать, что наши старшие дети не только следуют здоровому образу жизни, но и  пользуются у сверстников авторитетом, способны увлечь их своими интересами, а также остаются лидерами для нашего младшего поколения, помогая нам проводить различные мероприятия и выезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по   сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни....