Классный час "Хлеб- всему голова"
классный час (5 класс) на тему

Ветрова Елена Петровна

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отношение к хлебу как к святыне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Бережное отношение к хлебу992.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ветрова Елена Петровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1

Тамбовская область, Сосновский р-н, п. Сосновка

Внеклассное мероприятие в 5 классе.

Устный журнал

«Хлеб – всему голова»

(слайд)

   Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.

     Оборудование:

  • Книжная выставка «Хлеб – всему голова»
  • Выставка детских рисунков «Хлеб – имя существительное»
  • Выставка сочинений учащихся «Что я знаю о хлебе»
  • Плакаты с высказыванием:

            «Слава хлебу и рукам, что его растили»

        «Слава миру на земле, слава хлебу на столе»

  • Запись песен Я. Френкеля «Русское поле», М. Фрадкина «Баллада о спасенном хлебе»
  • Выставка хлебных изделий
  • Проектор, компьютер, экран.

1. Хлеб моей России,

хлеб моей Отчизны.

(слайд)

   Слово учителя:

        Народная мудрость гласит: нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежего хлеба.

Есть на земле великое диво – хлеб, вешняя зелень озими и тяжелое литье колосьев, солнечный прибой зерна и душистый каравай на вышитом рушнике.

Хлеб был во все времена клятвой и праздником, величальной песней на свадьбе. Во все времена, у всех народов по – своему, но одинаково священен и уважаем.

        Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Крепла и становилась могучей державой силой землепашца, сеятеля, хлебороба.

        Наша родословная – от земли. Каждое новое молодое поколение должно помнить об этом!

        Каждый взрослеет по-своему. Кому-то требуются на это годы, а кому-то достаточно мига. Но есть истины, открыв которые, словно сделаешь зарубки на память. Одна из них – в понимании того, что стоит за словом хлеб.

        1 ученик: (слайд)

        Не о звездах на небе,

        А о хлебе,

        О хлебе,

        О родном, неразлучном

        Все о том, о насущном,

        Что в поте лица …

        Хлеб целинный

        Глубинный

        Хлеб предгорный

        Долинный

        Хлеб тамбовский,

        Кубанский

        Хлеб, рабоче – крестьянский

        Хлеб державного плана

        Хлеб степей Казахстана

        Хлеб орловский

        Елецкий …

        Хлеб отменный с Алтая

        Хлеб – стена золотая.

        Ты стоишь, словно войско,

        Каждый колос геройский.

Музыкальное сопровождение.

2 ученик

Юный друг!

Каждый раз, когда ты берешь в руки кусок хлеба – проникнись глубоким уважением к труженикам полей. Это их напряженной работой, их заботами, не знающими устали руками выращено зерно, которое старанием людей на мукомольных комбинатах, хлебозаводах пришло к тебе душистым румяным хлебом.

Как бы далеко ни ушло человечество, какие бы ни появились новые слова – никогда не увянет, не утратит свежести и святости русское слово «хлебороб».

        3 ученик:

        Перед этой пашнею

        Шапку скинь, сынок.

        Видишь: пробивается

        Хлебный стебелек.

        Сколько в это зернышко

        Вложено труда,

        Знает только солнышко,

        Ветер и вода.

        4 ученик:

        Посеяли хлеб хлеборобы весною

        Созрел он и встал золотою стеною

        И слышит страна:

        За уборку пора!

        Для хлеба комбайны нужны, трактора.

        Отвечают в цехах металлисты:

        Для хлеба машины мы сделаем быстро

        Но только нам нужен металл непременно.

        Отвечают немедля мартены:

        Нам только руду подавайте сюда.

        Для хлеба с рудою спешат поезда.

        Для хлеба!

        Проложены рельсы дорог

         Для хлеба!

        Нефтяники нефть достают

        Для хлеба!

        Плотины на реках  встают

        Для хлеба!

        И краны, и вышки до самого неба.

        Когда за столом, вы, ребята, сидите

        То помните, кто для вас хлеб создает:

        Колхозник,

        Рабочий,

        Нефтяник,

        Строитель,

        Шахтер,

        Машинист.

        Народ!

        5 ученик:

        Вот он хлебушко душистый,

        Теплый, золотистый,

        В каждый дом

        На каждый стол

        Он пожаловал – пришел.

        6 ученик:

        В нем здоровье наше, сила,

        В нем чудесное тепло.

        Сколько рук его растило,

        Охраняло, берегло!

        В нем – земли родимой соки

        Солнца свет веселый в нем,

        Уплетай за обе щеки

        Вырастай богатырем.

7 ученик:

Славится он первым на Земле, славится он первым на столе – так говорит о хлебе народная мудрость. Эти слова тем мальчишкам, которые безмятежно играют в хоккей, гоняя вместо шайбы черствый бублик и тем девчонкам, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку.

        8 ученик:

        Хлеб под столом, хлеб под столом!

        Брошенный прямо в пыль.

        Кто же это совесть свою на слом

        Бросил, как утиль?

        Если бы увидел его, никогда б

        Не подал ему руки.

        Будто не знал он, сколько труда

        Вложено в эти куски!

2. Хлеб войны

(слайд)

1 ученик:

Не знают теперешние мальчишки и девчонки, как дорог был кусок ржаного хлеба трудного 1919 года. Для того, чтобы у всех на столе ежедневно был кусок хлеба, жили и боролись с эксплуататорами смелые мужественные люди. Никогда не забывали о хлебе революции.

2 ученик:

        Весна 1943 года, угрюмая, напряженная весна. В нашей стране идет полуголодная жизнь. У людей, не отходящих от заводских станков, одно стремление, одна цель – выстоять против врагов и победить.

        Эвакуированный в Сибирь из западных областей народ, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перепаханных полях – ищут мерзлую картошку. Дети с сумками через плечо ходят по мокрым полям – собирают колоски. Всюду: на заборах, в вокзалах – плакаты, объясняющие, что зерно, перезимовавшее под снегом, ядовито. Но молчаливые дети все равно бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими холодными руками мокрые, полуосыпавшиеся колоски, а поздним вечером вернувшиеся с работы матери то толкут зерно в ступах, замешивают его с мерзлыми картошками, пекут так называемые «драники» и утешают себя и детей: «Ничего, ничего – в Ленинграде тяжелее люди живут и еще воюют».

        3 ученик:

        Был хлеб всегда в почете на Руси –

        Ее просторов главное богатство.

        Его ты хочешь знать? –

        Спроси.

        Тебе ответить могут ленинградцы.

        Они припомнят город без огней

        Когда враги стояли на пороге,

        И долгих 900 блокадных дней …

        Снарядов свист …

        Воздушные тревоги …

        Мела метель колючая, мела …

        За нею голод шел в дома по следу …

        И не было ни хлеба, ни тепла …

        Была лишь вера твердая в победу!

Слово учителя:

      1.Хлеб блокадного Ленинграда. (слайд)

2.Блокада Ленинграда. Голод. История Тани Савичевой. (слайд)

3.Дорога жизни. (слайд)

4 ученик:

Поэт – комсомолец Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальда. Когда лагерь освободили наши войны и вынесли его на руках из барака – в нем было 26 кг веса. Вот что такое голод! Он написал стихотворение о хлебе, тайком от фашистов в лагере.

        5 ученик:

        Крошка хлеба на землю упала,

        Меньше хлеба на крошку стало.

        Где-то в поле неубранном нашем

        Сколько зерен лежит у пашен!

        Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

        Хлеб бы выпекли белый, пахучий,

        Мы б окрепли и сильными стали,

        Мы б тюремные стены сломали,

        Снова вышли бы в бой, под бомбежку!

        Да, жалеть надо хлебную крошку.

                                                   Г. Люшнин

Выступления гостей (приглашенные бабушки, дедушки делятся собственными жизненными воспоминаниями о хлебе войны)

3. Целина

(слайд)

1 ученик:

1945 год. Весна. Гудели вокзалы, шли и шли эшелоны на восток в Казахстан, в Сибирь, на Урал, в Поволжье. Начиналась великая битва за хлеб, начиналось наступление на целинные и залежные земли.

350 тысяч юношей и девушек с комсомольскими путевками стали целинниками. (слайд)

Вступление гостей, участников целинной эпохи.

        2 ученик:

        Выбирали сами себе долю.

        Не беда, что трудная она!

        А кругом, как в сказке,  

                                   чисто поле-

        Без конца, без края целина.

        Сколько в ней гектаров?

        Миллионы? Здесь не праздник,

                             а почетный труд.

        И грохочут снова эшелоны

        Молодежь задорную везут.

        Надо честно, хорошо трудиться

        Все богатства взять у целины,

        Чтобы горы солнечной пшеницы

        Отовсюду были бы видны.

4. Хлеб – наше богатство.

(слайд)

1 ученик:

Ты держишь в руках сокровище – хлеб. Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им. И не хвастайся, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь. То, что у тебя и у других  есть сегодня хлеб – не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на Земле когда – то и живет сейчас.

        2 ученик:

        Хлеб в России пекли с куполами,

        Чтоб хватило, как неба, на всех.

        За широкими в доме столами

        Крошку бросить считали за грех.

        В суеверных веках, между прочим,

        И примета жила недобра:

        Если ты не доел хоть кусочек,

        Значит, силы своей не добрал.

        И хлеб – соль – этот русский обычай,

        Словно символ людской доброты,

        И наш герб без колосьев пшеничных

        Не имел бы такой красоты.

                                                       А. Коршун.

        3 ученик:

        «Хлеб»

        На свете я видела хлеба не мало –

        Крестьянка его из печи вынимала.

        И клала на стол, осеняя крестом,

        И он отдыхал, накрытый холстом.

        В горнице пахло сильно и сладко,

        Хлеб грозным казался, как имя отца.

        За трапезой ели его без остатка –

        Ни корки, ни крошки, ломоть до конца.

                                                 Е. Блашнина

        4 ученик:

        На свете я видела немного,

        Его отмеряли так скудно, так строго,

        Его запивали крутым кипятком,

        Его называли не хлебом – пайком,

        С соломой, с мякиной, с трухой и со жмыхом,

        Он все же казался желанней всего!

        5 ученик:

        На свете я видела хлеба – разливы:

        Мешки, бункера, элеваторы, нивы.

        Он золотом лился, волною бежал,

        Герой на токах деревенских лежал!

        И если примечу кусок в небреженьи –

        В грязи придорожной, в подножной пыли,

        То самое первое сердца движенье –

        Поднять и спасти это чудо земли.

        6 ученик:

        Хлеб дороже золота. Золото – металл, а хлеб – это жизнь.

        7 ученик:

        Нужны нам и мясо и фрукты

        Однако, коль строго судить,

        Жить можно без многих продуктов –

        Без хлеба вовек не прожить.

        Всему голова и основа,

        В нем труд хлеборобов и пот.

        И хлебушком – ласковым словом –

        Зовет его часто народ.

        Какое без хлеба застолье?

        Еще с незапамятных дней

        Не зря на Руси хлебом – солью

        Встречают желанных гостей.

        8 ученик:

        Идешь ли ты с работы жарким летом

        Морозной ли и вьюжною зимой

        Заходишь обязательно за хлебом

        И бережно несешь его домой.

        Вдохни его. Он пахнет утром ранним.

        В нем рук тепло, забота строгих глаз.

        Он в дом пришел сквозь годы испытаний

        Не зачерствев, как кто – нибудь из нас.

        Священен хлеб, в себя  вобравший солнце.

        В себя вместивший хлебороба жизнь

        Ты сердцем чистым  до него дотронься

        И чистыми руками прикоснись!

5. Краеведческая

(слайд)

                                                                   Тамбовские поэты о хлебе.

        1 ученик:

           «Баллада о хлебе»                

        У прохожих под ногами

        Кем – то брошенный, в пыли,

        затвердевший, словно камень,

        хлеб – священный дар земли.

        Протестующее чувство

        не смирить и не унять:

        это больше, чем кощунство,-

        хлеб ногами попирать!

        В том ломте – и пот, и слезы,

        и свершенье всех судеб …

        …Помню: детство, луг, березы,

        свежевыпеченный хлеб …

        Мать из печки доставала

        каравай – ржаную плоть –

        и, сияя, отрезала

        хлеба теплого ломоть.

        Помню дух его дразнящий,

        дух медвяный, дух земли,

        словно в корочке хрустящей

        степь и солнце запекли.

        А потом я с мамой в поле

        шел, обветренный, полоть …

        Оттого сейчас так больно

        видеть брошенный ломоть.

        Двести граммов, полгорбушки …

        Сколько стоит хлеб страны –

        хлеба черствая осьмушка,

        хлеб блокады, хлеб войны?

        Он поистине бесценен

        и на стол пришел не вдруг:

        он дыханием овеян

        и теплом крестьянских рук.

        Хлебу трудный путь достался –

        от зерна до колоска:

        он под ветрами сгибался,

        он без влаги задыхался,

        так, что нас брала тоска …

        Вызов пламени бросая

        (скорби, нет, не побороть!),

        Кузнецов сгорел, спасая

        хлеб России, тот ломоть …

        Почему он под ногами,

        почему лежит в пыли,

        затвердевший, словно камень,

        хлеб – священный дар земли?

        Протестующее чувство

        не смирить и не унять:

        это больше, чем кощунство, -

        хлеб ногами попирать!

                                   Семен Милосердов

Стихотворение В. Т. Дорожкина.

Заключительное слово учителя:

Отношение к хлебу должно быть святым, как к матери или Родине!

(слайд)

        2 ученик:

                 «Хлеб»

        «Хлеб – всему голова»

        Вечно живут слова.

        Вянет листва, трава –

        Хлеб – всему голова.

        В бурях эпох, имен

        Тихо живет, права,

        Истина всех времен:

        Хлеб – всему голова.

        В дальнем краю село,

        В сердце страны – Москва,

        Всюду нам с ним светло:

        Хлеб – всему голова.

        Правда у нас в дому

        Будет всегда жива:

        Мир – это хлеб всему.

        Хлеб – всему голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...

Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....