Классный час "Блокадный хлеб"
классный час (8 класс)

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час520.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработан учителем литературы МБОУ «Огневская СОШ» Астапенко И.Н.

Разработка классного часа «Блокадный хлеб»

Цели:

  • создание условий для формирования представления о блокаде Ленинграда;
  • воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство патриотизма; долга; чувство сострадания и гордости за людей, переживших блокаду и несломленных обстоятельствами.

Ход мероприятия

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла фашисты бросили к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Но они глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Однако, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

8 сентября 1941 года началась блокада.

Блокада- окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий.

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать город.

На семнадцатый день войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».

Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941 г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:

1. Блокировать город Ленинград кольцом, как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.

2. Для того, чтобы город, как последний центр сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением оружия...»

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Вот несколько важных фактов о блокаде Ленинграда.

Самая суровая зима

Самое тяжелое время за все время осады – первая зима, зима 1941 года. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 °C. Морозы стояли затяжные, воздух оставался холодным подряд в течении многих дней. Также из-за природной аномалии в городе практически в течении всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая. Подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, а затем и книги. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Начался голод. В городе не хватало продуктов. Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников

РАЗДАЮ КАРТОЧКИ

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. Получить хлеб можно было по хлебной карточке - бумажному листочку, расчерченному на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк. При утере карточка не возобновлялась.

125 граммов – это кусочек хлеба - это была норма на весь день.. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины, жмыха, обойной пыли, выбоек из мешков, хвои. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низко калорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно.

ПОКАЗЫВАЮ КУСОЧЕК ХЛЕБА 125 Г.

(Рассказывает Федосеенко Артем)

Кютинен Даниил Иванович в блокадном Ленинграде выпекал хлеб. Умер от истощения, но не взял ни куска. Даниил Иванович по происхождению Фин. До блокады жил и работал пекарем в Ленинграде. В боевых действиях он не участвовал, его профессиональные навыки были важнее. Ежедневно выходя на очередную смену, своим трудом спасал десятки тысяч голодных Ленинградцев. Через его руки проходили сотни, а то и тысячи буханок хлеба. Но он не взял ни одной. Умер прямо на рабочем месте от истощения. Выписка о смерти этого достойного человека гласит-"Умер от дистрофии" в возрасте 59 лет. Его имя занесено в КНИГУ ПАМЯТИ «БЛОКАДА»

СТРАНИЦА КНИГИ

Чтобы не умереть от голода, люди варили и ели «суп» из древесного клея, разрезанных на куски кожаных сапог, ремней и туфель. Начались болезни из-за голода.

ПРОСМОТР ВИДЕО МУЗЕЙ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (Новая экспозиция музея)

- #1084;узей-обороны-и-блокады-ленинграда/новая-экспозиция-музея/

Метроном – биение сердце города. Звук метронома.

Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власти установили 1500 громкоговорителей. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки.

Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. Радио работало в круглосуточном режиме. По распоряжению руководства осажденного города жителям было запрещено отключать радио. Оно было главным источником информации. Когда дикторы прекращали трансляцию передача, метроном продолжал свой отсчет. Этот стук назвали биением сердца города.

Дорога жизни

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Коты, спасшие город от грызунов

Практически все домашние животные были съедены жителя осажденного Ленинграда уже в первую блокадную зимы. Из-за отсутствия кошек страшно расплодились крысы. Под угрозой оказались запасы продовольствия. Тогда было решено завести котов из других регионов страны. В 1943 году четыре вагона прибыли из Ярославля. Они были заполнены кошками дымчатой окраски – именно их считают лучшими крысоловами. Кошек раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены.В знак благодарности в современном Санкт-Петербурге на карнизе одного из домов на Малой Садовой установили памятник коту Елисею и кошке Василисе.

ФОТО ПАМЯТНИКОВ КОШКАМ, ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С САЙТА

Дневник Тани Савичевой.

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Большая дружная семья Савичевых погибла в дни блокады от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

ДОМ ТАНИ САВИЧЕВОЙ #

С 1948 года нормами международного права голод был запрещен как средство ведения войны.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ПОД ЗВУКИ МЕТРОНОМА

Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!

Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя-

Поклонимся, поклонимся друзья!

В эти дни в нашем городе проходит акция «Блокадный хлеб». Вы можете прийти в торговый центр «Меридиан», взять кусочек хлеба, масса которого 125г и информационный листок о блокаде Ленинграда.

-Кто уже принял участие в этой акции?

-О чем вы дома говорили с родителями после участия в акции?

-Что узнали? Что почувствовали?

Пока мы помним о ленинградцах – они живы в наших сердцах. И сохранение памяти о них – это самый простой и доступный способ выразить свои чувства по отношению к ним.

Используемые материалы:

#

#1084;узей-обороны-и-блокады-ленинграда/новая-экспозиция-музея/

Приложение

Фото с классного часа. Показ кусочка хлеба массой 125г.

Рассказ Федосеенко Артема о Кютинен Данииле Ивановиче

Участие детей и родителей 4 а класса в акции «Блокадный хлеб».

Залуцкая Екатерина

волонтеры МКОУ «Гимназия №259» раздают листовки и хлеб

семья Носовой Софьи

Чарушникова Снежана и Грекуль Дарья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Хлеб – всему голова!», который мы провели в 6 классе.Замысел возник несколько неожиданно. На одном из уроков русского языка вдруг выяснилось, что реб...