Рабочая программа по ОДНК 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012 :1.0pt'>Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.); - Авторской программы А.В. Перышкина по физике для 7-9 классов. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._fgos_po_odnk_5kl.docx | 976.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
Содержание курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 |
В мире культуры |
4ч |
1.1 | Величие многонациональной российской культуры | 2 |
1.2 | Человек – творец и носитель культуры | 2 |
2 | Нравственные ценности | 14ч |
2.1 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 |
2.2 | Жизнь ратными подвигами полна | 2 |
2.3 | В труде – красота человека | 2 |
2.4 | «Плод добрых трудов славен» | 2 |
2.5 | Люди труда | 2 |
2.6 | Бережное отношение к природе | 2 |
2.7 | Семья – хранитель духовных ценностей | 2 |
3 | Религия и культура | 10ч |
3.1 | Роль религии в развитии культуры | 2 |
3.2 | Культурное наследие христианской Руси. | 2 |
3.3 | Культура ислама | 2 |
3.4 | Иудаизм и культура | 2 |
3.5 | Культурные традиции буддизма | 2 |
4 | Как сохранить духовные ценности | 4ч |
4.1 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 2 |
4.2 | Хранить память предков | 2 |
5 | Твой духовный мир | 2ч |
5.1
| Твой духовный мир | 1 |
| Всего | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНК
Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...
ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...
рабочая программа по однк
Аннотация к рабочей программе предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 классРабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры на...
Рабочая программа по ОДНК 2019-2020
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основеучебника протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи Кокина, О.Л.Янушкявичене, Ю.С. Васечко «Основы православной культуры», уче...
Рабочая программа по ОДНК НР
Рабочая программа по ОДНК НР для 5-9 классов....
Рабочая программа по ОДНК НР 5 класс 2023-24 уч.год
Рабочая программа по ОДНК НР 5-6 класс, количество часов в год ___34___УМК Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков....
Рабочая программа по ОДНК НР для 5-6 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...