Конспект занятия "Хлеб - всему голова"
методическая разработка
Квест-игра на тему:«Хлеб – всему голова», посвященная Всемирному дню хлеба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kvest-igra_hleb_-_vsemu_golova_talaver_o.v.docx | 48.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»
_____________________________________________________________________________________
Конкурс методических материалов
педагогических работников МБОУДО ДДЮТ - 2023
Номинация: Воспитательная деятельность.
Квест-игра
на тему:
«Хлеб – всему голова», посвященная Всемирному дню хлеба,
Автор- составитель: Талавер О. В.,
педагог дополнительного образования
Г. Всеволожск
2023 г.
- Педагог:
Талавер Оксана Викторовна
- Наименование детского объединения: «Ступеньки»
- Состав учебной группы:
количество детей по списку – 12, мальчиков – 3, девочек – 9;
на занятии присутствовало – 9 детей (2 мальчика и 7 девочек)
возраст детей: 6 – 6,5 лет
- Тема учебного занятия:
«Хлеб-всему голова»
- Место занятия в дополнительной образовательной программе:
дополнительная общеразвивающая программа по предшкольной подготовке «Ступеньки», раздел «Речевое развитие», 3 год обучения.
- Степень сложности занятия: средняя
Цель занятия Закрепить и систематизировать знания детей о хлебе.
- Задачи
Обучающие:
- Обогатить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.
- Закрепить знания о профессиях людей, участвующих в выращивании хлеба
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику.
- Развивать фантазию и творческое мышление
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде
- Воспитывать такие качества как взаимовыручка, дружелюбие, умение договариваться, приходить к общему решению, помогать друг другу.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к людям труда. (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу.
- Форма учебного занятия: квест-игра
- Форма организации работы: групповая
- Структура учебного занятия:
№ | Основные структурные части занятия | Затрачиваемое время |
I. | Вводная, организационная часть
| 4 мин. |
II. | Основная часть. Конкурсная программа
| 50 мин. |
III. | Заключительная часть
| 6 мин. |
- Методы, технологии обучения:
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие
- игровые
- обучение в сотрудничестве
- Планируемые результаты:
- закрепление знаний детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
- развитие умения ориентироваться на пространстве листа;
- формирование умения договариваться, работать в команде;
- формирование навыков учебной деятельности.
- Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный класс;
- учебное оборудование:
- ТСО: телевизор, ноутбук;
- прозрачные мешочки с рисом, гречкой и пшеницей;
- коробка с муляжами капусты, картофеля, лука, яблока, груши, тыквы, моркови, слива, вишня.
- кусочки пшеничного хлеба, ржаного хлеба, бисквита, пряника, бублика;
- демонстрационный материал: слайды;
- раздаточные материалы и пособия:
- тканевые мешочки с мукой,
- мебель: столы, стулья
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вводная, организационная часть (4 минуты)
1) Вступительное слово педагога
Педагог:
У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Хлеб растили хлеборобы,
Собирали урожай,
Чтобы радовал душистый, вкусный хлеба каравай! (Слайд №2)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. День рождения хлеба. 16 октября во всем мире во всём мире отмечали день хлеба. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен. С хлебом встречали дорогих гостей, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом встречали жениха и невесту. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «Хлеб — всему голова».
Ребята, а знаете ли вы, как хлеб к нам на стол попадает? Из маленьких зерен растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. (Слайд №3) А когда сеют хлеб?
Дети: Весной!
Педагог: Правильно, весной. (на экране неожиданно появляется письмо Слайд №4)
- Основная часть ( 50 минуты)
- Сюрпизный момент
Педагог:
Ой, кто-то нам послание оставил. ( читает с экрана)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша, я живу в сказочной стране. Прошу вас о помощи. В нашей стране переполох. Деревья, на которых росли булки перестали давать урожай, Помогите мне выяснить причину, по которой это произошло. Но чтобы выяснить это, вам нужно быть дружными и уметь работать в команде.»
Дети, разве может расти хлеб на деревьях?
Дети: Нет.
Педагог: Тогда вперед, очень хочется узнать, что происходит в стране, где живет Маша! Справитесь, ребята с трудностями?
Дети: Да, да, поможем!
Педагог: Ну, тогда отправляемся в путь далёкий, а чтобы не заблудиться нам, Маша оставила нам путеводитель. (названия станций на Слайд №5)
Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».
2) Станция «Хлеборобная» (Слайд №6)
Педагог: Первая остановка - станция Хлеборобная. На экране мы видим хлебороба. А вы знаете чем он занимается?
Дети: Он сажает и убирает с поля хлебные колосья.
Педагог: Посмотрите, ребята, какие машины участвуют в процессе выращивания хлеба.
Слайд №7 – сеялка
Педагог: Это сеялка. С помощью этой машины хлеборобы могут сеять зерно на больших площадях пахотных земель.
Педагог: Кода пшеница заколосится и пожелтеет, на поля для уборки выходят другие машины. (Слайды №8,9) Может кто-то сможет мне назвать их?
Дети: Комбайн и грузовик.
Педагог: Собранное зерно грузовые машины отвозят в зерновое хранилище, которое называется – элеватор. (Слайды №10) Давайте все вместе повторим это новое слово.
Дети повторяют.
Педагог: А как же в старину наши предки выращивали хлеб? Посмотрите на экран и давайте вместе проследим весь этот процесс. (Слайды №11)
Педагог: Крестьянин весной вспахивал землю плугом, боронил ее. Кто помогал ему?
Дети: Лошадь.
Педагог: Правильно, без нее было бы совсем тяжело. Затем крестьянин сеял. И уже в августе все выходили в поле, и стар и мал, чтобы срезать поспевшие драгоценные колосья, связать в снопы, а затем вымолотить зерно. Подумайте ребята и скажите, почему я сказала о колосьях пшеницы, что они «драгоценные»?
Дети: Потому что, труд был очень тяжелым.
Педагог: Молодцы! Вот вам первое задание: «Сегодня с утра был сильный ветер и хлебороб перепутал все поля, на которых должны быть высажены и собраны разные виды круп. Помогите определить на какое поле, какие зёрна нужно садить?»
Педагог показывает пакетики с гречневой, пшеничной и рисовой крупой.
Педагог: У нас есть три мешка ( показывает на экран Слайд №12): в мешке №1 - гречневая крупа, в мешке №2 – пшеничная крупа, в мешке №3 - рисовая крупа. Вас необходимо разложить все эти пакетики с крупой в соответствующие номерам корзины
Под эстафетную музыку ребята раскладывают пакетики с крупой по корзинкам
Педагог: Молодцы, хорошо справились с таким ответственным делом с такими помощниками в поле идти не страшно. Едим дальше!
Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».
3 ) Станция «Мукомольная» (Слайд №13)
Педагог: А дальше зерно везут на мельницу. Кто знает, чем на мельнице занимаются?
Дети: Перемалывают зерно в муку.
Педагог: Верно, сейчас переработкой зерна занимаются целые заводы, а
раньше, когда не было заводов, а ветряные мельницы ещё не придумали, люди мололи муку вручную. С помощью каменных жерновов. Тяжело было молоть. (Слайд № 14,15,16)
Педагог: Сейчас вам нужно будет справиться со следующим заданием - аттракцион «Перенеси мешки с мукой». Вам необходимо поделиться на две команды. Каждому я дам мешочек с мукой. Первый из команды должен пройти с мешочком на голове до стула, обойти его и вернуться к команде, отдать мешочек товарищу. Второй ребенок уже с двумя мешочками на голове должен проделать тот же путь и отдать следующему уже два мешочка. Последнему ребенку сложнее всего. Разрешается придерживать мешочки рукой. На старт, внимание, пошли!
Дети под музыку проходят эстафету.
Педагог: Было очень весело! Едем дальше!
Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».
4 ) Станция «Хлебопекарная» (Слайд №17)
Педагог: Кого мы видим на экране?
Дети: Пекаря
Педагог: Правильно, а чем пекарь занимается? (ответ детей)
Дети: Печет хлебобулочные изделия. (Слайд №18)
Педагог: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети: Хлеб, булки, торты, кексы и т.д.
Педагог: Молодцы, много вы знаете хлебобулочных изделий. И сейчас у нас
музыкальная разминкам « Повар Булочка».
Дети двигаются под песню «Повар Булочка».
Педагог: А знаете, что нужно, чтобы пироги испечь? (Слайд №19)
Дети: Муку, соль, сахар, дрожжи, яйца и разную начинку.
Педагог: Вот-вот начинка! А у нас с вами заказ на пирог. Подходите по одному к коробке и доставайте с закрытыми глазами из нее овощ или фрукт. И громко говорите, какой пирог будем печь. Например: достали капусту – пирог капустный, достали яблоко – яблочный пирог и т.д.
Дети достают из коробки муляжи овощей или фруктов, дают название пирогам.
Педагог: Вы большие молодцы! Хорошие из вас пекари получатся. У нас осталась последняя станция. Поехали!
Дети выстраиваются за педагогом « паровозиком» и двигаются под музыку песни М. Старокадомского «Мы едем, едем, едем в далекие края».
5 ) Станция «Вкусная» (Слайд №20)
Педагог: Хлебный магазин или хлебобулочный отдел в супермаркете. Здесь продаются готовые вкусные хлебобулочные изделия. (Слайд №21,22) А какие, отгадайте загадки ( дети отгадывают загадки):
В чай кладут всегда лимон
Масло мажут на … (Батон.)
Белый хлебушек отличный
Из муки он из … (Пшеничной.)
Из ларька несу домой
Темный хлебушек … (Ржаной.)
Для мальчиков и девочек
А также для родителей
Для бабушек и дедушек
Всегда есть свежий… (Хлебушек.)
Ваня, лежа на печи
Ест большие... (Калачи)
Ест сестра Катюшка
С творогом… (Ватрушку.)
Только гости на порог
К чаю мы несем… (Пирог.)
Любят девчонки
Любят мальчишки
Круглые, вкусные, свежие… (Пышки.)
Что на сковороду наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают. (блин)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху - в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (пряник)
В праздник он придет ко всем,
Он большой и сладкий.
В нем всегда орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете весь хлебобулочный ассортимент. А хорошо ли вы его знаете на вкус. Сейчас мы проверим.
Игра « Угадай по вкусу» .
Дети стоят по кругу, в центре – водимый с закрытыми глазами, педагог его крутит, все произносят слова:« Каравай, каравай на подносе выбирай, и по вкусу узнавай». Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели.
- Заключительная часть (6 минуты)
1. Рефлексия
Педагог: Вот мы и вернулись домой! Все наши приключения позади.
Ребята, скажите, пожалуйста, вам было очень трудно? Где были, кого и что видели?
Ответы детей
Педагог: А какое задание показалось самым легким? А какое самым интересным? Почему же на дереве булки не растут? (Подводит их к размышлению о том, что хлеб тяжёлым трудом «добывается»).
Что же нужно делать, чтобы хлеб получить? (Ответы детей).
Молодцы! Справились со всеми заданиями.
2. Заключительное слово педагога
Педагог: Хлеб наш берегите
Хлебом не сорите
Хлеб наш уважайте
С хлебом не играйте
Все. Хлеб выбрасывать нельзя
Берегите хлеб, друзья
Вед. Вы запомните, дети, золотые слова:
Хлеб - всему голова!
Хлеб – всему голова!
Дети! Помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
- Список литературы
Ильина М. Н. Беседы о Хлебе – СПб.: Питер, 2019.
Емельянова Е. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду/Мозаика синтез, 2011.
Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Детская энциклопедия «Хлебные истории или хлеб от А до Я» /№2, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
"Хлеб - всему голова" Сценарий
Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
Конспект урока по развитию речи "Хлеб - всему голова".
Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида, содержит задания на развитие связной, устной речи, логического мышления, грамматического строя речи....
Конспект занятия «Хлеб всему голова».
Задачи:Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии; Р...
Конспект урока на тему "Хлеб - всему голова".
Хлеб - всему голова!...