Занятие по социальной адаптации "Тепло родного очага"
материал (5 класс)
Формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplo_rodnogo_ochaga.docx | 921.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по социальной адаптации
«Тепло родного очага»
Подготовил
воспитатель
Борзенкова Е.В.
"Тепло родного очага"
Цель:
- показать значение семьи, домашнего тепла;
- формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- продолжить работу по сплочению классного коллектива;
- развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.
Ход беседы
Воспитатель: Прочитайте тему нашей беседы. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?
Дети высказывают свои мысли и чувства.
Воспитатель: В толковом словаре Ожегова написано, что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.
А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Рассказ ученика о своей семье.
Воспитатель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.
воспитатель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” . Пословицы разделены на две части, соедините части правильно.
Когда семья вместе, | так и душа на месте. | |
В гостях хорошо, | а дома лучше. | |
Дети не в тягость, | а в радость. | |
Семья в куче – | не страшна и туча. | |
Согласье да лад – | в семье клад. | |
Чем богаты, | тем и рады. | |
Дом вести – | не рукавом трясти. |
Воспитатель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 .
Число 7 – необычное, это магическое число:
- 7 - цветов радуги
- 7 - чудес света
- 7 - нот гаммы
Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.
Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Воспитатель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.)
Воспитатель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).
Сценка про дочку
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.
Мама
Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!
Дочка
Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!
Папа
Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!
Дочка
Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!
Бабушка
Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.
Внучка
Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.
Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитательь: У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.
Воспитатель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.
- 1 ряд - мамы
- 2 ряд - папы
- 3 ряд – дети
Воспитатель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Оберегать тепло родного очага.
Воспитатель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.
Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика).
Воспитатель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.
Воспитатель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.
Воспитатель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.
Воспитатель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам):
• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• приглашать гостей и собирать застолье;
• собирать и хранить семейные фотографии;
• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
• издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Воспитатель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).
Воспитательь: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Ученик:
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Воспитатель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте построим дом для нашей семьи. Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).
Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.
Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:
- ТЕПЛО
- ЗАБОТА
- УВАЖЕНИЕ
- ПОМОЩЬ
- ПОНИМАНИЕ
- ДОБРОТА
- ЛЮБОВЬ
- РАДОСТЬ
- УЮТ
- СЧАСТЬЕ
- ДРУЖБА
- ВЕРНОСТЬ
- МИР
- ТРАДИЦИИ
Воспитатель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.
Ученик:
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
Воспитатель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его.
Воспитатель: (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тепло родного очага"
Данный классный час позволит с формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге....
Родительское собрание "Тепло и свет родного очага"
Сценарий родительского собрания с участием учащихся, которое способствует укреплению семейных ценностей, сближению родителей и подростков....
"Родной очаг"- сценарий
Сценарий концерта посвященного празднику "День семьи"...
Тепло родного очага.
Материал, который поможет Вам в подготовке и проведении классного часа, целью которого является воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности...
Воспитательный час «Тепло родного очага»
Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания – дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.Развивать способности взаимопонимания,...
Семейная гостиная "Тепло родного очага"
Семейная гостиная "Тепло родного очага" было проведено в 8 классе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - воспитание у обучающихся ответственного отно...
Тепло родного очага. Родительское собрание.
Родительское собрание....