Классный час "Хлеб- всему голова"
классный час (5 класс) на тему
Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отношение к хлебу как к святыне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бережное отношение к хлебу | 992.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ветрова Елена Петровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1
Тамбовская область, Сосновский р-н, п. Сосновка
Внеклассное мероприятие в 5 классе.
Устный журнал
«Хлеб – всему голова»
(слайд)
Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.
Оборудование:
- Книжная выставка «Хлеб – всему голова»
- Выставка детских рисунков «Хлеб – имя существительное»
- Выставка сочинений учащихся «Что я знаю о хлебе»
- Плакаты с высказыванием:
«Слава хлебу и рукам, что его растили»
«Слава миру на земле, слава хлебу на столе»
- Запись песен Я. Френкеля «Русское поле», М. Фрадкина «Баллада о спасенном хлебе»
- Выставка хлебных изделий
- Проектор, компьютер, экран.
1. Хлеб моей России,
хлеб моей Отчизны.
(слайд)
Слово учителя:
Народная мудрость гласит: нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежего хлеба.
Есть на земле великое диво – хлеб, вешняя зелень озими и тяжелое литье колосьев, солнечный прибой зерна и душистый каравай на вышитом рушнике.
Хлеб был во все времена клятвой и праздником, величальной песней на свадьбе. Во все времена, у всех народов по – своему, но одинаково священен и уважаем.
Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Крепла и становилась могучей державой силой землепашца, сеятеля, хлебороба.
Наша родословная – от земли. Каждое новое молодое поколение должно помнить об этом!
Каждый взрослеет по-своему. Кому-то требуются на это годы, а кому-то достаточно мига. Но есть истины, открыв которые, словно сделаешь зарубки на память. Одна из них – в понимании того, что стоит за словом хлеб.
1 ученик: (слайд)
Не о звездах на небе,
А о хлебе,
О хлебе,
О родном, неразлучном
Все о том, о насущном,
Что в поте лица …
Хлеб целинный
Глубинный
Хлеб предгорный
Долинный
Хлеб тамбовский,
Кубанский
Хлеб, рабоче – крестьянский
Хлеб державного плана
Хлеб степей Казахстана
Хлеб орловский
Елецкий …
Хлеб отменный с Алтая
Хлеб – стена золотая.
Ты стоишь, словно войско,
Каждый колос геройский.
Музыкальное сопровождение.
2 ученик
Юный друг!
Каждый раз, когда ты берешь в руки кусок хлеба – проникнись глубоким уважением к труженикам полей. Это их напряженной работой, их заботами, не знающими устали руками выращено зерно, которое старанием людей на мукомольных комбинатах, хлебозаводах пришло к тебе душистым румяным хлебом.
Как бы далеко ни ушло человечество, какие бы ни появились новые слова – никогда не увянет, не утратит свежести и святости русское слово «хлебороб».
3 ученик:
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок.
Видишь: пробивается
Хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер и вода.
4 ученик:
Посеяли хлеб хлеборобы весною
Созрел он и встал золотою стеною
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Отвечают в цехах металлисты:
Для хлеба машины мы сделаем быстро
Но только нам нужен металл непременно.
Отвечают немедля мартены:
Нам только руду подавайте сюда.
Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба!
Проложены рельсы дорог
Для хлеба!
Нефтяники нефть достают
Для хлеба!
Плотины на реках встают
Для хлеба!
И краны, и вышки до самого неба.
Когда за столом, вы, ребята, сидите
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник,
Рабочий,
Нефтяник,
Строитель,
Шахтер,
Машинист.
Народ!
5 ученик:
Вот он хлебушко душистый,
Теплый, золотистый,
В каждый дом
На каждый стол
Он пожаловал – пришел.
6 ученик:
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем.
7 ученик:
Славится он первым на Земле, славится он первым на столе – так говорит о хлебе народная мудрость. Эти слова тем мальчишкам, которые безмятежно играют в хоккей, гоняя вместо шайбы черствый бублик и тем девчонкам, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку.
8 ученик:
Хлеб под столом, хлеб под столом!
Брошенный прямо в пыль.
Кто же это совесть свою на слом
Бросил, как утиль?
Если бы увидел его, никогда б
Не подал ему руки.
Будто не знал он, сколько труда
Вложено в эти куски!
2. Хлеб войны
(слайд)
1 ученик:
Не знают теперешние мальчишки и девчонки, как дорог был кусок ржаного хлеба трудного 1919 года. Для того, чтобы у всех на столе ежедневно был кусок хлеба, жили и боролись с эксплуататорами смелые мужественные люди. Никогда не забывали о хлебе революции.
2 ученик:
Весна 1943 года, угрюмая, напряженная весна. В нашей стране идет полуголодная жизнь. У людей, не отходящих от заводских станков, одно стремление, одна цель – выстоять против врагов и победить.
Эвакуированный в Сибирь из западных областей народ, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перепаханных полях – ищут мерзлую картошку. Дети с сумками через плечо ходят по мокрым полям – собирают колоски. Всюду: на заборах, в вокзалах – плакаты, объясняющие, что зерно, перезимовавшее под снегом, ядовито. Но молчаливые дети все равно бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими холодными руками мокрые, полуосыпавшиеся колоски, а поздним вечером вернувшиеся с работы матери то толкут зерно в ступах, замешивают его с мерзлыми картошками, пекут так называемые «драники» и утешают себя и детей: «Ничего, ничего – в Ленинграде тяжелее люди живут и еще воюют».
3 ученик:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Они припомнят город без огней
Когда враги стояли на пороге,
И долгих 900 блокадных дней …
Снарядов свист …
Воздушные тревоги …
Мела метель колючая, мела …
За нею голод шел в дома по следу …
И не было ни хлеба, ни тепла …
Была лишь вера твердая в победу!
Слово учителя:
1.Хлеб блокадного Ленинграда. (слайд)
2.Блокада Ленинграда. Голод. История Тани Савичевой. (слайд)
3.Дорога жизни. (слайд)
4 ученик:
Поэт – комсомолец Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальда. Когда лагерь освободили наши войны и вынесли его на руках из барака – в нем было 26 кг веса. Вот что такое голод! Он написал стихотворение о хлебе, тайком от фашистов в лагере.
5 ученик:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий,
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку.
Г. Люшнин
Выступления гостей (приглашенные бабушки, дедушки делятся собственными жизненными воспоминаниями о хлебе войны)
3. Целина
(слайд)
1 ученик:
1945 год. Весна. Гудели вокзалы, шли и шли эшелоны на восток в Казахстан, в Сибирь, на Урал, в Поволжье. Начиналась великая битва за хлеб, начиналось наступление на целинные и залежные земли.
350 тысяч юношей и девушек с комсомольскими путевками стали целинниками. (слайд)
Вступление гостей, участников целинной эпохи.
2 ученик:
Выбирали сами себе долю.
Не беда, что трудная она!
А кругом, как в сказке,
чисто поле-
Без конца, без края целина.
Сколько в ней гектаров?
Миллионы? Здесь не праздник,
а почетный труд.
И грохочут снова эшелоны
Молодежь задорную везут.
Надо честно, хорошо трудиться
Все богатства взять у целины,
Чтобы горы солнечной пшеницы
Отовсюду были бы видны.
4. Хлеб – наше богатство.
(слайд)
1 ученик:
Ты держишь в руках сокровище – хлеб. Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им. И не хвастайся, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь. То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб – не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на Земле когда – то и живет сейчас.
2 ученик:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
В суеверных веках, между прочим,
И примета жила недобра:
Если ты не доел хоть кусочек,
Значит, силы своей не добрал.
И хлеб – соль – этот русский обычай,
Словно символ людской доброты,
И наш герб без колосьев пшеничных
Не имел бы такой красоты.
А. Коршун.
3 ученик:
«Хлеб»
На свете я видела хлеба не мало –
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом,
И он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка –
Ни корки, ни крошки, ломоть до конца.
Е. Блашнина
4 ученик:
На свете я видела немного,
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком,
С соломой, с мякиной, с трухой и со жмыхом,
Он все же казался желанней всего!
5 ученик:
На свете я видела хлеба – разливы:
Мешки, бункера, элеваторы, нивы.
Он золотом лился, волною бежал,
Герой на токах деревенских лежал!
И если примечу кусок в небреженьи –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо земли.
6 ученик:
Хлеб дороже золота. Золото – металл, а хлеб – это жизнь.
7 ученик:
Нужны нам и мясо и фрукты
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов и пот.
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.
8 ученик:
Идешь ли ты с работы жарким летом
Морозной ли и вьюжною зимой
Заходишь обязательно за хлебом
И бережно несешь его домой.
Вдохни его. Он пахнет утром ранним.
В нем рук тепло, забота строгих глаз.
Он в дом пришел сквозь годы испытаний
Не зачерствев, как кто – нибудь из нас.
Священен хлеб, в себя вобравший солнце.
В себя вместивший хлебороба жизнь
Ты сердцем чистым до него дотронься
И чистыми руками прикоснись!
5. Краеведческая
(слайд)
Тамбовские поэты о хлебе.
1 ученик:
«Баллада о хлебе»
У прохожих под ногами
Кем – то брошенный, в пыли,
затвердевший, словно камень,
хлеб – священный дар земли.
Протестующее чувство
не смирить и не унять:
это больше, чем кощунство,-
хлеб ногами попирать!
В том ломте – и пот, и слезы,
и свершенье всех судеб …
…Помню: детство, луг, березы,
свежевыпеченный хлеб …
Мать из печки доставала
каравай – ржаную плоть –
и, сияя, отрезала
хлеба теплого ломоть.
Помню дух его дразнящий,
дух медвяный, дух земли,
словно в корочке хрустящей
степь и солнце запекли.
А потом я с мамой в поле
шел, обветренный, полоть …
Оттого сейчас так больно
видеть брошенный ломоть.
Двести граммов, полгорбушки …
Сколько стоит хлеб страны –
хлеба черствая осьмушка,
хлеб блокады, хлеб войны?
Он поистине бесценен
и на стол пришел не вдруг:
он дыханием овеян
и теплом крестьянских рук.
Хлебу трудный путь достался –
от зерна до колоска:
он под ветрами сгибался,
он без влаги задыхался,
так, что нас брала тоска …
Вызов пламени бросая
(скорби, нет, не побороть!),
Кузнецов сгорел, спасая
хлеб России, тот ломоть …
Почему он под ногами,
почему лежит в пыли,
затвердевший, словно камень,
хлеб – священный дар земли?
Протестующее чувство
не смирить и не унять:
это больше, чем кощунство, -
хлеб ногами попирать!
Семен Милосердов
Стихотворение В. Т. Дорожкина.
Заключительное слово учителя:
Отношение к хлебу должно быть святым, как к матери или Родине!
(слайд)
2 ученик:
«Хлеб»
«Хлеб – всему голова»
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава –
Хлеб – всему голова.
В бурях эпох, имен
Тихо живет, права,
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва,
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова.
Правда у нас в дому
Будет всегда жива:
Мир – это хлеб всему.
Хлеб – всему голова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.
100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....
Классный час "Хлеб - всему голова!"
Классный час "Хлеб - всему голова!"...
Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"
Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...
Открытый классный час "Хлеб-всему голова"
Классный час посвящен знакомству с истоией хлеба, историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....
Классный час "Хлеб всему голова".
Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Разработка классного часа...
Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....