Рабочая программа ОП 05 Технология машиностроения для специальности среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»
рабочая программа

Нарватова Валентина Борисовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.16 «Технология машиностроения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op._05_tehnologiya_mashinostroeniya.docx95.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 Технология машиностроения

для специальности среднего профессионального образования

15.02.16 «Технология машиностроения»

2023 год

Рассмотрена

на заседании ЦК

механико -строительных дисциплин

Протокол №__

«____»_______2023 г.

_______________ 

Протокол №__

«____»_______2024 г.

_______________ 

Протокол №__

«____»_______2025 г.

_______________ 

Протокол №__

«_____»_____2026 г.

__________________ Протокол №__

«_____»______2027 г.

_______________ 

Утверждаю

Заместитель директора по УР

 

 

«______»___________2023 г.

_______________ 

«______»___________2024 г.

_______________ 

«______»___________2025 г.

_______________ 

«______»___________2026 г.

________________

«______»___________2027 г.

_______________ 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 15.02.16 «Технология машиностроения»,

утвержденного приказом №144 МО и науки РФ от 14.06.2022 г.

Разработчики:

Нарватова В.Б.                              преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

             12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.16 «Технология машиностроения»

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

        Учебная дисциплина «Технология машиностроения» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.16 «Технология машиностроения».

Учебная дисциплина «Технология машиностроения» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.  

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-  выбирать последовательность обработки поверхностей деталей;

-  применять методику отработки деталей на технологичность;

-  применять методику проектирования станочных и сборочных операций;

-  проектировать участки механических и сборочных цехов;

-  использовать методику нормирования трудовых процессов;

-  производить расчет послеоперационных расходов сырья, материалов, инструментов и энергии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-  методику отработки детали на технологичность;

-  технологические процессы производства типовых деталей машин;

-  методика выбора рационального способа изготовления заготовок;

-  методика проектирования станочных и сборочных операций;

-  правила выбора режущего инструмента, технологической оснастки, оборудования для механической обработки в машиностроительных производствах;

-  методика нормирования трудовых процессов;

-  технологическая документация, правила ее оформления, нормативные документы по стандартизации.

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпритации информации, и информационные технологии для выполнения профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

 

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Использовать конструкторскую и технологическую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей машин.

ПК 1.2.   Выбирать метод получения заготовок с учетом условий производства.

ПК 1.3.   Выбирать методы механической обработки и последовательность технологического процесса обработки деталей машин в машиностроительном производстве.

ПК 1. 4. Выбирать схемы базирования заготовок, оборудование, инструмент и оснастку для изготовления деталей машин.

ПК 1.5.  Выполнять расчеты параметров механической обработки изготовления деталей машин, в том числе с применением систем автоматизированного проектирования.

ПК 1.6.  Разрабатывать технологическую документацию по изготовлению деталей машин, в том числе с применением систем автоматизированного проектирования.

ПК 2.1. Разрабатывать вручную управляющие программы для технологического оборудования.

ПК 2.2.  Разрабатывать с помощью CAD/CAM систем управляющие программы для технологического оборудования.

ПК 3.1.  Разрабатывать технологический процесс сборки изделий с применением конструкторской и и технологической документации.

ПК 3.3.  Разрабатывать технологическую документацию по сборке изделий, в том числе с применением систем автоматизированного проектирования.

ПК 3.6. Разрабатывать планировки участков механосборочных цехов машиностроительного производства в соответствии с производственными задачами.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данного  предмета определено:

объём образовательной нагрузки (всего) – 90   часов      

из них:

- учебных занятий - 76  часов, в т.ч.:

    теоретическое обучение –48  часа;

    практических занятий – 20 часов;

лабораторных занятий – 8  часов;

- самостоятельных учебных работ –4  часов.

- консультации – 4 часа.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена. – 6 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объём образовательной нагрузки (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

теоретическое обучение

48

лабораторные работы (если предусмотрено)

8

практические занятия (если предусмотрено)

20

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

4

Консультации

 4

Итоговый контроль знаний проводится в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основы технологии машиностроения

20

Тема 1.1. Основа технологии изготовления деталей машин

Содержание учебного материала

4

1. Основные понятия и определения. Виды производственных процессов. Типы производства. Виды операций и этапы технологического процесса.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 1 «Анализ технологичности конструкции детали»

2

Тема 1.2. Базирование и размерные цепи. Методы достижения точности.

Содержание учебного материала

6

1. Основы базирования.

2

2

2. Теория размерных цепей.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 2 «Выбор технологических баз. Составление схемы базирования заготовки»

2

Тема 1.3. Качество и точность деталей машин. Основы достижения точности деталей

Содержание учебного материала

10

1. Качество деталей машин. Точность деталей. Пути повышения точности при механической обработке заготовок.

2

2

2. Пути снижения погрешности установки. Сокращение погрешности статической настройки. Сокращение погрешности динамической настройки.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

6

Практическая работа 3  «Заполнение маршрутной карты»

2

Практическая работа 4  «Заполнение операционной карты»

2

Практическая работа 5  «Составление фотографии рабочего времени».

2

Раздел 2. Основы технического нормирования

10

Тема 2.1. Себестоимость готовой продукции.

Содержание учебного материала

2

1. Расчет себестоимости единицы продукции. Норма времени.

2

2

Тема 2.2. Основы технического нормирования

Содержание учебного материала

4

1. Пути сокращения расходов на изготовление машины. Пути сокращения затрат времени на выполнение операции. Выбор наиболее экономичного варианта технологического процесса.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 6 «Нормирование токарных, сверлильных и фрезерных операций»

2

Тема 2.3. Техническая подготовка производства

Содержание учебного материала

4

1. Стадии технической подготовки производства. Конструкторская подготовка производства.

2

2. Технологическая подготовка производства. Организационная подготовка производства. Планирование технической подготовки производства.

2

Раздел 3.   Обработка основных поверхностей типовых деталей

40

Тема 3.1 Методы обработки основных поверхностей деталей машин.

Содержание учебного материала

16

1. Обработка наружных поверхностей тел вращения (валов).

2

2

2. Обработка внутренних поверхностей тел вращения (отверстий).

2

3. Образование резьбовых поверхностей.

2

2

4. Обработка плоских поверхностей.

2

5. Обработка сложных поверхностей.

2

6. Обработка зубчатых поверхностей. Обработка шлицевых поверхностей.

2

7. Особые методы обработки.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 7 «Выбор и конструирование заготовок»

2

Тема 3.2. Расчет межпереходных размеров  припусков на обработку.

 

Содержание учебного материала 

4

1. Понятие о межпереходных размерах, допусках и припусках на обработку. Расчет межпереходных размеров и припусков на обработку.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 8 «Определение операционных припусков и размеров с допусками расчетно-аналитическим и табличным методами»

2

Тема 3.3. Основы разработки технологического процесса изготовления деталей

Содержание учебного материала

6

1. Последовательность разработки технологического процесса.

2

2

2. Разработка технологического процесса изготовления детали.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 9 «Расчет режимов резания для токарных, сверлильных и фрезерных операций»

2

Тема 3.4. Технологические процессы изготовления типовых деталей машин

Содержание учебного материала

14

1. Изготовление корпусных деталей.

2

2. Изготовление валов.

2

3. Изготовление зубчатых колес.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

8

Лабораторная работа 1 «Разработка технологического процесса механической обработки детали типа «Вал»

2

Лабораторная работа 2 «Разработка технологического процесса механической обработки корпусной детали»

2

Лабораторная работа 3 «Разработка технологического процесса обработки детали «Фланец» с заполнением технологических документов»

2

Лабораторная работа 4 «Разработка технологического процесса обработки зубчатого колеса класса «Втулка» с заполнением технологических документов»

2

Раздел 4. Сборка машин

 6

Тема 4.1.  Технология сборки машин

Содержание учебного материала

6

1. Основные понятия процесса сборки. Виды соединений и точность сборки. Разработка технологического процесса сборки машины.

2

2

2. Особенности сборки типовых соединений и сборочных единиц машины. Технологический контроль точности сборки.

2

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 10 «Разработка технологической схемы сборки несложного узла или изделия»

2

Самостоятельная работа

Расчет количества оборудования для механического цеха.

Сборка типовых сборочных единиц

4

 

Итого:

70

Итоговый контроль знаний проводится в форме экзамена

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Технология машиностроения», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий, комплект чертежей по изучаемым темам; наборы режущих инструментов и деталей по изучаемым темам; комплект учебных плакатов по дисциплине; комплект учебных фильмов по изучаемым темам; компьютер; телевизор и мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь издания печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

1. Новиков В. Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения: в 2 ч. — Ч. 1: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /— 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2. Новиков В. Ю., Ильянков А.И. Технология машиностроения: в 2 ч. — Ч. 2: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /— 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3. Ильянков А.И., Новиков В. Ю. Технология машиностроения: Практикум и курсовое проектирование: — учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /— 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

http://mash-xxl.info/ - Энциклопедия по машиностроению

http://window.edu.ru – Единое окно доступа к информационным ресурсам

3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)

1. Аверченкова В.И., Польского Е.А. Технология машиностроения: Сборник задач и упражнений: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,  2012.

2. Безъязычный В.Ф. Основы технологии машиностроения. Изд. 2-е. М.: Инновационное машиностроение, 2016.

3. Суслов А.Г. Технология машиностроения, учебник, 2013.

4. Сысоев С.К., Сысоев А.С., Левко В.А. Технология машиностроения. Проектирование технологических процессов. Изд. 2-е. СПб: Лань, 2016.

5. Учебное пособие по курсу «Технология обработки металлов резанием». Academy Sandvik Caramant. © АВ Sandvik Caramant. 2013.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

-  методика отработки детали на технологичность;

-  технологические процессы производства типовых деталей машин;

-  методика выбора рационального способа изготовления заготовок;

-  методика проектирования станочных и сборочных операций;

-  правила выбора режущего инструмента, технологической оснастки, оборудования для механической обработки в машиностроительных производствах;

-  методика нормирования трудовых процессов;

-  технологическая документация, правила ее оформления, нормативные документы по стандартизации

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

-  выбирать последовательность обработки поверхностей деталей;

-  применять методику отработки деталей на технологичность;

-  применять методику проектирования станочных и сборочных операций;

-  проектировать участки механических и сборочных цехов;

-  использовать методику нормирования трудовых процессов;

-  производить расчет послеоперационных расходов сырья, материалов, инструментов и энергии

- соотносит последовательность обработки поверхностей с заданной точностью;

- соотносит последовательность обработки поверхностей с заданной шероховатостью;

- определяет погрешность базирования и закрепления заготовки при обработке;

- использует справочную литературу для определения припуска и оформления чертежа заготовки;  

- описывает качественный и количественный анализ технологичности конструкции детали;

- перечисляет и объясняет выбор рабочего и контрольно-измерительного инструмента;

- демонстрирует понимание технологических процессов обработки различных деталей;

- предъявляет последовательность типовых способов обработки деталей, разработки технологических операций;

- рассчитывает режимы резания, нормирования операций;

- составляет схемы технологических наладок и оформляет технологическую документацию на станочные операции

Оценка результатов

выполнения:

- тестирования

- практической работы

- лабораторной работы

- контрольной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ специальность 050720 “Физическая культура” повышенный уровень среднего профессионального образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины национально-регионального компонента «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» предназначена для реализации государственн...

Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика" для студентов 2 курса по специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика" разработана на основе Федерального Государственного Стандарта по специальности 151901 "Технология машиностроения"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для специальности технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программа по английскому языку для специальности 151901 «Технология машиностроения»

Рабочая программа по английскому языку для специальности                 151901 "Технология машиностроения"...

Рабочая программа по Информатике (2015/2016). Специальность 15.02.08 Технология машиностроения

по специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения»  укрупненная группа специальности 15.00.00 «Машиностроение»....

Рабочая программа по предмету «Биология» для специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).

Рабочая программа предмета разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерство образования РФ №1089 от 0...