Доклад на методическом совещании МБОУ ДО «ДХШ» г. Мегион (протокол № 2 от 25.12.2023 г.)
опыты и эксперименты

Степанова Елена Михайловна

Выбор темы для итоговой творческого проекта выпускника, завершающего освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ  области искусств в МБОУ ДО «ДХШ» (из опыта работы в художественной школе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад выступления

преподавателя  Степановой Е.М.

на методическом совещании

МБОУ ДО «ДХШ» г. Мегион

(протокол № 2 от 01.09.2023 г.)

Выбор темы для итоговой творческого проекта выпускника, завершающего освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ  области искусств в МБОУ ДО «ДХШ».

(из опыта работы в художественной школе).

Традиционно обучение в художественной школе или школе искусств завершается выполнением итоговой творческой работы (дипломного проекта). Дипломная или итоговая творческая работа по композиции в выпускном классе – это и подведение итогов обучения в художественной школе, и демонстрация уровня профессионального мастерства и личной зрелости выпускника, это начало его творческого пути.

            В основу итоговой работы входит проектная творческая деятельность, основанная на теоретических знаниях и практических умениях и навыках, полученных в процессе курса обучения живописи, рисунку, истории искусств и, конечно же, композиции. Дипломная работа может представлять собой серию живописных или графических работ, декоративную композицию, батик, скульптурную композицию, декоративные росписи и многое другое, что было освоено в процессе обучения в школе.

            Тему итогового творческого проекта и технику выполнения обучающиеся выбирают под руководством своего преподавателя в соответствии со своими личными предпочтениями, навыками, знаниями  и умениями,  приобретенными за годы обучения. Предмет «станковая композиция» тесно связан с предметами «рисунок» и «живопись», являет собой синтез этих двух дисциплин, неотъемлемых друг от друга. Композиция может быть выполнена в любой изученной на уроках живописи и рисунка технике, позволяющей наиболее полно раскрыть авторскую идею.

Несмотря на то, что в течение всех лет обучения учащиеся выполняли композиции на разные темы, как показывает опыт, выпускникам очень сложно выбрать свою тему. Так как они, в своем большинстве,  обязательно желают выполнить  работу больших форматов, в сложных техниках, с которыми они не особо знакомы и не имеют практического опыта.  

              На протяжении многих выпусков наблюдается тенденция к выбору выпускниками аллегорических тем, стремление работать в технике масляной или акриловой живописи. Кроме   проблемы выбора сложной темы перед выпускниками стоит не менее сложная проблема. Выпускной год в общеобразовательной школе совпадает с выпускным годом в художественной школе. В этой ситуации важно донести до учеников, что итоговая выпускная работа – это творческий продукт, который должен продемонстрировать не только интересы, идеи и замыслы выпускника, но и их профессиональные умения, знания  и навыки.

           Поэтому выбор темы дипломных работ, в первую очередь, должен быть обусловлен тем видом деятельности, которым ребята занимались на уроках рисунка, живописи, станковой композиции. А также необходимо учитывать уровень художественных способностей ученика, его творческие предпочтения (кому-то легко дается работа в жанре «натюрморт», кто-то  многократно выполнял работы на определенную сюжетную выставочную тему и т.д.). Итак, необходимо помочь выпускнику выбрать тот жанр, технику исполнения, которые в процессе обучения ему удавались лучше всего, ту тему, которая затронула эмоциональную сферу. И постараться увидеть и изучить эту тему с другой стороны, выявить и подчеркнуть новые аспекты изученного материала, проявить новаторство и более углубленно раскрыть уже знакомые темы, такие как:  «Труд. Профессии», «Народные традиции и обычаи», «Исторические события», «Образ войны», «Мой город», «Декоративный натюрморт», «Декоративный пейзаж», «Мой мир», «Семья», «Мой край», «Мой город». Диапазон сюжетов внутри указанных выше тем ничем не ограничен. Если, например, это тема «История», то это может быть значительное историческое событие, деятельность политика, полководца, ученого, писателя или поэта, художника, артиста и других знаменитых личностей, в том числе и жителей нашего города или края, внесших значительный вклад в историю их развития. Обращаясь к теме «Семья» можно предложить сюжеты, связанные с материнством, детством, старостью, проблемой преемственности поколений. Также в художественной школе мы часто предлагаем ребятам в своих работах отразить культуру народов Севера. Эта тема учащимися достаточно хорошо знакома, так как в течение двух лет они изучают ее на предмете по выбору – «этнография народов ханты и манси». Это – традиции, обряды, мифы и праздники малочисленных северных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

           Чтобы донести до учеников мысль, что классические темы самые простые и жизненные и раскрыть их будет легче, интереснее, а также результат будет качественнее, мы подбираем  фотографии и репродукции таким образом, чтобы на них были представлены работы художников разных стран и разных исторических эпох. Обращаем внимание на картины, рисунки художников на одну и ту же тему выполненные разными материалами в разных стилях.

Изучаем как творчество известных, так и  творчество современных художников. Просматриваем фото отчеты с защиты дипломных проектов, которые публикуются на сайтах других ДШИ и ДХШ, анализируем интересные и не очень  удачные работы выпускников нашей школы прошлых лет.

             В нашей школе постоянно экспонируются работы выпускников. Эти выставки дают возможность  будущим выпускникам составить представление об объеме творческой итоговой работы, о разнообразии тем и техник исполнения.  

           Одной из форм отчета о проделанной работе является онлайн выставка творческих работ, которая позволяет сохранить память и дает возможность будущим выпускникам определяться с темами, стилями и техниками своих  творческих итоговых работ.

«Выпускной 2019»

https://vk.com/video-210233552_456239246

«Выпускники -2021»

https://vk.com/video-187412516_456239532?list=d1dd89ff0c9d2da3bc

Таким образом, опираясь на свой предшествующий опыт при выполнении заданий по композиции, ребята успешно выполняют свои итоговые творческие работы.

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка методического совещания «Интерактивные методы профилактической работы».

Методическая разработка по теме «Интерактивные методы профилактической работы» составлена для проведения методического совещания педагогов. Разработанное занятие направлено на формирование умений и на...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Доклад на августовском совещании.

quot;Формирование учебной мотивации на уроках математики"....

методическое совещание «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО И ФГОС ООО»

6 октября 2022 года в 15:00 состоялось методическое совещание перехода на обновленные государственные стандарты начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Хант...