Профориентация (8-9классы)
рабочая программа (8, 9 класс)

Бабанов Михаил Александрович

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforintatsiya8-9_klassy.docx68.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение‌‌

‌"Зыковская основная общеобразовательная школа"
 Венгеровский район, Новосибирская область‌

МКОУ Зыковская ООШ

Принято                                                               Согласовано

решением  МО                                                         директор

учителей- предметников                                                            Т. Г. Иванова

Протокол  от 29.08.2023  № 1                               30.08.2023

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

(основное общее образование)

п.Зыково, 2023 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения. Программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.

Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют после окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой будущей профессии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Курс внеурочной деятельности «Профориентация» нацелен на помощь учащемуся:

  • в освоении над профессиональными компетенциями (навыков общения, навыков работы в команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т д). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
  • в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут;
  • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии;
  • в формировании и развитии трёх компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного;
  • в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит учащемуся строить образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;
  • в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа может быть реализована в работе со школьниками 8 и 9 классов.

Программа курса рассчитана на 68 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога.

Программа может быть реализована в течение одного учебного года со школьниками 8 и 9 классов, если занятия проводятся 2 раза в неделю, или в течение двух лет, если занятия проводятся 1 раз в неделю.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
  • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания;
  • в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
  • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности;
  • выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий

на предприятия своего региона.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
  • стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека В сфере трудового воспитания:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профориентация», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;
  • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
  • навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
  • умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

  • выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
  • использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
  • аргументировать свою позицию, мнение;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
  • выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях;
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; M находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Профориентация».

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;
  • выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
  • понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; M уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профориентация», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др );
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса «Профориентация».

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

  • выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации;
  • уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями;
  • уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.

Русский язык:

  • формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно- популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование;
  • участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
  • обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
  • извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
  • словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
  • создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи
  • предложений в тексте; логичность.

Литература:

  • овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности

Иностранный язык:

  • овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;
  • приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме Информатика:
  • овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач;
  • умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
  • сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования География:
  • освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта;
  • умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами;
  • умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
  • сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования Физика:
  • умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; M сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:

  • освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);
  • умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
  • овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом Биология:
  • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;
  • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
  • интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:

  • сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.

Основы безопасности жизнедеятельности:

  • сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;
  • овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности

«Профориентация»

Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Понятие «профессия». О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей профессии. Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь. Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.

Особенности современного рынка труда страны и региона. Профессии прошлого, настоящего, будущего. Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы. С чего начать проектирование собственного профессионального пути. Первый выбор, связанный с будущей профессией, который делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании. Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия.

Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу. Общее и особенное каждой профессии. Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и надпрофессиональные навыки. Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии. Профессии, которые ушли в прошлое. Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)

Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека. Устная и письменная речь. Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие. Невербальные средства общения. Жесты, мимика, телодвижения как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя). Влияние интонации на слушателя. Эффективная коммуникация. Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового этикета. Составление перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным.

Понимание как основа взаимоотношений между людьми. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей. Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией. О чём говорят поступки человека. Личная страница в соцсетях как возможность понять других людей.

Что такое «личное пространство человека». Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека. Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди. Дистанции в общении. Нарушение личных границ. Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере.

Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта. Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию. Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта. «Я-высказывания» против «ты-высказываний». Способы взаимодействия в конфликте. Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта «Конфликтоёмкие» профессии.

Влияние профессии на здоровье человека. Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве. Риск возникновения заболеваний, связанных с профессией. Способы профилактики.

Раздел 3. Какой я?

Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития. Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии. Игры, развивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое мышление. Правила командных игр. Профессии, требующие максимальной концентрации внимания. Способность к самопознанию как особенность человека Возникновение лженаук астрологии и нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения Профессии «психолог» и «психотерапевт» Профориентационные тесты стандартизированной методики оценки (При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала ) О точности их результатов Экстремальные ситуации и «экстремальные» профессии. Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас. Внешняя красота и внутренняя. Проблема неравенства при приёме на работу. Кому и когда важно презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить.

Раздел 4. Образовательная траектория

Ошибки, которые мы совершаем в жизни. Причины ошибок. Ошибка в выборе профессии и её последствия. Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии. Пути исправления ошибок.

Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной жизни. Сегодняшние успехи и достижения. Факторы, влияющие на успех в карьере. Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города.

Большая профориентационная игра как способ конструирования школьником собственного образовательного и профессионального маршрута. Этапы проведения игры. Цели и задачи игры.


Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона


Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности трудоустройства после окончания. Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы. Судьбы выпускников школы, окончивших колледжи региона. Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в колледже, беседы, интервью. Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения, проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности трудоустройства после окончания вуза. Встреча с представителями вузов, куда часто поступают выпускники 11 класса школы. Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы. Поиск нужной информации на сайтах вузов.

Обзор ведущих предприятий региона. Профессиональные судьбы людей региона. Встреча с родителями школьников, работающими на предприятиях региона. Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах

Проведение экскурсии на одно из предприятий региона. Встреча с представителями предприятия. Блиц-интервью. Мастер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии. Создание работ к онлайн-вернисажу «Лучшая фотография с производства».

Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессиональном самоопределении.

Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть интересны школьнику и которые могут помочь в запуске собственного стартапа.

Раздел 6. Проба профессии

Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути. Значение ОГЭ для будущей профессиональной карьеры. «Примерка» профессий Профессиональная проба — что это такое?

Профессиональная проба «Интервью». Основные направления деятельности журналиста. Жанры в журналистике Профессиональные качества и этика журналиста. Особенности работы в периодической печати, особенности новостной информации и её виды. Поиск информации и особенности работы корреспондента. Российский закон о праве на частную жизнь. Жанр интервью. Типы интервью: о событии, о личности, о мнении. Подготовка и проведение интервью, обработка информации и подготовка к публикации, комментарии.

Профессиональная проба «Фитодизайн». Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека и растением. Цели и задачи фитодизайна. Характеристика основных типов интерьера. Температурно-влажностный режим. Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров. Биологическая совместимость растений. Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений. Группа профессий, связанных с фитодизайном.

Профессиональная проба «Экспозиционер». Основные сведения о сфере профессиональной деятельности экспозиционера. Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации. Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности. Знания в области музееведения, культурологии и истории искусства, способы их приобретения. Группа профессий, связанных с музееведением.

Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. Список предпочитаемых профессий: вторая версия. Профессиональная и образовательная траектория: версия 9 0.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация»

1.1.

Начало пути к выбору профессии

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

1.2

Мои сегодняшние профессиональные предпочтения

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

1.3

Что важно для человека любой профессии

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

Итого по модулю

3

Раздел 2. Универсальные навыки

2.1.

Коммуникация

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

2.2

Я  тебя понимаю

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

2.3

Моё личное пространство

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

2.4

Конфликт и негативные эмоции

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

2.5

Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

Итого по модулю

7

Раздел 3. Какой я

3.1

Темперамент. Память. Внимание. Особенности мышления

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

3.2

Как узнать, какой я на самом деле

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

3.3

Секреты восприятия

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

3.4

Первый опыт самопрезентации

2

1

Устный опрос; Практическая работа;

Итого по модулю

6

Раздел 4. Образовательная траектория

4.1.

Ошибки, которые мы совершаем

1

0

1

Устный опрос

Практическая работа

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

4.2

Я  через 5, 10, 20, 50 лет (2 ч

1

0

1

Устный опрос

Практическая работа

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

4.3.

Большая профориентационная игра

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

Итого по модулю

4

Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона

5.1.

Учреждения среднего профессионального образования нашего региона

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

https://myschool.edu.ru

5.2.

Экскурсия в колледж

2

0

1

Устный опрос;

Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

5.3

Учреждения высшего профессионального образования нашего региона

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

5.4.

Промышленные, научные, сельскохозяйственные предприятия региона

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»https://myschool.edu.ru

5.5.

Экскурсия на производство

1

1

Устный опрос; Практическая работа;

5.6.

Сам себе стартап

1

1

Устный опрос; Практическая работа;

Итого по модулю

7

Раздел 6. Проба профессии

6.1.

Как «примерить» профессию

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

6.2.

Профессиональная проба «Интервью»

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,

https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id, ФГИС «Моя школа»

6.3.

Профессиональная проба «Фитодизайн»

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР, https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

6.4.

Профессиональная проба «Экспозиционер»

2

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

6.5.

Подводя итоги

1

0

1

Устный опрос; Практическая работа;

Единая коллекция ЦОР,https://resh.edu.ru

https://interneturok.ru/?id,

ФГИС «Моя школа»

Итого по модулю

7

ИТОГО

68

0


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Начало пути к выбору профессии

1

0

1

06.09.2023-

08.09.2023

Устный опрос; практическая работа.

2.

Мои сегодняшние профессиональные предпочтения

1

0

1

13.09.2023

15.09.2023

Устный опрос; практическая работа.

3.

Что важно для человека любой профессии

1

0

1

20.09.2023

22.09.2023

Устный опрос; практическая работа.

4.

Коммуникация

1

0

1

27.09.2023

29.09.2023

Устный опрос; практическая работа.

5.

Я тебя понимаю

1

0

1

04.10.2023

06.10.2023

Устный опрос; практическая работа.

6.

Моё личное пространство

1

0

1

11.09.2023

13.09.2023

Устный опрос; практическая работа.

7.

Конфликт и негативные эмоции

1

0

1

18.10.2023

20.10.2023

Устный опрос; практическая работа.

8.

Конфликт и негативные эмоции

1

0

1

25.10.2023

27.10.2023

Устный опрос; практическая работа.

9.

Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала

1

0

1

08.11.2023

10.11.2023

Устный опрос; практическая работа.

10.

Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала

1

0

1

15.11.2023

17.11.2023

Устный опрос; практическая работа.

11.

Темперамент. Память. Внимание. Особенности мышления

1

0

1

22.11.2023

24.11.2023

Устный опрос; практическая работа.

12.

Темперамент. Память. Внимание. Особенности мышления

1

0

1

29.11.2023

01.11.2023

Устный опрос; практическая работа.

13.

Как узнать, какой я на самом деле

1

0

1

06.12.2023

08.12.2023

Устный опрос; практическая работа.

14.

Секреты восприятия

1

0

1

13.12.2023

15.12.2023

Устный опрос; практическая работа.

15.

Первый опыт самопрезентации

1

0

1

20.12.2023

22.12.2023

Устный опрос; практическая работа.

16.

Первый опыт самопрезентации

1

0

1

27.12.2023

12.12.2023

Устный опрос; практическая работа.

17.

Ошибки, которые мы совершаем

1

0

1

17.01.2024

19.01.2024

Устный опрос; практическая работа.

18.

Я через 5, 10, 20, 50 лет (2 ч

1

0

1

24.01.2024

26.01.2024

Устный опрос; практическая работа.

19.

Большая профориентационная игра

1

0

1

31.01.2024

02.02.2024

Устный опрос; практическая работа.

20.

Большая профориентационная игра

1

0

1

07.02.2024

09.02.2024

Устный опрос; практическая работа.

21.

Учреждения среднего профессионального образования нашего региона

1

0

1

28.02.2024

09.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

22.

Экскурсия в колледж

1

0

1

07.03.2024

16.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

23.

Экскурсия в колледж

1

0

1

14.03.2024

23.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

24.

Учреждения высшего профессионального образования нашего региона

1

0

1

21.02.2024

02.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

25.

Промышленные, научные, сельскохозяйственные предприятия региона

1

0

1

28.02.2024

09.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

26.

Экскурсия на производство

1

0

1

14.03.2024

23.03.2024

Устный опрос; практическая работа.

27.

Сам себе стартап

1

0

1

21.03.2024

06.04.2024

Устный опрос; практическая работа.

28.

Как «примерить» профессию

1

0

1

04.04.2024

13.04.2024

Устный опрос; практическая работа.

29.

Профессиональная проба «Интервью»

1

0

1

11.04.2024

20.04.2024

Устный опрос; практическая работа.

30.

Профессиональная проба «Фитодизайн»

1

0

1

18.04.2024

27.04.2024

Устный опрос; практическая работа.

31.

Профессиональная проба «Фитодизайн»

1

0

1

25.04.2024

04.05.2024

Устный опрос; практическая работа.

32.

Профессиональная проба «Экспозиционер»

1

0

1

02.05.2024

11.05.2024

Устный опрос; практическая работа.

33.

Профессиональная проба «Экспозиционер»

1

0

1

09.05.2024

18.05.2024

Устный опрос; практическая работа.

34.

Подводя итоги

1

0

1

16.05.2024

25.05.2024

Устный опрос; практическая работа.










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» (основное общее образование). Москва 2022г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.        Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию [Текст]. –  Издательство: Речь, 2010. – 176с.

2.        Бобровская, Л.Н. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника [Текст]   /Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2009. – 79с.

3.        Бобровская, Л.Н.  Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса [Текст] /Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина. -2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2008. – 101с.

4.        Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы [Текст]. – Издательство: МИОО, 2011. – 176с.

5.        Гиппенрейтер, Ю.Б., Спиридонов, В.А., Фаликман, М.В. Психология мышления [Текст]. – Издательство: АСТ, Астрель, 2010. – 672с.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.proforientator.ru/profession

http://rodn-i-k.narod.ru/index2.html

http://www.ucheba.ru/prof/

http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok

https://cashgain.ru/samye-vostrebovannye-i-vysokooplachivaemye-professii-v-rossii-spisok-list.html

https://proforientatsia.ru/career-guidance/tipichnye-oshibki-vybora-professii/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ИКТ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Приложение

Игры к курсу внеурочной деятельности «Профориентация»

Игра «Никто не знает, что я…» 

Педагог просит каждого учащегося продолжить фразу «Никто не знает, что я…».

Для проведения игры можно воспользоваться мягким предметом, который участники бросают друг другу после своего высказывания. Педагог первым продолжает эту фразу, а затем бросает мягкий предмет (мяч, игрушку) кому-то из школьников, который, поймав предмет, также продолжает эту фразу.

Игра «Расскажи мне о себе». 

Игра может проходить в парах. В течение 2—4 минут школьники рассказывают о себе своему партнёру по паре то, что считают нужным. А потом каждый в течение минуты представляет своего товарища по паре для остальных школьников.

Игра «Разворачивающаяся кооперация» 

Игра позволяет выяснить мнение группы по какому-то вопросу таким образом, чтобы мнение каждого было учтено. Сначала педагог просит каждого школьника сформулировать свои ожидания от предстоящих занятий. На это уйдёт 1—2 минуты. Затем учащиеся объединяются в пары и составляют общий список ожиданий, учитывающий ожидания каждого. Это займёт ещё 2—4 минуты. Далее школьники объединяются в четвёрки и составляют общий для четверых человек список и т. д.

Во время работы групп одинаковые ожидания объединяются, при необходимости переформулируются. Ожидания всех участников при этом должны быть учтены.

В заключении формируется общий список ожиданий группы, который представляет один из участников.

Игра «Общее и особенное каждой профессии»

Учащиеся делятся на 4 группы, представитель каждой из которых случайным образом выбирает две из заполненных ранее карточек с названиями профессий. В группах школьники заполняют таблицу, в которой есть два столбца.

Первый столбец — профессиональные навыки, без которых в этой профессии не обойтись.

Второй — не профессиональные, но необходимые навыки для того, чтобы быть успешным в этой профессии.

Таким образом каждая группа опишет навыки, необходимые для двух доставшихся им профессий. После этого выступают представители групп. По окончании выступлений педагог организует обсуждение тех надпрофессиональных навыков, которые назвали школьники.

Игра «Разговор через стекло».

Играют в парах.  Один игрок находится «в магазине», а другой «за стеклом». Они не договорились о покупках, и тот, который «за стеклом», с помощью мимики и жестов объясняет тому, кто «в магазине», что он желает купить. Затем сверяется «список покупок» — сумели ли участники понять друг друга. Игра показывает, с одной стороны, каков уровень понимания между учащимися, а с другой — демонстрирует роль мимики и жестов в коммуникации. Игра «Интонация». Вступительное слово педагога перед началом игры: «Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, что служит причиной конфликта. Например, это может выглядеть так:

А что ты голос на меня повышаешь?

Да я не повышаю.

Нет, повышаешь!

(с раздражением) Нет, не повышаю!

Ты чего орёшь?!

(крича) Да не ору я!!!

     В начале игры на листочках бумаги школьники пишут название любого чувства или эмоции. Затем листочки собираются, перетасовываются и снова раздаются. Далее все решают, какую строчку из какого известного всем стихотворения взять за основу игры. После этого учащиеся по очереди произносят выбранную фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на их листочке. Остальные школьники пытаются отгадать, с какой эмоцией школьник произнёс заданную фразу. Эта игра позволяет не только расширить диапазон интонационной выразительности учащихся, но и помогает им обнаружить, насколько адекватно воспринимается их интонация окружающими.

Игра «Поза». 

Двух игроков просят выйти из помещения. Третьему игроку предлагают изобразить позу человека, у которого большие неприятности: с работы уволили, машину разбил, с другом поругался и т. д. Далее просят одного из вышедших за дверь войти, посмотреть на игрока, который изобразил позу и попробовать предположить, что она означает. Затем ему самому надо принять ту позу, которая, на его взгляд, соответствует «переживаниям» предыдущего игрока. Последнему игроку предлагают проделать тоже самое. Все три игрока во время игры сохраняют молчание. Педагог объясняет задание каждому вошедшему в аудиторию игроку отдельно. После завершения игры каждый из игроков рассказывает, что он понял о состоянии своего товарища, анализируя его позу.

Игра «Паровозик». В начале игры педагог задаёт учащимся вопрос: «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего отвечают, что машинист.

Далее педагог просит школьников выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему игроку — «паровозиком».

Затем детям даётся следующая установка: один хлопок педагога в ладоши — надо всем сделать шаг вперёд, два хлопка — шаг назад, три хлопка — шаг вправо, четыре хлопка — шаг влево. Во время игры будет много ошибок, и те, кто ошибаются, занимают место в конце «паровозика».

По окончании игры школьники приходят к выводу, что в «крушении» поезда виноват не всегда первый игрок — «машинист». Можно провести параллель с развитием любой конфликтной ситуации, и прийти к выводу, что и в конфликте тоже может оказаться не один виноватый.

Игра «Самая опасная для здоровья профессия» 

Каждая группа школьников (в группе может быть по 3—5 человек) выбирает одну из предложенных педагогом профессий и готовит двухминутное сообщение на тему «Потенциальные риски профессии и способы их снижения». Задача других групп задать 1—2 вопроса по прослушанному сообщению. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответом было только слово «да» или «нет». Перечень профессий, предложенных педагогом, может быть таким: учитель, программист, продавец, курьер, домохозяйка, журналист, водитель такси, кондитер, блогер, ветеринар и т. д.

Игра «Первое знакомство». 

Два участника — «соискатели» — выходят из аудитории и с помощью заранее подготовленного реквизита создают свой внешний образ, а также готовят небольшой текст для самопрезентации. Их задача: в течение одной-двух минут убедить оставшуюся часть группы, которая выполняет роль «работодателя», что они подходят для работы на вакантном месте. «Соискатели» сами выбирают ту вакансию, на которую они будут претендовать и заранее сообщают об этом «работодателю» (например, курьер на почте, воспитатель детского сада, системный администратор, администратор клуба квестов, стюарт в авиакомпании и т. п.). Каждый «соискатель» претендует на «свою» вакансию. После двух последовательных выступлений «соискателей» педагог организует обсуждение, используя вопросы: на что во внешнем облике соискателей вы обратили внимание прежде всего; каковы сильные стороны участника презентации; что сыграло определяющую роль при вашем решении принять или нет его на работу. После этого обсуждения «соискатели» говорят о том, что они пытались сказать «работодателю» с помощью созданного ими визуального образа и произнесённой речи; что было самым сложным в этом задании для них.

Игра «Верю — не верю» 

Игра связана с историей лженаук — астрологии и нумерологии. Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно использовать следующие утверждения:

Почти 50 лет назад 18 нобелевских лауреатов подписались под заявлением «Возражения против астрологии». — Да, это верно. Это случилось в 1978 году.

Астрология не преподаётся ни в одном университете мира. — Нет, это не так. Курс астрологии преподаётся в нескольких университетах Индии.

Ни один эксперимент, который мог доказать истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. — Да, верно.

Люди часто очень высоко оценивают точность астрологических прогнозов. — Да, это так. Это связано с тем, что прогнозы очень расплывчаты, и многим людям при известной фантазии кажется, что это про них.

С 1958 года ведётся эксперимент, в котором участвуют 2000 человек, родившихся в интервале 5 минут друг от друга. Он доказывает, что судьбы у всех этих людей сложились одинаково. — Нет, он доказал ровно обратное. У всех этих людей разные профессии, семейное положение, привычки и т. д.

Игра помогает школьникам понять, что различные предсказания, совпадения, гадания лишь способ переложить ответственность за свои поступки (в том числе и за неудачи в профессии) на стечение обстоятельств и «расположение светил».

 

Источник: Примерная программа внеурочной деятельности «Профориентация»

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Proforientaciya_osnovnoe_obschee_obrazovanie_.htm 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ. На обучение отводится 17часов.Курс рассчитан помочь старшеклас...