Французские мастерские
статья
Использование технологий Французских мастерских в рамках уроков русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология французских мастерских
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Французские мастерские – это форма организации, когда «обычный» урок можно преобразовать в благотворную среду, способствующую формированию у детей своего собственного представления о мире. Таким образом, французские мастерские помогают учителю так построить творческий процесс, используя алгоритм, что обучающиеся самостоятельно в коллективном поиске «откроют» новые знания.
Форма мастерских обеспечивает некое равенство ученика и учителя. Так в фундаментальном труде еврейских мудрецов «Талмуде» сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников. Это выражение очень ярко иллюстрирует рассматриваемую мной технологию мастерских, поскольку именно при данной форме работы возможно сделать так, что учитель не будет спешить отвечать на вопросы учеников, а он будет выполнять задания совместно, будет как истинный наставник подавать информацию «порциями» и когда это будет необходимо в процессе обучения. И, как следствие, «родится» сотворчество учителя и ученика. За счет этого такой процесс обучения выявляет 3 стороны коммуникации:
- информативную - обмен информации, где важен именно путь, т.е. предполагается не одно стандартное для советской педагогики направление (учитель ученик), а разнонаправленность (учитель ученик);
- интерактивную – предполагает взаимодействие учителя и учащегося и приспособление их друг другу в процессе достижения учебной цели;
- перцептивную - предполагает, что в процессе восприятия возникает взаимодействие между учителем и учащимся, а каждый участник этого процесса осознает себя через другого человека с помощью рефлексии, идентификации, эмпатии и т.д.
Следовательно, технологии французских мастерских позволяет на первое место поставить не результаты обучения, а именно сам процесс достижения новых знаний.
Все вышесказанное, безусловно, заслуживает внимания, но это общие моменты, так называемые отличительные особенности данной технологии. А хотелось бы более подробно остановиться на «мелочах».
Предположу, что со мной согласятся многие психологи в том вопросе, что особую роль играет в данной технологии безоценочная система. т.е. стандартное занятие в рамках мастерских заканчивается самооценкой. Это способствует раскованности и в то же время принятия себя и оценивания своих знаний именно со своей точки зрения.
Что касается непосредственно самой технологии педагогических мастерских, то информации в интернете много, а вот методов и приемов, относящихся к ней описаний практически не найти. Остановлюсь на наиболее распространенных и популярных, которые используются мной в моей педагогической деятельности.
- Метод ассоциаций – (который достаточно легко совместить с приемом кластера) Учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов.
- Метод конструирования понятий – сначала происходит совместное обсуждение предложенного понятия(так называемая актуализация), а затем дается текст, где данное слово используется. Соответственно, уже в контексте дети и формируют новое понятие.
- Метод вживания – с помощью образных и чувственных представлений учащийся старается «вселиться» в тот объект, который представляет интерес. Пытается понять его изнутри.
- «Толстый и тонки вопрос» - предлагается учащимся составить вопросы к тексту. Далее обсуждают их в группах и делят их на «толстые»,т.е. требующие развернутого размышления и «тонкие» - с однозначным ответом
Безусловно, есть огромное количество методов и приемов педагогических мастерских, но данные вышеупомянутые методы я использую в своей непосредственной деятельности. Но самое главное, что результатом любой такой работы должен становиться продукт коллективного творчества. Да к тому же данная технология способствует показать не только учителям, но и самим детям, что каждый способен постигать знания и каждый способен на результат
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304255-francuzskie-masterskie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
«Творческие (педагогические, французские) мастерские».
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или...
урок в формате "французской мастерской" для 6 класса. Тема: "кислотные дожди"
Данный файл представляет собой подробное описание хода урока и раздаточных материалов, которые могут быть изготовлены всеми желающими преподавателями с теми иллюстрациями, которые они посчитают необхо...
Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...
Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских»
Краткое теоретическое описание технологии французских мастерских....
Презентация к методическому семинару "Технология французских мастерских"
Презентация теоретического материала....
Статья «Французские мастерские» на уроках производственного обучения.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, выходом для получения обучающимися высокой квалификации и подде...