Классный час "Хлеб - всему голова!"
классный час по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Соловьёва Ирина Касимовна

Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Хлеб – всему голова!», который мы провели в 6 классе.

Замысел возник несколько неожиданно. На одном из уроков русского языка вдруг выяснилось, что ребята никогда не видели, как работает комбайн. И это сельские дети! Стали разговаривать – выяснилось, что не все понимают, откуда берётся хлеб. И я, и ученики поняли, что разговор явно требует продолжения. Сразу же возникла идея провести классный час на тему «Хлеб – всему голова!». Мы вместе стали думать, что мы хотим узнать о хлебе, о чём уже знаем, что хотели бы продемонстрировать друг другу на классном часе. В течение недели поступали новые идеи, предложения. Стали понимать, что работы много, надо как-то её распределить и организовать. Вместе составили план действий, поделились на творческие группы. Никто из 23 учеников класса не остался без дела. Уговаривать не приходилось, тема была интересна всем. Возникало много самых разных идей, приходилось их оценивать с точки зрения выполнимости, от чего-то пришлось отказаться, некоторые идеи трансформировались. Но 2 месяца мы дружно шли к нашей цели – узнать, откуда берётся хлеб, какова его история, как тема хлеба отражена в культуре и в частности в литературе, какие виды хлеба бывают, почему к хлебу следует относиться бережно.

Работа шла в нескольких направлениях. Изучалась история возникновения хлеба, собирались пословицы и поговорки о хлебе, составлялся хлебный словарь, готовились презентации,  конкурс загадок на тему «Хлеб», подбирались стихи о хлебе, был составлен сборник сказок о хлебе, одна из них инсценировалась, ребята изучили приметы, связанные с хлебом, находили интересные факты, считалки, скороговорки и так далее. Когда материал был изучен, накоплен, пришлось обсуждать, что мы можем взять на классный час, а что останется в папках, сборниках. Вместе составляли сценарий мероприятия, отдельные фрагменты репетировали.

Классный час прошёл очень эмоционально. Главная цель была достигнута: теперь ребята знали о хлебе очень много, даже после итогового классного часа ещё приносили интересные материалы.  Ученики увидели, что можно работать интересно, в группе, самостоятельно, есть возможность продемонстрировать свои таланты, они увидели, что из большой информации надо уметь выделить то, что нужно именно сейчас, надо уметь  представить результаты своего труда.

Естественно, после классного часа мы ещё не один день возвращались к проведённой работе. Ребята вспоминали, что у кого получилось очень хорошо, где надо было бы ещё лучше сделать, что можно было бы добавить, если бы позволило время. И все понимали, что не зря обратились к этой теме, потому что «Хлеб – всему голова!»

Я очень довольна результатами, потому что увидела детей другими – заинтересованными, раскрепощёнными, артистичными, одержимыми.

Хочу добавить, что классный час – лишь один из продуктов проекта о хлебе. Многое не вошло в рамки классного часа, оставшись в папках и сборниках. Эта тема всегда актуальна и неисчерпаема, её можно рассматривать с 1 по 11 классы. К сценарию прилагаются презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Хлеб – всему голова!»

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы помните, что некоторое время назад мы вдруг выяснили, что слишком мало знаем о хлебе: как он растёт, где его пекут, какова его история, почему хлеб очень полезный. Мы тогда решили изучить всё, что связано с хлебом, и провести интересный классный час. Мы вместе проделали очень большую работу, и сейчас каждый из вас сможет продемонстрировать результаты своего труда. Вы искали информацию о хлебе, готовили презентации, учили стихи, репетировали сказку, составляли хлебный словарь, рисовали стенгазету. И сейчас мы увидим, что у нас получилось. Пожелаем друг другу успехов!

А начнём мы с истории возникновения хлеба. Интересно, когда появился хлеб, когда люди научились использовать его в пищу. Какие есть предположения? (дети отвечают) Давайте послушаем наших одноклассников, которые знают по этому поводу всё!

  1. История возникновения хлеба (выступают 2 ученика)

По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15 000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протёртые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Около 1 000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для приготовления первого хлеба.

В Древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времён. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.

В 1638г. согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них 52 хлебные пекари, 43 пекли пряники, 7 – блины, 12 – ситный хлеб.

На Руси основным видом хлеба был кисловатый чёрных хлеб. Пекли также ситный  (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд вряд ли мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золота.

  1. Слово учителя. Вот такая давняя история у хлеба. Конечно, не удивительно, что о хлебе сочинили много стихотворений.  Давайте послушаем некоторые из них. (Выступают подготовленные ученики, их выступление сопровождается презентацией)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. 
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. 
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. 
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. 
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! 
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. 
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. 
Набежала туча издали, промочила лес насквозь. 
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- 
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!


Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. 
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. 
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. 
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. 
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. 
Только село солнышко, опустело зернышко

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, 
Но сломить его за лето так они и не смогли. 
Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! 
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной, 
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

Вот он Хлебушек душистый, 
Вт он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, 
он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем - земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

  1. Слово учителя. Какие хорошие стихи прозвучали! Какими красивыми слайдами сопровождалось выступление! Вот посмотрела на фотографии, послушала исполнение, и захотелось рассказать вам о воспоминаниях из детства.

Когда я была ребёнком, примерно как вы сейчас, отец часто брал меня в свои поездки по району. У него была такая работа – объезжать совхозные поля, смотреть, как идёт уборка урожая. Часто мы с ним останавливались на краю какого-нибудь поля, и он рассказывал, что вот здесь растёт пшеница, здесь – овёс, и скоро надо будет начинать уборку.

Я помню, что в садике малышей садили в автобус и везли в поле – показать, как работают комбайны!

А ещё почти каждое лето происходило вот что. Представляете, обычный летний день, но вдруг начинаешь слышать далёкий, непонятный, нарастающий гул. Становится даже страшно, но любопытно. Выходишь на улицу – видишь, что из соседних домов тоже выходят ребята, тоже не понимают, что происходит. Потом показывается один комбайн, другой, третий… Их много, они колонной проходят мимо наших домов, занимая всю ширину дороги. Их ведут уставшие, но гордые своей работой комбайнёры. Они перегоняют  комбайны на другие поля, где им предстоит продолжить уборку хлеба. Это было очень торжественно. Комбайны скрывались из виду, а мы ещё продолжали смотреть им вслед, поражённые мощью машин и важностью  людей, благодаря труду которых у нас всегда есть хлеб на столе.

  1. Это факты из моего детства. А есть ещё интересные факты, которые нашли вы в различных источниках. Давайте познакомимся с ними. (выступает ученик)

Интересные факты о хлебе

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В. 

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

6.Слово учителя. Ребята, хлеб существует так давно, конечно, о нём сложено очень много пословиц и поговорок. Давайте сейчас посоревнуемся, кто больше их знает? (соревнование проходит по рядам, по одной пословице от ряда, побеждает тот ряд, кто знает больше интересных пословиц)

Слово учителя. Ребята, пословиц мы знаем  много, но всегда ли понимаем их смысл? Давайте проверим.

Будет хлеб – будет и песня!” Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

Чужие хлебы приедчивы.” В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний – уже привычный и самый вкусный.

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.” Того, что сделано, уже не изменишь.

Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.” Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

Хлеб — всему голова.” Пожалуй, это самая популярная пословица  о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб – это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

Говорят – хлебы варят, а щи пекут.” – о том, что многие из народных слухов могут быть неправдивыми.

Круто замешено, да не пропечено.” Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

Без закваски хлеба не месят.” – без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

  1. Слово учителя. И, конечно, с хлебом связано много традиций и обычаев  (выступают ученики)

Традиции и обычаи

Традиции формируются на протяжении веков, и далеко не все из них способны соседствовать с прогрессом. Сохраняются из поколения в поколение только те, без которых жизнь людей немыслима. Древнейшие из традиций прочно вплелись в нашу жизнь. Хлеб – одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Так как роль этого продукта в жизни людей была очень велика, то с хлебом связано много обычаев и традиций, в том числе и в русской культуре.

В нашей культуре до сих пор, согласно древнему обычаю, дорогих гостей, молодожёнов, новосёлов встречают, вынося из дома на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

Хлеб для нас связан с полным столом, а соль некогда была охранным символом, оберегающим дом от пожара, а потом, из-за своих улучшающих вкус качеств, превратилась в символ хорошей еды.

Петров день

В настоящее время 12 июля более известно как день первоверховных апостолов Петра и Павла.

На Руси Петра почитали покровителей урожайных полей и рыболовства. В некоторых местностях в этот день отмечали праздник пастухов, и было принято одаривать пастухов хлебом, маслом и яйцами. А в пору язычества на Руси праздновали в этот день сбор сена с полей. Поскольку Велес покровительствовал всем земледельческим работам, то назывался этот праздник день снопа-Велеса. Многие праздники на Руси существовали для внесения распорядка в жизнь людей. За годы жизни и накопления опыта люди пришли к выводу, в какие дни лучше сеять рожь, в какое время собирать урожай, когда лучше жениться и прочее. Так и день снопа был окончательной точкой для сбора сена на зиму и проведения пахотных работ. Прежде говорили: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять». А ослушание этого принципа сулило гнев и немилость богов.

Русальная неделя

Согласно народному поверью, всю неделю перед Троицей русалки находились на земле, селились в лесах, рощах и жили неподалеку от людей. Неупокоенные души умерших, вернувшись на землю, могли погубить растущий хлеб, наслать болезнь на скот, нанести вред самим людям и их хозяйству.

Так как русалки почитались существами недобрыми, замышлявшими вред человеку, то существовал ряд правил, которые необходимо было соблюдать, чтобы не навлечь русалочью немилость.  Нельзя было вести серьёзные полевые работы, а женщинам не разрешалось шить, ткать, белить холсты, потому что результаты труда могли украсть русалки.

Вся неделя считала праздничной, поэтому страивали общие гулянья, пляски, водили хороводы, ряженые в костюмах русалок подкрадывались к зазевавшимся, пугали и щекотали их.

Чтобы добиться расположения русалок, их задабривали. Например, в некоторых губерниях считали, если в прошедшем году погиб или пропал скот, то это проделки русалок. Чтобы избежать повторения такой участи, заворачивали хлеб и соль в чистое полотенце, несли в лес и клали на ветвь дерева, или же оставляли на дереве новые лапти. При этом произносили определенные слова, обращенные к русалкам.

Период празднования совпадал со временем цветения ржи. Русалке было подвластно погубить урожай хлеба или сделать его обильнее. Если она была благосклонна к людям, то на том месте, где ступит ее нога, урожай хлеба будет богаче, трава будет гуще, цветы выше. Иначе все завянет и поле больше никогда не заколосится.

Фомино воскресенье, или Красная горка

Следующая за Пасхой неделя называется Фоминой. Хотя в народе распространено и другое название — Красна горка.

В народе Красная горка была праздником начала весны, и отмечала его наиболее активно молодежь. Нередко устраивали смотрины невест, а также Красная горка считалась благоприятным днем для свадеб. Принимать участие в народных гуляньях должны были все юноши и девушки. Остаться в этот день дома считалось плохой приметой. Говорили, что парень найдет себе уродливую и плохую жену, а девушка неудачно выйдет замуж. Тем, кто в этот день был не в духе, давали разные обидные прозвища. На Красную горку поздравляли молодоженов (этот обряд назывался вьюнины), зажигали костры на холмах, девушки водили хороводы и призывали весну. Кликание весны обычно начиналось ранним утром с восходом солнца. Суть обряда заключалась в том, что девушки все вместе выкрикивали короткие песенки — веснянки, зазывали весну. Иногда пекли хлеб в форме птиц и, выкрикивая призывы, подбрасывали птичек высоко вверх.

Радоница, или Родительский понедельник

На десятый день после Пасхи принято отмечать родительский понедельник. Также этот день имеет другие названия: радуница, радуницы, радовница.

Радуницами на Руси называли языческих божеств родственных уз, которые выступали хранителями душ усопших. Было принято на праздник приносить жертвы этим божествам. Радоница была веселым днем, смыслом которого была победа жизни над смертью. Считалось, что те умершие, к кому никто не приходил на могилу, в этот день безудержно плакали, в то время как все вокруг веселились. Стоит отметить, что важнейшими были семейные связи, поэтому обязательно было посетить могилы родителей и близких родственников.

Каждая семья обязательно брала с собой вино, хлеб и другую пищу и отправлялась на кладбище. Всех знакомых и незнакомых, кто встречался по пути, угощали хлебом, яичком или конфеткой «за поминовение души» или «за помин». Считали, что чем больше сегодня раздать угощений здесь на земле, тем больше воздастся усопшим на том свете.

Почему русские предпочитают  ржаной хлеб

Не секрет что хлеб – один из самых популярных продуктов питания в России. Чтобы понять причину наших пищевых привычек, давайте вспомним о том, что традиционно национальным хлебом в России является черный хлеб. То есть тот, который изготовлен из ржаной муки на дрожжах и имеет кислый вкус. По данным последних биохимических исследований, черный хлеб хорошо усваивается. А ведь традиционный русский хлеб именно так и готовился.        

Вот, к примеру интересный исторический факт, который наглядно иллюстрирует последствия внезапного лишения русского человека возможности потребления черного хлеба. В 1736 году, во время русско-турецкой войны, русское войско вступило на территорию Крымского ханства. Так случилось, что где-то в украинских степях застряли обозы с ржаной мукой, которая была предназначена для пропитания войска. Хлеб пришлось выпекать из местной пшеничной муки и среди военных начались болезни.

А.С. Пушкин, будучи на Кавказе, заметил, что пленные турки, работавшие на строительстве Военно-Грузинской дороги, жаловались на пищу, так и не сумев привыкнуть к русскому хлебу, несмотря на вполне хорошее питание. “Это напомнило мне, – писал Пушкин, – слова моего приятеля Шереметьева по возвращении его из Парижа: “Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься”. А спустя несколько дней Пушкину самому предложили лаваш из-за отсутствия черного хлеба, что послужило причиной появления в его дневнике нескольких довольно резких строк: “В армянской деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чурек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники в Дарьяльском ущелье. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен”.

8. Слово учителя. Помимо традиций и обычаев, существует множество примет, связанных с хлебом. (выступает ученик)

Приметы

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!”  Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

9. Слово учителя. А что ещё  посвящено хлебу? Правильно, загадки! (выступление ученика сопровождается презентацией)

10. Слово учителя. И, конечно, не могло случиться, чтобы о хлебе не было в народе придумано столько сказок! Сейчас ребята покажут белорусскую сказку «Лёгкий хлеб» (инсценировка сказки)

Лёгкий хлеб (белорусская сказка)

Действующие лица:

Косарь

Волк

Конь

Гуси

Старый дед

Баран

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, – отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать…
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
- Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
- И буду хлеб есть?
- Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.
Прибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит:
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? – говорит дел. – Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй – узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!”

11. Слово учителя. Спасибо, ребята! Мы сегодня так много узнали о хлебе! Такие вы молодцы, огромную работу провели. Я думаю, вам было самим интересно искать материал для классного часа, учить роли, свои слова, отбирать наиболее интересный материал, готовить презентации, рисовать стенгазету. Вы нашли так много интересного, что всё это невозможно вместит в один урок. Поэтому давайте посмотрим, что у нас накопилось по теме «Хлеб – всему голова!» Это папки, где собраны сказки русских писателей и народов мира, пословицы и поговорки, загадки, приметы, считалки и чистоговорки о хлебе, материалы по истории возникновения хлеба, интересные факты, материалы о традициях, связанных с хлебом, стихи о хлебе и хлебный словарь! Вы сможете обратиться к собранным материалам, потому что уверена: сейчас интерес к этой теме у вас не закончится. Захочется узнать что-то новое для себя, продолжить поиск интересных фактов, потому что тема эта бесконечная. А сейчас давайте посмотрим, какой красивый хлеб испекли ваши мамы, спасибо им! Помните традицию: если поделить хлеб с кем-то, то с этим человеком уже никогда не поссоришься? Давайте разделим хлеб, попробуем его, и никогда не будем ссориться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки о хлебе

Слайд 2

Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят.

Слайд 4

Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье!

Слайд 6

Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?

Слайд 8

В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят.

Слайд 10

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья.

Слайд 12

За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдет по волнам великан-пароход, И каждую каплю с собой заберет.

Слайд 14

Он - сильней десятка коней: Где в полях пройдет весной Летом хлеб встает стеной.

Слайд 16

Ходит полем - из края в край, Режет черный каравай.

Слайд 18

За железным конем Ящик тащится с зерном, Сквозь дырявое дно Высыпается зерно.

Слайд 20

Летом спит, Зимой горит, Пасть открывает, Что дают, глотает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Хлебный словарь

Багет - традиционный французский длинный батон. Настоящий обязательно имеет 7 диагональных надрезов. Заимствовано через франц. baguette "прут, палка" из ит. Bachetta.

Баранка - булочное изделие в виде небольшого кольца из заварного теста. Происходит от праслав. формы *ob-variti, от которой в числе прочего произошли: русск. баранка, укр. оба́рiнок, белор. абара́нак, польск. obarzanek, obwarzanek.

Батон - белый хлеб продолговатой формы.  Происходит  от франц. bâton «палка»

Баурсаки -  казахские жареные хлебцы. Небольшие кусочки пшеничного теста неправильной формы обжаривают в раскаленном масле. Происходит из казах.  baursak "маленькие куски теста, поджаренные на бараньем сале"

Блины - кулинарное изделие, приготавливаемое из жидкого теста, выливаемого на раскалённую сковороду;  имеет круглую форму. Блины подаются с разными закусками, а тонкие блины — иногда с начинкой, которая в них заворачивается. Блины, возможно, были первыми изделиями из муки и уходят корнями в доисторические времена. Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку. Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. блинъ . Более древняя форма — млинъ. Связано с  мелю, молоть.

Бублик - кулинарное изделие, пшеничное тесто кольцом, сваренное в воде (или обработанное горячим паром), а потом запечённое. В зависимости от размера, влажности и мягкости полученного продукта, может носить самостоятельные названия, такие, как «сушка». Бублики являются традиционным изделием русской кухни. Похожие слова есть в других языках: укр. бу́блик, болг. бъ́бна "набухаю", бъбъне́ц "опухоль", сербохорв. бубу̀љица "пузырь, узел", словен. bobljáti "пускать пузыри (о воде)", чеш. boubel "водяной пузырь"

Булка - так называют любой пшеничный хлеб. Слово произошло от французского boule, что значит 'круглый, как шар'. Первоначально на Руси белый хлеб выпекали только французские и немецкие пекари-булочники. 

Булочка – маленькая булка.

Буханка -  формовой, обычно черный хлеб. Происходит от существительного "бухон" (вид хлеба, лепёшка из кислого теста), которое представляет собой переоформление заимствования из польск. Bochen.

Икмек - татарский ржаной хлеб.

Калач - пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой. фонетические изменения, которые претерпевают слова, нередко делают их неузнаваемыми, и только знание законов развития языка позволяет восстановить изначальную форму того или иного слова. Свойственное многим русским диалектам аканье и в произношении, и в письме закрепило сегодняшний вид этого слова, образованного от коло (колесо) с помощью суффикса -ач. А назвали это кулинарное изделие именно так за его круглую форму.

Каравай - круглый или прямоугольный сладкий дрожжевой хлеб.

На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.

Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.

Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб – на русских свадьбах каравай – присуща всем славянским народам. У белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции, у татар готовят на свадьбу пирог из слоеного теста – губадию, а обрядовое значение его полностью идентично караваю.

По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. короваи, русск. каравай, укр. корова́й, болг. крава́й, польск. krávaj «каравай».

Крендель - витой пшеничный хлеб. Согласно легенде, на монахов одного из монастырей вдруг с неба посыпалась манна, из которой они испекли вкуснейший хлеб, придав ему форму восьмерки, похожую на сложенные в благодарственной молитве руки. Происходит от нем. Kringel, Krengel

Круассан - Булочка в форме рогалика. Слово французского происхождения.

Кулич - сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, обязательно с изюмом или цукатами, который по православной традиции готовят к Пасхе. Название этого сладкого хлеба было заимствовано из греческого, где koulliki(on) восходит к древнегреческому kollix – "круглый хлеб".

Курник - Национальное русское блюдо: праздничный или обрядовый пирог из сдобного пресного теста с начинкой из курятины с белыми грибами, яйцами, петушиными гребешками, пряной зеленью.  По древней традиции курники выпекали в доме жениха (украшая его человеческими фигурками из теста - символом прочности молодой семьи) и невесты (украшая его цветами - символом красоты и нежности)

Лепёшка - печёное изделие из теста, преимущественно круглое и плоское. Традиционный хлеб среднеазиатских народов. Также другие виды лепёшек встречаются во многих кухнях мира. В тесто можно добавлять разнообразные компоненты: специиприправышкваркисыр, ягоды и фрукты.  Исконно русское. Произошло от лепить.

Печенье - Кондитерское изделие из небольших кусочков теста. От слова «печь»

Пирожные - кондитерское изделие небольших размеров из различных видов сдобного теста, преимущественно со сладкой начинкой. Происходит от существительного пирог.

Пирог - печёное изделие из теста с какой-либо начинкой. От праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: русск. пирог, укр. пирíг (род. п. -ога́), белор. пiро́г, чешск., словацк.piroh, польск. pirog.

Плетёнка - Продолговатый витой белый хлеб. От глагола плести.

Подовый - хлеб, испеченный на специальных листах в нижней части печи (на поду). От слова под - нижняя горизонтальная поверхность в печи  в печной топке, на которую кладётся топливо. На под среди огня ставили горшки для приготовления пищи, после удаления углей на поду пеклись хлебы.

Пряник - мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёдорехиизюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники. Название — Пряник — (пряжник, пряженник) — произошло из способа приготовления данного мучного изделия в печке — пряжение — один из этапов старого изготовления пряника, когда резную доску для печатных пряников обмазывали маслом. Пряник обмазывался в результате маслом практически весь, не пригорал и не прилипал. Всем известное выражение было практически утрачено — но встречается в сказках — самая известная о колобке:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешен
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.

При этом в большей части рецептов (включая старинные) отсутствуют пряности — из-за их дороговизны (колониальный продукт привозимый из мусульманского мира, с которым во времена происхождения слова пряник торговля практически не велась из-за воинственности мусульманских соседей), тогда как пряник был издревле достаточно массовым продуктом. Об историческом прошлом говорят лишь популярные рецепты пряников без единого грамма пряностей и специй.

Расстегаи - пирожок с продолговатым разрезом наверху, через который видна рыбная начинка. «Расстёгнутый» пирожок .

Рогалик (рожок)  - Маленькая булочка, имеющая форму рога. От слова рог.

Рулет — разновидность бисквитного пирожного. Тонкий бисквит из яиц, муки исахара выпекают, намазывают кремом или джемом, свёртывают и нарезают на ломти. Рулет является традиционной немецкой, венгерской и австрийской разновидностью торта. Слово рулет происходит от французского слова «Rouler», означающего «свернуть».

Сайка - булка, пшеничный хлебец самого крутого замесу; саечное тесто, крутое, сильно битое, а калачное жидкое, посему хороших саек теперь почти нет, их печь невыгодно. Обычно производят из *сая от эст. sai, род. saia "белый хлеб", фин. saija .

Ситник (ситный)  - хлеб, испеченный из просеянной через сито муки. От слова «сито».
Сочень - Лепешка, намазанная сверху густым соком из семян (растительным маслом) или испеченная из теста на соку.  Изначально: лепешка на конопляном масле, ее полагалось есть в сочельник - день накануне Рождества Христова.

Торт - десерт, разновидность пирога, состоящего из одного или нескольких коржей, пропитанных кремом или джемом. Сверху торт обычно украшают кремом, глазурью и/или фруктами.

Существуют также несладкие разновидности тортов (например, печёночный торт), при этом название «торт» указывает скорее на оформление блюда: укладывание ингредиентов слоями с возможным последующим украшением верхнего слоя. В примере с печёночным тортом: поджаренные лепёшки из печёночного фарша с прослойкой из майонеза, украшенные сверху зеленью.

От итал. torta, ранее от лат. tōrta, круглый хлеб

Формовой - хлеб, испеченный не на листе, а в специальной форме (например, буханка). От слова «форма».

Хлеб - объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи (такие, как зёрна тмина) и зёрнышки (семена кунжутамака). Зёрнышки также служат для украшения. Хлеб можно есть отдельно, часто его едят со сливочным масломвареньеммаргариномджемомжелемармеладоммёдом. Что по сути является блюдом, носящим название бутерброд. Хлеб используется также как основа для сэндвича. Он может быть только выпеченным или впоследствии подрумянен (например, в тостере) и может подаваться практически без ограничений от комнатной температуры до горячего состояния.

Слово "хлеб" имеет древнегреческое происхождение.  Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые "клебанос". Отсюда произошло готское слово "хлайфс", которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово "хлайб", очень напоминающее наш "хлеб", или эстонское "лейб".

Шаньга - украинская пшеничная или сибирская ржаная лепешка. Происхождение неясно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...