Сенсорные эталоны
методическая разработка

Гуденко Татьяна Павловна

Сенсорные эталоны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omp.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

городского округа «Усинск «

«Усинск» кар кыштын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс

велöдöмöн веськöдланiн

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10» г.Усинска (МАДОУ «ДС № 10» г.Усинска)

«10 №-а челядьöс видзанiн» школаőдз велöдан Усинска карса муниципальнőй асшöрлуна учреждение

(«10 №-а ЧВ» ШВ Усинска карса МАУ)

Презентация пособий, способствующих формированию «сенсорных эталонов»

Составитель:

Гуденко Татьяна Павловна,

воспитатель


Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Под сенсорным развитием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений об окружающем мире и свойствах предметов, например, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, звуке. Своевременное сенсорное развитие - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. В процессе сенсорного развития формируются сенсорные эталоны, которые являются одной из ключевых основ полноценного развития каждого ребенка.

Сенсорные эталоны — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. В дошкольный период прежде всего при правильном взаимодействии педагога с детьми могут формироваться следующие сенсорные эталоны:

Зрительные - первым ребенок видит предмет глазами, воспринимает его фору, цвет, величину, расположение в пространстве;

Слуховые - воспринимать звуки окружающего мира и ориентироваться по ним. Музыкальные инструменты позволяют воспринимать детям разнообразные звуки и их сочетания, различать и запоминать их, тем самым способствуют развитию физического слуха, а восприятие детьми звуков человеческой речи, способствуют развитию фонематического слуха.

Осязательные - способность «чувствовать» всей кожей, ведь именно через нее мы получаем информацию о свойствах окружающих нас объектов и поверхностей, с чем она вступает в непосредственный контакт. Кожа позволяет различать предметы по фактуре (гладкое – шершавое, твердое – мягкое), определять формы предметов на ощупь (плоское/объемное), температурные ощущения (тепло - холодно), барические ощущения (легкий – тяжелый).

Вкусовые – дети берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус примета. С опытом ребенок запоминает вкус предмета (горькое, кислое, сладкое, соленое, все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания)., и уже выборочно относится к продуктам питания.

Обонятельные – познание мира через запахи. Способность ощущать и различать пахучие вещества – запахи (тяжелый – легкий, горький – сладкий и т.д.). Одни запахи привлекаю, другие вызывают желание закрыть нос рукой.

Зачастую мы взрослые, исходя из своего опыта, ограждаем детей от тех ли иных запахов, звуков, вкусов, тактильных ощущений, тем самым даем заведомо ложные восприятие предметов. Чтобы формировать у детей сенсорные эталоны, важно использовать игровое взаимодействие. В младшем дошкольном возрасте необходимо обучать детей играть, не препятствуя друг другу, постепенно мотивировать к умению играть малыми группами и осмысливать, что вместе играть увлекательнее. Педагогу следует периодически лично включаться в игру. Сначала необходимо заинтересовывать ребенка играть дидактическим материалом вызывать к нему интерес, обучать играть с ним.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Соприкосновение органов чувств с различными свойствами и признаками предметов, является главным источником знаний об окружающем мире. Правильное восприятие предметов, залог успешной умственной работоспособности ребенка.

В нашей группе оформлен центр «Познавашки», в котором имеется различный как дидактический, так и подручный материал собранный нами, воспитателями, и изготовленный мною. Воспитанники так же имеют возможность пополнить и обогатить его продуктами собственной деятельности или с помощью родителей, что так же является важным моментом для развития их речи (они рассказывают кто придумал и как воплотить задумку)

В центре представлены разнообразные игры, способствующие формированию сенсорных эталонов. Многие игры несут за собой определенные риски, начиная с реакции детей на тот или иной продукт и заканчивая их хранением.

«Наши ладошки»

Пособие состоит из карточек с изображением ладошек различной фактуры (шершавые, гладкие, колючие) и насыпные мешочки, детям нужно найти мешочек соответствующий ладошке на ощупь.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности и обогащать сенсорный опыт;
  • учить обследовать ладошки подушечками пальцев и всей ладошкой;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать внимание;
  • закрепить названия пальчиков и понятия «левая» и «правая» рука.

«Чемоданчик»

Пособие представляет собой картонный короб с рукавами и наполнением разной фактуры. (шершавые, гладкие, колючие) предметы.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения детей;
  • учить различать фактуру предметов, не видя их, и находить одинаковые;
  • развивать внимание, концентрацию;
  • стимулировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас;

«Бассейн»

Сухой бассейн с разным наполнением (крупы, мука, кинетический песок, соль) и карточками формата А4 в зависимости от поставленных задач.

Задачи:

  • развивать координацию мелких мышц руки;
  • развивать тактильную ориентировку и способности действовать по словесному указанию или схеме;
  • формировать и развитие средств общения;
  • обогащать словаря;
  • овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций;
  • развивать мелкой моторики;

«Лабиринты»

Пособие представляет собой карточки формата А4 с изображением лабиринта из ниток, палочек для коктейля и клевого пистолета, различной сложности. Также прилагаются шарики Орбиз (гидрогелиевые шары).

Задачи:

  • развивать тактильную чувствительности;
  • активизировать тактильные движения пальцев рук, развитие зрительно-моторной координации;
  • развивать мелкую моторику руку, логическое пространственное мышление, внимание;

включение тактильного, зрительного анализаторов ребенка;

  • развивать понимание речи, связную речь;
  • учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги.

«Холодный - горячий»

Пособие представляет собой карточки формата а2, в зависимости от темы или поставленной задачи. Детям дается задание: промочить карточку пальчиками и увидеть изображение. Также прилагается два контейнера с водой (холодной, горячей, теплой) и шарики Орбиз.

Задачи:

  • развивать тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
  • поддерживать интереса к совместным играм;
  • формировать умения играть вместе с другими детьми;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать свободное общение детей и взрослых;
  • формировать связную речь (помогать детям отвечать на вопросы);
  • закаливать организм ребенка через игры с водой

«День-ночь» (игры со светом) – самый доступный и простой вид деятельности с детьми. Игры без правил, единственное условие-создание темноты, что получается не всегда.

Задачи:

  • развивать зрительные ощущения;
  • формировать представления о свете и темноте;
  • обогащать словарный запас;
  • совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь;
  • развивать фантазию и воображение.

«Звуковые баночки-Шумилки»

Пособие представляет собой капсулы от киндер сюрприза с разным наполнением (крупы, мелкие камушки, арбузные семечки, фасоль).

Задачи:

• развивать слуховую памяти;

• формировать умение различать и дифференцировать шумы;

• тренировать концентрацию внимания;

• учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги. (Найди пару по звуку, Составление рядов)

«Ароматные цветы» «Полезное-вредное»

Пособие «ароматные цветы» представлены в виде баночек с крышечками, что позволяет менять наполнение в зависимости от темы или задач. Также к пособию прилагаются карточки с изображением продуктов питания.

Задачи:

  • стимулировать обонятельный анализатор;
  • развивать обонятельную память;
  • обогащать вкусовые ощущения, вкусовую память;
  • расширять сенсорный опыт детей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов.

«Кафе»

Продукты питания, которые не вызывают аллергической реакции у детей и знакомые детям.

Задачи:

  • стимулировать вкусовой анализатор;
  • обогащать вкусовые ощущения, вкусовую память;
  • расширять сенсорный опыт детей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов.

В заключении хотелось бы сказать, что материалы для создания дидактических пособий доступны каждому педагогу, а приемы использования могут помочь разнообразить сами дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

процесс формирования сенсорных эталонов у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....

Консультация для воспитателей "УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ"

Конах Светлана Владимировна УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Э...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 лет с сенсорными эталонами в различных в видах деятельности

«Ознакомление детей 3-4лет с сенсорными эталонамив разных видах деятельности» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различн...

Диагностика уровня развития рисования и освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недо...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....