Конспект занятия "Хлеб - всему голова"
методическая разработка

Квест-игра на тему:«Хлеб – всему голова», посвященная Всемирному дню хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest-igra_hleb_-_vsemu_golova_talaver_o.v.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

_____________________________________________________________________________________

 

Конкурс методических материалов

педагогических работников МБОУДО ДДЮТ - 2023

Номинация: Воспитательная деятельность.

Квест-игра

на тему:

«Хлеб – всему голова», посвященная Всемирному дню хлеба,

Автор- составитель: Талавер О.  В.,

педагог дополнительного образования

Г. Всеволожск

2023 г.


  • Педагог:

Талавер Оксана Викторовна

  • Наименование детского объединения: «Ступеньки»
  • Состав учебной группы:

количество детей по списку – 12, мальчиков – 3, девочек – 9;

на занятии присутствовало – 9 детей (2 мальчика и 7 девочек)

возраст детей: 6 – 6,5 лет

  • Тема учебного занятия:

«Хлеб-всему голова»

  • Место занятия в дополнительной образовательной программе:

дополнительная общеразвивающая программа по предшкольной подготовке «Ступеньки», раздел «Речевое развитие», 3 год обучения.

  • Степень сложности занятия: средняя

 Цель занятия  Закрепить и систематизировать знания детей о хлебе.

  • Задачи

Обучающие:

  1. Обогатить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.
  2. Закрепить знания о профессиях людей, участвующих в выращивании хлеба
  3. Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление. 
  2. Развивать координацию движений, мелкую моторику.
  3. Развивать фантазию и творческое мышление

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде
  2. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, дружелюбие, умение договариваться, приходить к общему решению, помогать друг другу.
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям труда. (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу.

  • Форма учебного занятия: квест-игра
  • Форма организации работы: групповая

  • Структура учебного занятия:

Основные структурные части занятия

Затрачиваемое время

I.

Вводная, организационная часть

  1. Вступительное слово педагога

4 мин.

II.

Основная часть.

Конкурсная программа

  1. Сюрпризный момент
  2. Хлеборобная станция
  3. Мукомольная станция
  4. Хлебопекарная станция
  5. Вкусная станция

50 мин.

III.

Заключительная часть

  1. Рефлексия
  2. Заключительное слово педагога

6 мин.

  • Методы, технологии обучения:

Методы обучения:

  • словесный
  • наглядный
  • практический

Технологии обучения:

  • здоровьесберегающие
  • игровые
  • обучение в сотрудничестве
  • Планируемые результаты:
  • закрепление знаний  детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • развитие умения ориентироваться на пространстве листа;
  • формирование умения договариваться, работать в команде;
  • формирование навыков учебной деятельности.

  • Материально-техническое оснащение занятия:
  • учебный класс;
  • учебное оборудование:
  • ТСО: телевизор, ноутбук;
  • прозрачные мешочки с рисом, гречкой и пшеницей;
  • коробка с муляжами капусты, картофеля, лука, яблока, груши, тыквы, моркови, слива, вишня.
  • кусочки пшеничного хлеба, ржаного хлеба, бисквита, пряника, бублика;
  • демонстрационный материал: слайды;
  • раздаточные материалы и пособия:
  • тканевые мешочки с мукой,
  • мебель: столы, стулья


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вводная, организационная часть (4 минуты)

1) Вступительное слово педагога

Педагог:

У народа есть слова:

«Хлеб – всему голова».

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

Хлеб растили хлеборобы,

Собирали урожай,

Чтобы радовал душистый, вкусный хлеба каравай! (Слайд №2)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. День рождения хлеба. 16 октября во всем мире во всём мире отмечали день хлеба. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть   хлеб, то и голод не страшен. С хлебом встречали дорогих гостей, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом встречали жениха и невесту. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «Хлеб — всему голова».

Ребята, а знаете ли вы, как хлеб к нам на стол попадает? Из маленьких  зерен растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. (Слайд №3) А когда сеют хлеб?

Дети: Весной! 

Педагог: Правильно, весной. (на экране неожиданно появляется письмо Слайд №4)

  1. Основная часть ( 50 минуты)

  1. Сюрпизный момент

Педагог:

Ой, кто-то нам послание оставил. ( читает с экрана)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша, я живу в сказочной стране. Прошу вас о помощи. В нашей стране переполох. Деревья, на которых росли булки перестали давать урожай, Помогите мне выяснить причину, по которой это произошло. Но чтобы выяснить это, вам нужно быть дружными и уметь работать в команде.»

Дети, разве может расти хлеб на деревьях?

Дети: Нет.

Педагог: Тогда вперед, очень хочется узнать, что происходит в стране, где живет Маша! Справитесь, ребята с трудностями?

Дети: Да, да, поможем!

Педагог: Ну, тогда отправляемся в путь далёкий, а чтобы не заблудиться нам, Маша оставила нам путеводитель. (названия станций на Слайд №5)

Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».

2) Станция  «Хлеборобная» (Слайд №6)

Педагог: Первая остановка - станция Хлеборобная. На экране мы видим хлебороба. А вы знаете чем он занимается?

Дети: Он сажает и убирает с поля хлебные колосья.

Педагог: Посмотрите, ребята, какие машины участвуют в процессе выращивания хлеба.

Слайд №7 – сеялка

Педагог: Это сеялка. С помощью этой машины хлеборобы могут сеять зерно на больших площадях пахотных земель.

Педагог: Кода пшеница заколосится и пожелтеет, на поля  для уборки выходят другие машины. (Слайды №8,9) Может кто-то сможет мне назвать их?

Дети: Комбайн и грузовик.

Педагог: Собранное зерно грузовые машины отвозят в зерновое хранилище, которое называется – элеватор. (Слайды №10) Давайте все вместе повторим это новое слово.

Дети повторяют.

Педагог: А как же в старину наши предки выращивали хлеб? Посмотрите на экран и давайте вместе проследим весь этот процесс. (Слайды №11)

Педагог:  Крестьянин весной вспахивал землю плугом, боронил ее. Кто помогал ему?

Дети: Лошадь.

Педагог: Правильно, без нее было бы совсем тяжело. Затем крестьянин сеял. И уже в августе все выходили в поле, и стар и мал, чтобы срезать    поспевшие драгоценные колосья, связать в снопы, а затем вымолотить зерно. Подумайте ребята и скажите, почему я сказала о колосьях пшеницы, что они «драгоценные»?

Дети: Потому что, труд был очень тяжелым.

Педагог: Молодцы! Вот вам первое задание: «Сегодня с утра был сильный ветер и хлебороб перепутал все поля, на которых должны быть высажены и собраны разные виды круп. Помогите определить на какое поле, какие зёрна нужно садить?»

Педагог показывает пакетики с гречневой, пшеничной и рисовой крупой.

Педагог: У нас есть три мешка ( показывает на экран Слайд №12): в мешке №1 -  гречневая крупа, в мешке №2 – пшеничная крупа, в мешке №3 -  рисовая крупа. Вас необходимо разложить все эти пакетики с крупой в соответствующие номерам  корзины  

 Под эстафетную музыку ребята раскладывают  пакетики с крупой по корзинкам

Педагог: Молодцы, хорошо справились с таким ответственным делом с такими помощниками в поле идти не страшно. Едим дальше!

Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».

3 ) Станция «Мукомольная» (Слайд №13)

Педагог: А дальше зерно везут на мельницу. Кто знает, чем на мельнице занимаются?

Дети: Перемалывают зерно в муку.

Педагог: Верно, сейчас переработкой зерна занимаются целые заводы, а

раньше, когда не было заводов, а ветряные мельницы ещё не придумали, люди мололи муку вручную. С помощью каменных жерновов. Тяжело было молоть. (Слайд № 14,15,16)

Педагог: Сейчас вам нужно будет справиться со следующим заданием -    аттракцион «Перенеси мешки с мукой». Вам необходимо поделиться на две команды. Каждому я дам мешочек с мукой. Первый из команды должен пройти с мешочком на голове до стула, обойти его и вернуться к команде, отдать мешочек товарищу. Второй ребенок уже с двумя мешочками на голове должен проделать тот же путь и отдать следующему уже два мешочка. Последнему ребенку сложнее всего. Разрешается придерживать мешочки рукой. На старт, внимание, пошли!

Дети  под музыку проходят эстафету.

Педагог: Было очень весело! Едем дальше!

Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».

4 ) Станция «Хлебопекарная» (Слайд №17)

Педагог:  Кого мы видим на экране?

Дети: Пекаря

Педагог: Правильно, а чем пекарь занимается?  (ответ детей)

Дети: Печет хлебобулочные изделия. (Слайд №18)

Педагог: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети: Хлеб, булки, торты, кексы и т.д.

Педагог: Молодцы, много вы знаете хлебобулочных изделий. И сейчас у нас

музыкальная разминкам « Повар Булочка».

Дети двигаются под песню «Повар Булочка».

Педагог: А знаете, что нужно, чтобы пироги испечь? (Слайд №19)

Дети: Муку, соль, сахар, дрожжи, яйца и разную начинку.

Педагог: Вот-вот начинка! А у нас с вами заказ на пирог. Подходите по одному к коробке и доставайте с закрытыми глазами из нее овощ или фрукт.  И громко говорите, какой пирог будем печь. Например: достали капусту – пирог капустный, достали яблоко – яблочный пирог и т.д.

Дети достают из коробки муляжи овощей или фруктов, дают название пирогам.

Педагог: Вы большие молодцы! Хорошие из вас пекари получатся. У нас осталась последняя станция. Поехали!

Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 5 ) Станция «Вкусная» (Слайд №20)

Педагог: Хлебный магазин или хлебобулочный отдел в супермаркете. Здесь продаются готовые вкусные хлебобулочные изделия. (Слайд №21,22) А какие, отгадайте загадки ( дети отгадывают загадки):

В чай кладут всегда лимон

Масло мажут на … (Батон.)

Белый хлебушек отличный

Из муки он из … (Пшеничной.)

Из ларька несу домой

Темный хлебушек … (Ржаной.)

Для мальчиков и девочек

А также для родителей

Для бабушек и дедушек

Всегда есть свежий… (Хлебушек.)

Ваня, лежа на печи

Ест большие... (Калачи)

Ест сестра Катюшка

С творогом… (Ватрушку.)

Только гости на порог

К чаю мы несем… (Пирог.)

Любят девчонки

Любят мальчишки

Круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)

Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают. (блин)

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху - в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (пряник)

В праздник он придет ко всем,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете весь хлебобулочный ассортимент. А хорошо ли вы его знаете на вкус. Сейчас мы проверим.

Игра « Угадай по вкусу» .

Дети стоят  по кругу, в центре – водимый с закрытыми глазами, педагог его крутит, все произносят слова:« Каравай, каравай  на подносе выбирай, и по вкусу узнавай». Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели.

  1. Заключительная часть (6 минуты)

1. Рефлексия

Педагог: Вот мы и вернулись домой! Все наши приключения позади.

Ребята, скажите, пожалуйста, вам было очень трудно? Где были,  кого и что видели?

Ответы детей

Педагог: А какое задание показалось самым легким? А какое самым интересным?  Почему же на дереве булки не растут?  (Подводит их к размышлению о том, что хлеб тяжёлым трудом «добывается»).

Что же нужно делать, чтобы хлеб получить? (Ответы детей).

Молодцы! Справились со всеми заданиями.

2. Заключительное слово педагога

Педагог: Хлеб наш берегите

                   Хлебом не сорите

                   Хлеб наш уважайте

                   С хлебом не играйте

                  Все. Хлеб выбрасывать нельзя

                   Берегите хлеб, друзья

Вед.  Вы запомните, дети, золотые слова:

Хлеб - всему голова!

Хлеб – всему голова!

Дети! Помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

  • Список литературы

Ильина М. Н. Беседы о Хлебе – СПб.: Питер, 2019.

Емельянова Е. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду/Мозаика синтез, 2011.

Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки/ Ярославль: Академия развития, 1996.

Детская энциклопедия «Хлебные истории или хлеб от А до Я» /№2, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

Конспект урока по развитию речи "Хлеб - всему голова".

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида, содержит задания на развитие связной, устной речи, логического мышления, грамматического строя речи....

Конспект занятия «Хлеб всему голова».

Задачи:Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии;  Р...