Разработка занятия внеурочной деятельности
план-конспект занятия (6 класс)
Разработка занятия внеурочной деятельности "Основы математической грамотности" по теме "Путешествие в страну Кулинария", направленное на формирование математической и читательской грамотности обучающихся. Математика, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_puteshestvie_v_stranu_kulinariya.docx | 784.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по внеурочной деятельности «Основы математической грамотности»
Тема занятия «Путешествие в страну «Кулинария»
Тип занятия: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков, урок – игра.
Цель занятия: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи занятия:
Образовательная:
- Усиление прикладной направленности
- Формирование функциональной грамотности школьников (математической, читательской)
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами, дробями
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Проценты», «Отношение чисел»
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты занятия:
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
- Организационно-подготовительный этап.(1-2 мин)
Учитель: Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.
Хочу начать наше общение со следующей загадки:
«Она ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при том тех, кто ею одаряет. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей» Что это? (ответы учащихся)
Да, это улыбка. Так давайте улыбнёмся друг другу.
А теперь в атмосфере доброжелательности начнём наше занятие.
- Диагностический этап. (10-12 минут)
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в страну….
А вот название страны вам нужно разгадать из ребуса: (максимум – 1 минута)
Ответ: кулинария.
Верно! Мы отправляемся в страну «Кулинария». Билеты в эту страну находятся в сейфе. Код от сейфа Вам надо отгадать. Он состоит из четырёх цифр. Каждая цифра кода – это верный номер в 4-х заданиях. Если правильно выполните задания, то отгадаете и код! У вас на это максимум 5 минут. Кто сделает раньше, то поднимайте руку.
Время пошло!
Игра «Код к сейфу» (5 минут)
Цифра 1. Что такое 1 %?
- одна десятая часть числа; 2) одна сотая часть числа; 3) сто частей числа; 4) половина числа.
Цифра 2. Найдите от 252.
- 11,2; 2) 0,112; 3) 112; 4) 0,7.
Цифра 3. Из сахарного тростника получается 18% сахара. Сколько тонн сахара получится из 42,5 т сахарного тростника?
- 10,5; 2) 7, 65; 3) 5,7; 4) 14,8
Цифра 4. Разделите число 114 на две части в отношении 7 : 12.
- 42 и 72; 2) 19 и 95; 3) 36 и 78; 4) другой ответ.
Ребята, кто какой код подобрал? (Ответы учащихся)
А теперь посмотрим на верный код на экране.
Учащийся, который первым правильно назвал четырёхзначный код, открывает сейф. (помимо билетов в сейфе лежит сертификат на получение отметки «5» по предмету «Математика» для победителя игры «Код к сейфу» )
Раздай, пожалуйста, всем билеты в страну «Кулинария».
Билеты храним до конца путешествия. Также к билетам прилагаются необходимые для нашего приключения материалы (тексты задач, таблица калорийности продуктов, анкета, черновики).
Ребята, что же такое кулинария? Прочитаем эту информацию, она есть в ваших билетах (один ученик читает вслух определение кулинарии).
Информация:
«Кулинари́я или кулина́рия (кухонное ремесло) - это человеческая деятельность по подготовке и приготовлению пищи к еде.
Кулинария - это совокупность способов приготовления из продуктов, растительного и животного происхождения, и минералов, самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. Кулинария включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов.»
-Ребята, а какие профессии из отрасли «Кулинария» вы знаете? (Ответы учащихся)
-Вы правы. К профессии кулинарии относятся: повар, кулинар, шеф-повар, кондитер, технолог кухни, бариста и др.
- А что должен уметь повар или кулинар? (Ответы учащихся)
- Верно. Повар или кулинар должен уметь:
- Закупка продуктов
- Составлять меню
- Правильно и вкусно приготовить блюдо по рецепту
- Определять готовность блюда
- Рассчитывать количество продуктов для блюда
- Вычислять выход блюда
- Рассчитывать энергетическую ценность блюда и др.
Какая из этих задач невыполнима без знаний математики? (выбирают несколько пунктов)
На слайде список задач: Закупка продуктов, Рассчитывать количество продуктов для блюда, Вычислять выход блюда, Рассчитывать энергетическую ценность блюд
А вы сможете решить какие-нибудь из этих задач? (Сможем) Как проверить?
Верно, попробуем решить задачи, схожие с теми, что решают повара (кулинары).
- Основной этап.
Предлагаю решить Комплекс заданий «Кафе в стране «Кулинария»:
Хорошо приготовленные манты не любить невозможно! Этот вариант наших привычных пельменей потихоньку потеснил их на нашей кухне и стал не менее любимым и популярным.
Шеф-повар Фарид из кафе «Султан» готовит манты для своих посетителей. Для этого он написал список продуктов и их количество. После исследования цен супермаркетов, он составил таблицу, куда выписал цены по каждому наименованию продуктов.
Задание 1/3 (3 мин)
Определите, в каком супермаркете, шеф-повару Фариду, выгодно закупить продукты.
Ответ: «Л».
Задание 2/3.(3 – 4 мин)
Найдите массу мяса в мантах весом 5 кг, если массовые доли мяса и картофеля в мантах соответственно относятся как 3:1. Остальные ингредиенты в расчет не берутся. (Ответ дайте в граммах).
Ответ: 3750 г
Задание 3/3. (5 мин)
В честь праздника «День повара» в кафе «Султан» порция с мантами, которая стоила 120 рублей, продается школьникам со скидкой 10%. Покупатель отдает 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить, если хочет купить максимально возможное количество порций на эту сумму?
Ответ: 28 рублей
Следующий комплекс заданий Вы решаете на компьютерах. (10 мин)
Задания вы будете выполнять в командах «Мальчики» и «Девочки»
Вам нужно выполнить 2 задания: 1 задание на 1 вкладке, затем переходите на 2-ую вкладку и решаете 2 задание, 3-е задание – на 3-ей вкладке.
Приложение 2_1 и Приложение 2_2.
Для выполнения некоторых заданий вам понадобится таблица калорийности некоторых продуктов(блюд). Она выдана вам вместе с билетами. Приложение 3.
Ответ, который получаете заносите в специальную ячейку жёлтого цвета. Если задание верно выполнено, то у вас рядом появится фраза «Молодец!», в противно случае – «Подумай ещё!» . На выполнение задания у вас есть 10 мин.
Приступаем!
Задания команде «Мальчики»
Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.
В среднем норма детей (11-18 лет) составляет:
мальчики - 2700 килокалорий (ккал),
девочки – 2450 ккал. Но чем активнее подросток,
тем больше килокалорий требуется.
Задание 1/3. (2 мин)
Сколько килокалорий в сутки должен потреблять мальчик Вася 12 лет на завтрак?
Ответ: 675 ккал.
Задание 2/3.(4 мин)
24 ноября в школе на завтрак давали кашу гречневую (200 г), чай с лимоном (200 г), хлеб пшеничный (40 г). Пользуясь таблицей калорийности продуктов, выясните, не превысил ли Вася норму калорийности на завтраке?
Таблица калорийности:
Наименование блюда/продукта | Количество ккал на 100 г |
каша овсяная | 93 |
омлет с сыром | 120 |
каша ячневая | 180 |
каша манная | 141 |
каша гречневая | 208 |
Куриное яйцо | 153 |
чай с сахаром | 30 |
чай с лимоном | 30 |
сок яблочный | 69 |
Сок апельсиновый | 36 |
молоко | 54 |
кефир | 48 |
хлеб пшеничный | 235 |
бутерброд с маслом | 470 |
бутерброд с джемом | 520 |
Сыр российский | 370 |
кофейный напиток на молоке | 50 |
хлеб ржаной | 210 |
вафли | 260 |
зефир | 295 |
груша | 46 |
мандарин | 28 |
апельсин | 84 |
яблоко | 48 |
Ответ: 570 ккал, не превысил.
Задание 3/3.
Пользуясь таблицей калорийности продуктов, составьте меню для Васи на полдник (в пределах нормы по калорийности). Обоснуйте свой ответ.
Ответ: ___________.
Задания команде «Девочки»
Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.
В среднем норма детей (11-18 лет) составляет: мальчики - 2700 килокалорий (ккал), девочки – 2450 ккал. Но чем активнее подросток, тем больше килокалорий требуется.
Задание 1/3. (2 мин)
Сколько килокалорий в сутки должна
потреблять девочка Маша 12 лет на завтрак?
Ответ: 612,5 ккал.
Задание 2/3.(4 мин)
В четверг на ужин Маша приготовила себе омлет с сыром (200 г), добавила к нему кусочек ржаного хлеба (40 г), выпила чай с сахаром (200 г) и вафлей (30 г). Пользуясь таблицей калорийности продуктов, выясните, не превысила ли Маша норму калорийности на ужине?
Таблица калорийности: (см.выше)
Ответ: 462 ккал, не превысила.
Задание 3/3.
Пользуясь таблицей калорийности продуктов, составьте меню для Маши на полдник (в пределах нормы по калорийности). Обоснуйте свой ответ.
Ответ: ___________.
Какая команда может озвучить результат выполнения задания 3? (На экран проецируем меню, которое составила команда, и слушаем обоснование)
Все справились. Молодцы! (если остаётся время, то можно вывести задания на экран)
- Заключительный этап.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Кулинария.
Ребята, ка вы поняли нужна ли повару математика? (Ответы детей)
Да, Вы сегодня решали разные типы задач, с которыми может встретится не только повар, а и каждый из нас в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.
Но прежде, чем вы сдадите мне ваши билеты, на обратной стороне заполните, пожалуйста, анкету на обратной стороне.
- Рефлексия.
Анкета «Путешествие в страну «Кулинария»
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС
Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....
Разработка занятия внеурочной деятельности "Творим добро"
В разработке содержатся задачи, цель занятия., познавательный материал.фотографии....
Разработка занятия внеурочной деятельности "Генерирование идей" 5 класс
Данное занятие разработано и проведено в рамках курса "Основы ТРИЗ" в 5 классе. Занятие носит развивающий, познавательный характер....
Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"
Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"
Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...
Разработки занятий внеурочной деятельности по математике
Занятия внеурочной деятельности по математике в 7-11 классах...
6 класс. Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!"
Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!" . Представлены работы Когалымской художницы Людмилы Гайнановой....