Рабочая программа по ОДНК НР 5 класс 2023-24 уч.год
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по ОДНК НР 5-6 класс, количество часов в год ___34___
УМК Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_odnknr_5_kl_2023-24.docx | 109.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/_____________ ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________2023 Приказ № от_______________
М.П.
Рабочая программа
по Основам духовно-нравственной культуры народов России
(название предмета)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета № 6
Протокол №от ___. ____. 2023 г
класс 5, 6
количество часов в год ___34___
УМК Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. Москва, издат.центр Вентана-Граф, 2019.
Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________
« » __________ 2023 г
Руководитель МО __________________________/______________________
2023– 2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020).
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Устав школы.
- Примерной рабочей программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5—6 классов образовательных организаций Министерства просвещения РФ протокол 2/22от29.04.2022г. 2022 г.
Содержание курса
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как много национальное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов , когнитивным способностями социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреи-мущественноезначениедляформированиягражданскойидентичностиобучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитиепредставленийозначениидуховно-нравственныхценностейинравственныхнормдлядостойнойжизнилич-ности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
- становлениекомпетенциймежкультурноговзаимодействиякакспособностииготовностивестимежличностный,межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основанныхнаприоритететрадиционныхрос-сийскихдуховно-нравственныхценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и куль-туре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, н еменее 1 учебного часа в неделю.
Программа ориентирована на УМК:
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2019.
2. Рабочая тетрадь Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, Москва, Просвещение, 2023г.
Содержание учебного курса
5 класс (34ч)
Тематический блок1. «Россия—наш общий дом»
Тема1.Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский языки единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема2. Наш дом—Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема3.Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык—основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема5.Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема6.Материальная культура.
Материальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транс-порт,техника.Связьмеждуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.
Тема7.Духовнаякультура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовностьМораль,нравственность,ценности.Художественноеосмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема8 .Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема11.Семья—хранитель духовных ценностей.
Семья—базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема12.Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема13.Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества(сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема15.Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема17.Личность—общество—культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема18. Духовный мир человека. Человек— творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок4.«Культурное единство России»
Тема20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи —часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина— часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27.Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.Пословицыипоговорки.Эпосисказка.Фольклоркакотражениеисториинародаиегоценностей,моралиинравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс(34ч)
Тематический блок1.«Культура как социальность»
Тема1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структуройобщества.Расстояниеиобразжизнилюдей.Научно-техниче-ский прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема7.Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок2.«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность ,этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема11.Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема12.Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема13.Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным .Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическоезанятие).
Автобиографияиавтопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематическийблок3.«Человек как член общества»
Тема15.Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема16.Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема17.Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема19.Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема21.Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема22.Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема23.Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24.Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок4.«Родина и патриотизм»
Тема25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема27.Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема28. Государство. Россия—наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31.Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура(проект).
Итоговый проект:«Что значит быть человеком?».
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличием мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогоми сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритиеисозданиеинформационныхтекстоввразличныхформатах,втомчислецифровых,сучётомназначенияинформациииеёаудитории.
- Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
- Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов .
- класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7 . Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира .
Тема 9 . Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности .
Тематический блок 3.«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,«любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота .
Тема 2 . Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .
Тема30 .Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31.КультурнаякартаРоссии(практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны—залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
- класс
Тематическийблок1.«Культура как социальность»
Тема1.Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,«атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,«ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?-
- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Раздел 3. Тематическое планирование
- класс (34 ч)
№ урока | Тема урока | к-во час. |
Тематическийблок1.«Россия—наш общий дом» - 10ч. | ||
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 |
2 | Наш дом— Россия | 1 |
3 | Язык и история | 1 |
4 | Русский язык—язык общения и язык возможностей | 1 |
5 | Истоки родной культуры | 1 |
6 | Материальная культура | 1 |
7 | Духовная культура | 1 |
8 | Культура и религия | 1 |
9 | Культура и образование | 1 |
10 | Многообразие культур России(практическое занятие) | 1 |
Тематический блок2.«Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. | ||
11 | Семья — хранитель духовных ценностей | 1 |
12 | Родина начинается с семьи | 1 |
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 |
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 |
15 | Труд в истории семьи | 1 |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 |
Тематический блок3.«Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. | ||
17 | Личность — общество — культура | 1 |
18 | Духовный мир человека. Человек—творец культуры | 1 |
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 |
Тематический блок4.«Культурное единство России» - 16ч | ||
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 |
21 | Литература как язык культуры | 1 |
22 | Взаимовлияние культур | 1 |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 |
25 | Праздники в культуре народов России | 1 |
26 | Памятники в культуре народов России | 1 |
27 | Музыкальная культура народов России | 1 |
28 | Изобразительное искусство народов России | 1 |
29 | Фольклор и литература народов России | 1 |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом(практическое занятие) | 1 |
31 | Культурная карта России (практическое занятие) | 1 |
32 | Единство страны—залог будущего России | 1 |
33 | Урок повторения и обобщения | 1 |
34 | Промежуточная аттестация | 1 |
6 класс (34 ч.)
№ урока | Тема урока | кол. час. |
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч. | ||
1 | Мир культуры: его структура | 1 |
2 | Культура России: многообразие регионов | 1 |
3 | История быта как история культуры | 1 |
4 | Прогресс: технический и социальный | 1 |
5 | Образование в культуре народов России | 1 |
6 | Права и обязанности человека | 1 |
7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие | 1 |
8 | Современный мир: самое важное (практическое занятие) | 1 |
Тематическийблок2.«Человек и его отражение в культуре» - 6 ч. | ||
9 | Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека | 1 |
10 | Взросление человека в культуре народов России | 1 |
11 | Религия как источник нравственности | 1 |
12 | Наука как источник знания о человеке и человеческом | 1 |
13 | Этика и нравственность как категории духовной культуры | 1 |
14 | Самопознание (практическое занятие) | 1 |
Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч. | ||
15 | Труд делает человека человеком | 1 |
16 | Подвиг: как узнать героя? | 1 |
17 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние | 1 |
18 | Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховно-нравственного самосознания | 1 |
19 | Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений | 1 |
20 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России | 1 |
21 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества | 1 |
22 | Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг | 1 |
23 | Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного Прогресса общества | 1 |
24 | Моя профессия(практическое занятие) | |
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 10 ч. | ||
25 | Гражданин | 1 |
26 | Патриотизм | 1 |
27 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 |
28 | Государство. Россия—наша Родина | 1 |
29 | Гражданская идентичность (практическое занятие) | 1 |
30 | Моя школа и мой класс (практическое занятие) | 1 |
31 | Человек: какой он?(практическое занятие) | 1 |
32 | Человек и культура(практическое занятие) | 1 |
33 | Повторение и обобщение | 1 |
34 | Промежуточная аттестация |
Приложение 1.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/
Приложение 3.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по ОДНКНР
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНК 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А....
Рабочая программа по математике (5 класс) 2023
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Никольского...
Рабочая программа по географии 5 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по новым ФООП 2023 (5 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)...
Рабочая программа по астрономии 11 класс. 2023-2024 учебный год
На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение &laqu...
Рабочая программа "Русский язык" 6 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа "Русский язык" 6 класс 2023-2024 учебный год...