Тренинг: «Развитие навыков эффективной коммуникации»
план-конспект по психологии
Данное тренинговое занятие по теме: «Развитие навыков эффективной коммуникации» оринтипровано на подростков, нацелено на развитие навыков взаимодействия в команде, навыков вербального и невербального общения, на снятие коммуникативных барьеров и мышечных зажимов, на формирование доброжелательного отношения школьников друг к другу, а также на развитие чувства уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_razvitie_navykov_effektivnoy_kommunikatsii.docx | 288.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Развитие навыков эффективной коммуникации»
Цель: развитие навыков эффективной коммуникации у подростков.
Задачи:
- развитие навыка взаимодействия в команде;
- отработка навыка вербального и невербального общения;
- снятие коммуникативных барьеров и мышечных зажимов;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие эмпатийного, доброжелательного отношения друг к другу;
- повышение самооценки;
- развитие чувства уверенности в себе;
- личностное развитие подростка.
Целевая группа: подростки 12-15 лет.
Структура тренинга
Вводная часть:
- Вводное слово психолога.
- Правила тренинга.
Основная часть
- Упражнение «Старое-новое знакомство».
- Упражнение «Интервью».
- Упражнение «Время года».
- Упражнение «Рисунок на спине».
- Упражнение «Век нынешний, век минувший».
- Упражнение «Толстое стекло».
- Упражнение «Без маски».
- Упражнение «Танец отдельных частей тела».
- Упражнение «Мой герб».
- Упражнение «Ищу друга».
Заключительная часть
- Упражнение «Я желаю тебе….».
- Рефлексия.
Ход тренинга
Вводная часть:
ВВОДНОЕ СЛОВО: «Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. Наверное, у каждого из вас есть вопрос, зачем я сюда пришел, и что мы тут будем делать. Кто-нибудь уже бывал на тренинге? Кто не знает, поясню, тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности с помощью приобретения жизненного опыта в группе людей.
Сегодня мы будем развивать навыки эффективной коммуникации:
- Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.
- Учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
- Сможем более успешно общаться с другими людьми, лучше понимать их, а значит меньше конфликтовать.
Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять проблемы в коммуникации, принять их, осознать, и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель — помочь себе и друг другу раскрепоститься и активно работать. Нам необходимо сесть в круг. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны).
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
— на улице хорошая погода,
— я рад, что cкоро начнутся каникулы,
— мне интересно, что сейчас будет,
— я ничего не понял, что мы тут будем делать,
— у меня хорошее настроение,
— я готов к работе в нашей группе.
Правила! Которым необходимо придерживаться на протяжении нашего занятия.
Основная часть
- «Старое-новое знакомство». Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным, можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написано достаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление. Называем свое имя и качество на первую букву имени.
- Упражнение «Интервью». Ребята разбиваются по парам и рассказывают друг другу о себе в течение 3 минут. Затем все садятся в круг, и по кругу каждый говорит о своем партнере (то, что он только что о нем узнал). Какие ощущения? Комфортно ли было, представляться самим или быть представленным?
- Упражнение «Время года». Участники тренинга объединиться в группы по времени года вашего рождения. Изобразить символ данного времени. И сказать, что вас еще может объединять в данной микрогруппе.
- Упражнение «Рисунок на спине». А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас покажу картинку и спрячу, затем такой же рисунок стоящий последним изобразит пальцем на спине у того кто впереди. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
- Упражнение «Век нынешний, век минувший». Играющие делятся на несколько команд. Ведущий объясняет им, что они должны представить себе, будто все они вернулись из школы с шестью двойками. Их задача – изобразить, что же будет происходить дома после их возвращения. Но первой команде необходимо проиграть эту ситуацию в образе семьи неандертальцев, второй – в древнеславянской семье. Третья команда поведает, как бы это происходило при Петре Первом, а четвертая воспроизведет все в настоящем времени. Само задание также может меняться: например, на «признание в любви», «охоту» и т. д. На подготовку командам отводится 6—7 минут. Итоги: главное не время, когда это произошло и эмоции, которые человек при этом испытывает.
- Упражнение «Толстое стекло». Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Речь использовать нельзя, общаться только при помощи мимики и жестов. Ваша задача:
- договориться о времени встречи в кино;
- у одноклассника узнать домашнее задание по истории;
- попросить маму купить ваш любимый фрукт,
- позвать младшего брата (сестру) на обед,
- выразить недовольство по поведению друга,
- поблагодарить за помощь,
- показать, что влюблен,
- идти на примирение.
- Упражнение «Без маски». Все садятся в большой круг. Участникам предлагается продолжить фразу:
Примерное содержание карточек:
Мне нравится в людях… Я лучший, когда… Мне радостно, когда… По окончании школы я… Самое счастливое время… В школе я… Труднее всего мне… Мне очень хочется… Самое важное в жизни это… Когда я стану взрослым я…
- Упражнение «Танец отдельных частей тела» Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов. Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком. Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук;
- танец головы;
- танец рук;
- танец плеч;
- танец живота;
- танец ног.∙
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
- Упражнение «Мой герб»
Ведущий: «Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы нарисуем герб, но, кто хочет, может написать и девиз. Каждый из вас сейчас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. Начинайте и у вас обязательно получится. Изобразите просто схему, контур. Главное — идея и свобода самовыражения.
Далее предстоит работа на обратной стороне листа. Расчертите его на 4-е части: в первую впишите важного в вашей жизни человека, но не более 3-х; во вторую — любимое место; в третью — личное качество, которое нравится; в четвертую — что (или кто) помогает в жизни и делает счастливым.
После того, как все готовы, каждый представляет свой герб, рассказывает, что изображено, и зачитывает материал с обратной стороны.
Психологический комментарий:
Это упражнение заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти вопросы помогает участникам более четко осознать цели своей жизни.
- Упражнение «Ищу друга». Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пускает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.
- Упражнение «Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.
Заключительная часть
- Упражнение «Я желаю тебе….». Цель: снятие эмоционального напряжения. Участники сидя в кругу, на отдельном листе рисуют солнце. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Другие участники около каждого луча напишите пожелание адресату, по очереди передавать друг другу лист, пока он не вернется к хозяину.
- Рефлексия. Каждый из вас пришел сюда с определенными ожиданиями, с вопросами, что мы тут будем делать. Сейчас можно высказаться: ваши ожидания и реальность. +, - тренинга, что полезного для себя взяли, что нового узнали.
- «Аплодисменты по кругу». Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»
Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....
Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.
В статье анализируются трудности обучения немецкому языку как второму,предплагаются стратегии и решения....
Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.
Комбинация немецкого и английского языков чрезвычайно привлекательна в первую очередь потому, что английский и немецкий являются родственными языками. Изучение именно этих двух языков в одной связке п...
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»
Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...
Развитие навыков эффективной коммуникации в поликультурном пространстве пришкольного интерната
Пришкольный интернат – это своеобразная поликультурная образовательная среда, которая представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разных по возрасту, профилям обучения, со...
Развитие навыков эффективного общения
Данная презентация была разработана к семинару "Развитие навыков эффективного общения" для педагогов...