Семинар - тренинг «Формирование навыков взаимодействия и межличностной (профессиональной) коммуникации».
план-конспект

Голуб Оксана Евгеньевна

Обучающий семинар по формированию навыков взаимодействия и межличностной и профессиональной коммуникации педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_trening_professionalnoy_kommunikatsii.docx60.26 КБ

Предварительный просмотр:

33

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЫ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Городской Дом детского творчества»

 

Педагог-психолог Голуб О.Е.

Семинар - тренинг «Формирование навыков взаимодействия и межличностной  (профессиональной) коммуникации».

Вступление.

Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. В структуре межличностного взаимодействия выделяют основное содержание общения, а именно передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Очень важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, чтобы тебя поняли.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и- и я пойму и чему-то научусь». Человек усваивает 10% от того, что слышит, 50% от того, что видит, 70% от того, что сам проговаривает, 90% от того, что сам делает.

 Тренинг – это тренировка души, разума и тела, это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и конечно же это живое общение между людьми.

Упражнение «Аплодисменты». Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Инструкция: Сейчас я предлагаю выполнять определённые задания тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

 Поднимите правую руку, кто любит посещать кафе, рестораны.

 Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

 Руки в стороны у кого есть в сарае корова.

 покажите класс кто по утрам любит поспать.

  Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

  Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу/ в школу.

  Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

 Наклонитесь влево, кто любит сидеть в интернете.

  Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты

.  Встаньте на носочки  все те, у кого сегодня хорошее настроение

«Комплимент по кругу»

 Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности,  сотрудничества.

Инструкция: Каждому из Вас получит листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты, подаренные ему.

Анализ:

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

Ну вот,  теперь после того как мы  разогрелись предлагаю перейти  к следующему упражнению

Игра «Парижская выставка»

Цель: отработка умения находить позитивные качества в другом человеке.

Дополнительные цели тренера: проведение сессии взаимного уважения, подчеркивания значимости участников группы.

Инструкция. Сейчас мы объединимся в  4 команды: первую, вторую и третью. Каждая из команд — это фирма, производящая ценные человеческие качества.

Прошу каждую команду придумать себе название... Итак, у нас четыре команды (тренер произносит вслух названия команд). В каждой команде у нас три(четыре) человека. Сейчас вам дается пять минут для того, чтобы обсудить, какие ценные качества производит каждая команда. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, команда «Супер» может решить сначала поговорить об Анны Петровны. Два других участника команды скажут Анны Петровны, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на Парижской выставке. Затем таким же образом нужно обсудить ценные качества других участников и решить, какое ценное качество каждого из них вы представите на выставке. Пока это нужно держать в тайне от остальных групп. Итак, восемь минут на обсуждение самых ценных качеств вашей группы.

 

Через пять минут тренер продолжает инструкцию: теперь возьмите листы, сложите их, перегнув два раза, чтобы они могли стоять, и напишите на каждом названия ваших ценных качеств. Это будут таблички для выставки. На каждом листке — одно качество. Ваши таблички пока никто не должен видеть. Для остальных участников выставки это должен быть сюрприз. Готовы?

А теперь подумайте, какие ценные качества, на ваш взгляд, представят на выставке другие команды. Команда «Супер» составит список ценных качеств, которые она ожидае тувидеть в «выставочном павильоне» команды «Мы», а команда «Мы» — список качествкоманды «Супер». Аналогичным образом команда «Колосья» составит список качеств для команды «Вижу цель», а команда «Вижу цель» — для команды «Колосья»1. На эту работу дается еще 8 минут.

А теперь — открываем Парижскую выставку. Сначала — интервью.

— Команда «Супер», что вы надеетесь увидеть в павильоне команды «Мы»?

К о м а н д а «С у п е р»  Мы надеемся увидеть целеустремленность Вали, мягкость Ирины и аналитичность Григория.

Т р е н е р. Команда «Мы», что вы выставляете в своем павильоне?

К о м а н д а «М ы». Мы выставляем твердость духа Вали, тактичность Ирины и

оптимистическое остроумие Григория!

Т р е н е р. Можно ли сказать, что спрос встретился с предложением?

К о м а н д а «М ы». Да!

Если у кого-то из участников на выставке представлено иное качество нежели то, которое прогнозировалось группой-партнером, тренер может сказать о том, что производитель не полностью осознает свои продукты. Если качества схожи, можно сказать о том, что предложение и спрос гармонично сочетаются друг с другом.

Далее та же процедура проводится с остальными командами.

Обсуждение. Были ли вы удивлены качествами, которые предполагала увидеть

команда-сосед? Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Если игра проведена правильно, то все «счастливы процедурой» — и те, у кого

спрос сочетается с предложением, и те, у кого есть расхождение между спросом и

предложением.

Вывод. Услышать от других людей хорошие слова о личных качествах человека –

это всегда приятно. Это упражнение подчеркивает значимость каждого участника,

повышает самоуважение и придает уверенность в своих силах. Поэтому не скупитесь на подчеркивание достоинств человека. Именно достоинств, а не фальшивых комплиментов. Фальш всегда очень режет слух и становится преградой в общении.

Упражнение «Тюрьма»

Цель: отработка умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации.

Группа делится на «узников» и «родственников». Садятся парами, лицом друг к другу. Ситуация изображает сцену свидания, во время которого «родственники» должны рассказать «узникам» план освобождения, побега (каждый друг другу).

Но рассказать это нужно без слов, поскольку между ними «толстое стекло» и они могут только видеть друг друга, но не слышать. К тому же делать это надо быстро, так как время свидания ограничено одной минутой.
По окончании каждый «узник» по очереди рассказывает всем о том плане побега, который подготовили для него «родственники». Услышанное сопоставляется с рассказом самого «родственника». Если рассказы совпадают, «узник» освобождается», если нет – остается в тюрьме.

Обсуждение:
 Что было наиболее трудным при
¬ выполнении упражнения?
 Как чувствуют себя не освобожденные «узники»?
¬

СТЕНА
Завершающее упражнение "Пирамида позитивных пожеланий" (или

"Коллективное рукопожатие").

Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе.

Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет" три" дружно вскидывают руки вверх.

(Или упражнение стена опыты из 1 сессии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Семинар- тренинг "Бесконфликтное взаимодействие родителей и детей"

Семинар- тренинг составлен мной и активно используется в работе с родителями, основной целью которого является профилактика жестокого обращения с детьми....

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Презентация к методическому семинару на тему: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»

laquo;Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»...

Тренинг: «Развитие навыков эффективной коммуникации»

Данное тренинговое занятие по теме: «Развитие навыков эффективной коммуникации» оринтипровано на подростков, нацелено на развитие навыков взаимодействия в команде, навыков вербального и не...

Тематическое занятие с элементами тренинга на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива

Тематическое занятие с элементами тренинга,направлено на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива....