Тренинг: «Развитие навыков эффективной коммуникации»
план-конспект по психологии

Корнетова Татьяна Викторовна

Данное тренинговое занятие по теме: «Развитие навыков эффективной коммуникации» оринтипровано на подростков, нацелено на развитие навыков взаимодействия в команде, навыков вербального и невербального общения, на снятие коммуникативных барьеров и мышечных зажимов, на формирование доброжелательного отношения школьников друг к другу, а также на развитие чувства уверенности в себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_razvitie_navykov_effektivnoy_kommunikatsii.docx288.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Развитие навыков эффективной коммуникации»

Цель: развитие навыков эффективной коммуникации у подростков. 

Задачи:

  • развитие навыка взаимодействия в команде;
  • отработка навыка вербального и невербального общения;
  • снятие  коммуникативных барьеров и мышечных зажимов;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие эмпатийного, доброжелательного отношения друг к другу;
  • повышение самооценки;
  • развитие чувства уверенности в себе;
  • личностное развитие подростка.

Целевая группа: подростки 12-15 лет.

Структура тренинга

Вводная часть:

  1. Вводное слово психолога.
  2. Правила тренинга.

Основная часть

  1. Упражнение «Старое-новое знакомство».
  2. Упражнение «Интервью».
  3. Упражнение «Время года».
  4. Упражнение «Рисунок на спине». 
  5. Упражнение «Век нынешний, век минувший».
  6. Упражнение «Толстое стекло».
  7. Упражнение «Без маски».
  8. Упражнение «Танец отдельных частей тела».
  9. Упражнение «Мой герб».
  10. Упражнение «Ищу друга».

Заключительная часть

  1. Упражнение «Я желаю тебе….».
  2. Рефлексия.

Ход тренинга

Вводная часть:

ВВОДНОЕ СЛОВО: «Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. Наверное, у каждого из вас есть вопрос, зачем я сюда пришел, и что мы тут будем делать. Кто-нибудь уже бывал на тренинге?  Кто не знает, поясню, тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей.

Сегодня мы будем развивать навыки эффективной коммуникации:

  • Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.
  • Учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
  • Сможем более успешно общаться с другими людьми, лучше понимать их, а значит меньше конфликтовать.

Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять проблемы в коммуникации, принять их, осознать, и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель — помочь себе и друг другу раскрепоститься и активно работать. Нам необходимо сесть в круг. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны).

ХЛОПКИ

Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.

— на улице хорошая погода,

— я рад, что cкоро начнутся каникулы,

— мне интересно, что сейчас будет,

— я ничего не понял, что мы тут будем делать,

— у меня хорошее настроение,

— я готов к работе в нашей группе.

Правила! Которым необходимо придерживаться на протяжении нашего занятия.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a22/00068649-a1070507/img11.jpg

Основная часть

  1. «Старое-новое знакомство». Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным, можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написано достаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление. Называем свое имя и качество на первую букву имени.
  2. Упражнение «Интервью». Ребята разбиваются по парам и рассказывают друг другу о себе в течение 3 минут. Затем все садятся в круг, и по кругу каждый говорит о своем партнере (то, что он только что о нем узнал). Какие ощущения? Комфортно ли было, представляться самим или быть представленным?
  3. Упражнение «Время года». Участники тренинга объединиться в группы по времени года вашего рождения. Изобразить символ данного времени. И сказать, что вас еще может объединять в данной микрогруппе.
  4. Упражнение «Рисунок на спине». А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас покажу картинку и спрячу, затем такой же рисунок стоящий последним изобразит пальцем на спине у того кто впереди. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
  5. Упражнение «Век нынешний, век минувший». Играющие делятся на несколько команд. Ведущий объясняет им, что они должны представить себе, будто все они вернулись из школы с шестью двойками. Их задача – изобразить, что же будет происходить дома после их возвращения. Но первой команде необходимо проиграть эту ситуацию в образе семьи неандертальцев, второй – в древнеславянской семье. Третья команда поведает, как бы это происходило при Петре Первом, а четвертая воспроизведет все в настоящем времени. Само задание также может меняться: например, на «признание в любви», «охоту» и т. д. На подготовку командам отводится 6—7 минут. Итоги: главное не время, когда это произошло и эмоции, которые человек при этом испытывает.
  6. Упражнение «Толстое стекло». Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Речь использовать нельзя, общаться только при помощи мимики и жестов. Ваша задача:
  • договориться о времени встречи в кино;
  • у одноклассника узнать домашнее задание по истории;
  • попросить маму купить ваш любимый фрукт,
  • позвать младшего брата (сестру) на обед,
  • выразить недовольство по поведению друга,
  • поблагодарить за помощь,
  • показать, что влюблен,
  • идти на примирение.
  1. Упражнение «Без маски». Все садятся в большой круг. Участникам предлагается продолжить фразу:

Примерное содержание карточек:

Мне нравится в людях… Я лучший, когда… Мне радостно, когда… По окончании школы я… Самое счастливое время… В школе я… Труднее всего мне… Мне очень хочется… Самое важное в жизни это… Когда я стану взрослым я…

  1. Упражнение «Танец отдельных частей тела» Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов. Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком. Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен  
  • танец кистей рук;
  • танец головы;
  • танец рук;
  • танец плеч;
  • танец живота;
  • танец ног. 

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

  1. Упражнение «Мой герб»

Ведущий: «Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы нарисуем герб, но, кто хочет, может написать и девиз. Каждый из вас сейчас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. Начинайте и у вас обязательно получится. Изобразите просто схему, контур. Главное — идея и свобода самовыражения.

Далее предстоит работа на обратной стороне листа. Расчертите его на 4-е части: в первую впишите важного в вашей жизни человека, но не более 3-х; во вторую — любимое место; в третью — личное качество, которое нравится; в четвертую — что (или кто) помогает в жизни и делает счастливым.

После того, как все готовы, каждый представляет свой герб, рассказывает, что изображено, и зачитывает материал с обратной стороны.

Психологический комментарий:

Это упражнение заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти вопросы помогает участникам более четко осознать цели своей жизни.

  1. Упражнение «Ищу друга». Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пускает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.
  2. Упражнение «Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Заключительная часть

  1. Упражнение «Я желаю тебе….». Цель: снятие эмоционального напряжения. Участники сидя в кругу, на отдельном листе рисуют солнце. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Другие участники около каждого луча напишите пожелание адресату, по очереди передавать друг другу лист, пока он не вернется к хозяину.
  2. Рефлексия. Каждый из вас пришел сюда с определенными ожиданиями, с вопросами, что мы тут будем делать. Сейчас можно высказаться: ваши ожидания и реальность. +, - тренинга, что полезного для себя взяли, что нового узнали. 
  3. «Аплодисменты по кругу». Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»

Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....

Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.

В статье анализируются трудности обучения немецкому языку как второму,предплагаются стратегии и решения....

Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.

Комбинация немецкого и английского языков чрезвычайно привлекательна в первую очередь потому, что английский и немецкий являются родственными языками. Изучение именно этих двух языков в одной связке п...

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных  изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...

Развитие навыков эффективной коммуникации в поликультурном пространстве пришкольного интерната

Пришкольный интернат – это  своеобразная поликультурная образовательная среда, которая представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разных по возрасту, профилям обучения, со...

Развитие навыков эффективного общения

Данная презентация была разработана к семинару "Развитие навыков эффективного общения" для педагогов...