Мы на Севере живем
учебно-методический материал (7 класс)

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_grigoreva_medinskaya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

                                                                                                                           

       Подготовили и провели                                                                                                                                  воспитатели 7, 8 классов

Григорьева Т.В, Мединская М. И.

с. Горки

2020 г

Ход занятия

  1. Организационный момент. (На доске слайд № 1).
  1.     Основная часть.

Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос.  Сегодняшнее занятие у нас не совсем обычное. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в разные уголки Ямало-ненецкого автономного округа. Тема нашего занятия звучит так:

Ребята, скажите пожалуйста,

  • Как называется страна, в которой мы родились и живём? (Россия). (слайд 1)

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём!

  • Россия это самая большая в мире страна. (Показывается на карте мира).
  • Как мы называем то место, тот уголок земли, где мы родились? (Родина).
  • А сейчас мы найдём на карте нашу малую родину – Ямало-ненецкий автономный округ. (слайд 2. Карта Ямала)

Всех жителей городов, посёлков нашего края можно назвать одним словом – “ямальцы”. А ещё мы земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

В настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проживает около 20 народов.

Лишь несколько народов жили на крайнем севере с незапамятных временен, территория полуострова Ямал и Нижнего Приобья является исторической родиной для хантов, ненцев, коми-ижемцев, селькупов.

Территорию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты.

 (слайд)

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. И мы должны знать и уважать обычаи народа, живущего рядом.

А сейчас мы организуем экспедицию и отправимся с вами в один из уголков нашего края – в тундру, а поедем мы туда на оленях – это будет наша первая стоянка. На каждой стоянке вам будут предложены различного рода задания, которые будут проверять вашу смекалку, находчивость и сообразительность.

 (слайд 4. Олени)

Нам бы северных оленей,

Да в полярную страну,

Чтоб услышать на мгновенье

Ветра тонкую струну.

Эге - гей, упряжка мчится,

Серебрится легкий след,

Стук оленьего копытца

Растревожил белый свет.

Наша экспедиция прибыла на 1 стоянку.

Оленеводческая стоянка №1. Тундра богата …   

Воспитатель: Мы с вами оказались в тундре, где познакомимся с очень редкой и нужной профессией – оленевод. Скажите ребята, чем занимается оленевод?

Дети: (оленевод пасет оленей).

Педагог: Оленевода называют пастухом. В тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет здесь сильный и выносливый народ. Нипочем им, полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, не комариный вой, ни гнус.

  1. Какие качества преодолевает в себе оленевод, встречая такие препятствия? (ответы детей – страх, холод)
  2. Как мы должны относиться к людям такой профессии? (ответы детей)
  3. Чем опасна эта работа? (ответы детей - медведи, волки).
  4. Какой человек может стать пастухом? (ответы детей – сильный, смелый, выносливый, ответственный, трудолюбивый). (слайд …)
  5. Почему оленеводы разводят костры? (ответы детей – отпугивать волков, комаров, согреться)

Ребята, кто из вас знает в своих поселках, знакомых пастухов – оленеводов?

(ответы детей)

Воспитатель: Кто из вас знаком с профессией пастуха?

Ребята, кто из вас скажет, как называется дом у оленевода?

Ответы детей (чум):

Воспитатель: В наших тяжелых климатических условиях, чум досих пор не получил разумной замены.

 Жизнь в тундре была бы невозможна без оленей. Не случайно буквальный перевод дикого оленя илебць – средство для жизни.

Воспитатель: Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он также любит мастерить. Что он умеет делать?

Дети: Мастерит из дерева посуду, различные поделки, игрушки детям и, конечно же, нарты. (слайд) 

А чем же ребята, занимаются женщины?

У женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть и свободное время, а она большая мастерица. Что она умеет делать?

Дети: Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц, металла; плетёт из бисера. (слайд)

Основным орудием труда был и остается тынзян — аркан для ловли оленей, сплетенный из тонких полосок кожи.

Олень давал людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни.

 Воспитатель: «Что дает олень человеку?»           

Дети: Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство. (слайд… )

Конкурс « Оленёнок».

              В тундре родители с раннего детства приучают детей к такому занятию, как оленеводство. Ребят учат  набрасывать аркан на хорей. У нас вместо аркана будет кольцо, а вместо хорея стойка. Ваша задача закинуть кольцо на палку. Выиграют самые меткие. Каждому участнику дается по два броска.

С этим заданием вы справились прекрасно, показав отличную подготовку, и за это вы получаете часть карты.

По реке Оби мы едем

по протокам и ссорам,

На бударке деревянной

Доплывем мы к рыбакам.

Итак, наша экспедиция прибыла на стоянку «Рыбацкий поселок Хашгорт» стоянка №2

Река Обь – самая большая река Западной Сибири. Это могучая равнинная река.

На территории нашего округа протяженность Оби составляет около 450 км.

Воды реки Оби и ее притоков богаты рыбой: щука, нельма, налим, муксун, ряпушка и другие.

По обе стороны Оби в ее нижнем течении расположены два крупных города – Салехард и Лабытнанги.

Река Обь дала “Жизнь” многим населенным пунктам: Аксарка, Салехард, Питляр, Горки, Мужи и т.д.

(профессия рыбак) Как только начнется ледоход, река очистится ото льда и выйдут на обские просторы бударки, снова закинут свои сети рыбаки, надеясь поймать заветную рыбку.

За зиму рыбаки починили сети и, привели в порядок свои лодки.

Рыболовство местному населению всегда было главным подспорьем в хозяйстве. У рыбака, семья всегда будет сытой.

Ребята какие блюда можно приготовить из рыбы?

(ответы детей – уха, расстегаи, кулебяки, строганина, колодка, нерхул и.т.д.)

Легко скользит бударка по воде, разрезая волну. А знаете ли вы как строились лодки?

К постройке лодок мастера относились особенно тщательно. Лес для корпуса привозили с Полуя, березовую смолу бочками доставляли из Тобольска и Ханты-Мансийска.

Доски, для придания им гибкости, парили, а затем гнули. Лодки строили умелые мастера, шторм нипочем этой верной помощнице рыбакам.

Заядлые рыболовы просыпались чуть свет, все снасти, снаряжения готовы еще с вечера и ждут у порога.

Рыбаки проделывают немалые расстояния от дома, погружаются в тишину и не мигая вглядываются в водную гладь. Это тот счастливый миг, ради которого они готовы недосыпать, мокнуть под дождем, терпеть комаров, мерзнуть на морозе зимой.

 Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака.

         Профессия рыбака всегда считалась очень почетной. Перед рыбаками ставили план по вылову рыбы. У нас в Горках есть свой рыбзавод. Где занимаются сортировкой и хранением рыбы. С рыбзавода рыба поступает в продажу населению или отправляют на переработку в Салехард на консервный завод (а вот готовая продукция Салехардского консервного завода)

Игра «Путаница»

Я буду показывать картинку с изображением рыбы, а вы ее название и есть ли  она у нас.  Хорошо ли вы знаете рыб, которые водятся в нашей реке. Игра «Путаница» (идет игра).

А кто из вас помогает родителям? И в чем заключается эта помощь? (ответы детей)

 Игра «Помай рыбку»

        Вы хорошо справились с заданием и показали свою ловкость и знания в многообразии рыб. Вы познакомились с профессией рыбака. И получите в награду вторую часть карты.

За нами прилетел вертолет, и он нашу экспедицию доставит на стоянку «Таежный лес» стоянка №3.

Сядем мы на вертолет

Над тайгой помчимся,

И веселою гурьбой

В лесу мы приземлимся.

 Животный мир нашего края богат и разнообразен.

Решите анаграммы и узнайте пять хвойных пород деревьев, которые распространены в нашем округе. (по презентации)

- Жить без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение! Ребята, что вы знаете о птицах нашего края?

Послушайте несколько загадок и попробуйте их отгадать.

1. Красногрудый, чернокрылый,

   Любит зернышки клевать,

   С первым снегом на рябине

   Он появится опять.   (Снегирь)

2.Верещунья белобока,

   А зовут ее …(сорока)

3. Кто без нот и без свирели

   Лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней?

    Кто же это?....(Соловей)

4. Маленький мальчишка

   В сером армячишке

   По дворам шныряет,

   Крохи подбирает,

   По ночам кочует –

   Коноплю ворует.  (Воробей)

Педагог: Древним хозяйственным занятием Ямала – была охота.

И сейчас мы с вами поговорим о профессии – охотника.

  1. Какими предметами пользуется охотник?

(ответы детей: - ружье, патроны, капканы, на птиц ставились сети, манок)

Ребята, мы недавно ходили с вами в музей средней школы, видели там старинные приспособления для охоты, а теперь скажите мне, каким предметами пользовался охотник в древние времена?

(Дети - в древние времена охотник изготовлял для охоты, лук, стрелы, делал лыжи.

  1. На кого охотится охотник?

Дети: (дичь: гусей, уток, песцов, оленей, кабанов)

Воспитатель: Скажите , ребята на кого нельзя охотится?

Дети: (на птиц и животных которые занесены в красную книгу)

Воспитатель: а почему они туда занесены?

Дети: потому что их мало, чтобы не исчез вид.

  1.  Ребята, скажите, кто из вас был с родителями на охоте?

(рассказы детей)

Обобщающее задание:

Я

Г

Е

Л

Ь

Ч

У

М

А

С

Л

Е

Д

Ы

М

А

Л

И

Ц

А

Л

Ы

Ж

И

Е

Х

О

Р

Е

Й

Н

А

Р

Т

Ы

Р

Л

О

Д

К

А

И вот ребята, мы прошли все три испытания и в награду  получаете третью часть карты.   Давайте ее соберем и посмотрим, что же у нас получилось.

Ответы детей: мы собрали карту ЯНАО.

Итог:

  1. Какие знания мы получили?
  2. Какие профессии востребованы в нашем округе?
  3. Какими профессионально важными качествами надо владеть, для того, чтобы быть успешным в своей профессии? (ответственным, ловкими, умелыми, готовыми помочь, добрыми,

Вот и окончилось наша экспедиция, мы надеемся, что она вам понравилась и надолго сохраниться память о ней в наших сердцах.

И в заключении мы споем гимн нашего округа.

Поем гимн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

Презентация "Апробация УМК "Живая природа Иркутской области", Презентация" Лагерь Лето на Севере - 2017"

В 2017 - 2019 у.г. в 26 образовательных организациях Иркутской области по Распоряжению Министерства Образования Иркутской области проходит апробация учебно - методического комплекта "Живая природ...

КВН «Мы на Севере живем»

Образовательные задачи: закреплять знания детей о природе, быте и культуре народов Севера , активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполнять правила игры.Развивающие задачи:...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Спортивно - развлекательное мероприятие "Мы на Севере живем"

Методическая разработка "Мы на Севере живем"...

Мы на Севере живем

Коренные народы Севера придают большое значение физическому воспитанию личности. Это обусловлено суровыми условиями жизни на Севере. Основными средствами физического воспитания у коренных народов явля...

МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ!

Мы на Севере живем и расскажем вам о нём!Край наш северный суров: много снега и ветров,Но у нас закон таков – не бояться холодов!И отличная привычка – встретив трудности, не хнычем!Ночь по...