Образовательные ресурсы в преподавании ОДНКНР
статья (6 класс)

Голикова Светлана Михайловна

Доклад на тему "Образовательные ресурсы в преподавании ОДНКНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_obrazovatelnye_resursy_v_prepodavanii_odnknr.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Доклад на тему:

Образовательные ресурсы и их роль

в преподавании предметов

 духовно-нравственной направленности

        Подготовила

Голикова Светлана Михайловна

преподаватель ОРКСЭ

МБОУ Староюрьевской СОШ

        Староюрьево, 2023

Сегодня перед школой стоит сложная задача -  духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Цель учителя — помочь задуматься над мировоззренческими вопросами и найти ориентиры в многообразном информационном пространстве.

Как учителю интересно и наглядно познакомить учеников с многообразием культуры? Выход можно найти, используя на уроках электронные образовательные ресурсы.  Развитие современных технологий, распространенность различных электронных платформ и обеспечиваемые ими возможности делают цифровые средства передачи информации привлекательными для современной молодежи. Целью информационно — коммуникативной технологии является активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Сегодня доступность электронных образовательных ресурсов  обеспечивает их использование во всех школах страны. Работа учащихся и учителей с электронными образовательными ресурсами не требует дополнительной подготовки, так как концептуально они ориентированы на непрофессионального пользователя: простота навигации, удобный интерфейс, интуитивно понятное меню обеспечивают учителям и учащимся комфортные условия работы с ресурсами.

На занятиях ОДНКНР учащимся предлагается просмотр содержательных видеороликов. Все просмотры сопровождаются различными заданиями (обсуждение, записи в рабочие листы и т. д.). Использование визуального материала дает возможность «погрузиться» ребенку в учебный материал, позволяет наглядно увидеть различные аспекты культурного наследия России.

В рамках знакомства с предметом, ребятам на уроках ОДНКНР к просмотру были предложены короткие видеоролики из цикла "Мы живем в России" на канале «Гора самоцветов».  Этот ресурс интересен тем, что является сборником сказок, собранных со всей территории, где проживают народы России. Пятиклассники имеют возможность познакомиться с культурой народов России в интересной форме, привлекая своих родителей и других членов семьи.

  Просветительский проект «Arzamas», посвященный истории культуры, настоящий кладезь полезной и интересной информации для учителя и учеников. Эта образовательная платформа может познакомить  школьников с историей становления русского языка: например, видеоролик «Русский язык за 18 минут», или цикл коротких мультфильмов о букве, слове и языке. Данный видеоролик мы смотрели на уроке, останавливаясь на обсуждении различных периодов становления языка. Дети очень удивляются, когда узнают, что привычные для них слова некогда звучали по — другому или же их не было вовсе. Дома ребята с большим удовольствием составляли словарики молодежных сленгов.  Для актуализации знаний по темам «Язык и история», «Русский язык — язык общения и язык возможностей», можно предложить ребятам пройти тест по материалам Корнея Чуковского на сайте «Арзамас».

На практическом занятии «Многообразие культур России» обращаемся к сборнику «Колыбельные народов России», где содержатся 15 традиционных колыбельных напевов, принадлежащих народам, живущим в самых разных частях России. Данный сборник содержит в себе не только музыкальную составляющую, но и тексты колыбельных на русском и других языках народов России.

Портал культурного наследия, традиций народов России Культура.РФ — еще один ЭОР, который достоин нашего внимания. Данный образовательный портал может помочь учителю рассказать учащимся о традициях, культуре нашего государства через видео экскурсии, прямые трансляции различных событий, лекции, онлайн спектакли и т. д. Например, можно использовать видеосюжет Праздник самовара —для урока №25 «Праздники народов России». Для проведения урока «Музыкальная культура народов России» можно использовать фрагменты из Творческой встречи «Народная песня — наше прошлое и будущее».  

Для формирования интереса учащихся или повторения и закрепления изученного, на уроках ОДНКНР возможно прохождение различных онлайн — тестов: про этнический состав России; на знание географии и живописных мест нашей Родины ; про национальные дома народов России и т. д.  Для того, чтобы каждый ученик смог проверить себя, узнать свой уровень знаний, на уроках ОДНКНР мы используем QR-коды - штрихкоды, предоставляющие информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. Такой прием помогает разнообразить урок и сделать его более интересным.  

Мультимедийная насыщенность уроков ОДНКНР направлена на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Использование ЭОР повышает наглядность изучаемого учебного материала и позволяет визуализировать многие процессы и явления.

Следует подчеркнуть, что применение электронных образовательных ресурсов помогает разнообразить урок, сделать его более ярким и запоминающимся. Таким образом, опыт преподавания предмета ОДНКНР сводится к творческому подходу учителя в подготовке своих уроков, использованию разнообразных источников и ресурсов, форм и приемов для формирования своей принадлежности каждого ученика к народу, к национальности, обществу страны.

Возможности использования виртуального музея

в урочной, внеурочной, проектной деятельности

В наши дни транслирование духовно-нравственных ценностей является общей целью общеобразовательной школы как учреждения образования и музея как учреждения культуры. Поэтому для более успешной реализации образовательных задач учителю ОРКСЭ и ОДНКНР целесообразно выстраивать партнерские отношения с музеями, представляющими религиозную культуру во всем ее многообразии.

Всего в России насчитывается три музея, посвященных истории религии, они действуют в городах – «перекрёстках культур»: 

  • Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru)
  • Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
  • Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru).
  • Также посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов  доступно на сайте «Культура», раздел «Виртуальные прогулки» https://www.culture.ru/s/virtualnye-progulki/

Образовательное пространство этих музеев позволяет изучать на их базе пять из шести модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и курсы предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» при помощи цифровых ресурсов, представленных на официальных сайтах и доступных учителю из любого региона РФ.

Так, крупнейший в России Музей истории религии средствами контента, представленного на страницах своего сайта, позволяет выгодно дополнить материалы учебников для раскрытия большинства тем учебной программы модулей религиоведческого содержания.

При изучении тем ОРКСЭ и ОДНКНР, связанных с религиозной историей и культурой, учителю на уроке целесообразно использовать возможности виртуального музея: виртуальную экспозицию, виртуальные экскурсии, видеотрансляции; создавать методическую копилку учителя, пополнять коллекцию визуальных изображений фотографиями редких экспонатов музеев из виртуальных коллекций и медиатек. Использование размещенных на сайте музея справочных материалов значительно расширят кругозор учителя и позволят избежать фактических неточностей при изложении сложных тем курсов.

Также на материалах цифровых музейных коллекций можно с успехом осуществлять проектную деятельность обучающихся, проводить внеурочные воспитательные мероприятия: праздники, викторины, выставки, игры или виртуальные экскурсии по музею, которые разрабатывают учитель и/или его воспитанники.

https://gmir.ru/_virtual/expo/expo.php?f=a_2211_koniki 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы

В презентации говоритмя о точ, что такое ИКТ, каковы его преимущества. Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. ...

Методическая статья «Использование цифрового образовательного ресурса в преподавании истории»

Хочется поделиться опытом использования электронного средства учебного назначения, созданного совместно со своими учениками. В нашем лицее старшеклассники с увлечением работают над созданием электронн...

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики...

Электронно-образовательные ресурсы в преподавании биологии

При проведении уроков биологии каждый учитель в своей работе использует электронно-образовательные ресурсы. Вашему вниманию представлю некоторые из них, которые можно использовать на уроках и во внеур...

Электронные образовательные ресурсы в преподавании физики

Внедрение информационных технологий в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются не только функц...

Образовательные ресурсы в преподавании ОДНКНР

Презентация к докладу "Образовательные ресурсы в преподавании ОДНКНР"...