Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.
статья (7 класс)

Шафеева Лейла Салихжановна

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой частью работы практически любого  педагога, сегодня это стало повседневностью в практике учителя.

  И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача  учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

В связи с этим мне и хочется построить свою работу с точки зрения возможностей  ИКТ в достижении этой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

на уроках русского языка и литературы  как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

I.Вступление

         Нет необходимости в наше время убеждать кого-либо в пользе информационных технологий в современном обществе, в системе образования. Сейчас невозможно представить современный урок без использования средств ИКТ: это уже непродуктивно, не дает возможности  обучать детей более информативно.

         Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой частью работы практически любого  педагога, сегодня это стало повседневностью в практике учителя.

  И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача  учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

В связи с этим мне и хочется построить свою работу с точки зрения возможностей  ИКТ в достижении этой цели.

 Актуальность использования ИКТ

1.Традиционные методы обучения, в большинстве своём репродуктивны, рассчитаны на запоминание и воспроизведение знаний. Они не способствуют глубокому усвоению учебных дисциплин, не эффективны в развитии мотивации обучения.

2.Необходимы новые педагогические технологии, опирающиеся на элементарную среду  обучающихся, развивающие познавательный интерес и формирующие интуитивный уровень понимания необходимости знания, его объективной ценности и личностной значимости.

3.Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

4.Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

II. Цели моей работы:

1.Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

2.Предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе. У меня в классе есть учительский ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер.  Все это я активно использую в своей работе.

III. Компьютер как средство использования ИКТ на уроках

 Использование ИКТ на уроках дает учителю возможность использовать компьютер как:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, презентаций, аудио-видео файлов и их хранения;
  • текстовый редактор;
  • средство моделирования.

При подготовке к уроку учитель может:

  • Быстро найти необходимый материал
  • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
  • Подготовить звуковой материал
  • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся) 

При использовании компьютера и проктора на уроках я получаю :

  • Возможность подачи материала в форме презентаций;
  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала;
  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1-2 учащихся работают за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой);
  • Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (например, при работе со словарями в интернете сравнивать толкование одних и тех же слов в разных словарях, что при работе с бумажными словарями занимает гораздо больше времени и не всегда возможно из-за отсутствия разных видов словарей в классе)

IV.Оснащение кабинета и использование электронных ресурсов в работе на уроках русского языка и литературы

             Мой кабинет имеет достаточное учебно-методическое обеспечение: различные цифровые  образовательные  ресурсы по русскому языку и литературе в форме электронных тренажеров, интерактивных проверочных работ, раздаточного и дидактического материала в электронном виде, аудиокниги, СD,DVD –диски c богатым иллюстративным материалом, биографиями писателей, материалами  по работе с произведениями, документальными фильмами и др..

      Сегодня я хочу рассказать и показать  возможные варианты работы, которые использую на своих уроках постоянно. Я работаю с теми учебными программами, которые удовлетворяют моим требованиям: возможность в доступной форме проводить различные виды работ  с учащимися, особенно для контроля знаний. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. 

V.Использование электронных цифровых  образовательных  ресурсов  по русскому языку и литературе

         Я  чаще  пользуюсь   программой –тренажёром «Фраза», который прост в использовании, удобная навигация, в нем есть материалы по основным темам орфографии и пунктуации со 5  по 9 класс. Здесь есть и отдельные выражения, и предложения, что позволяет подходить дифференцированно к выбору заданий в зависимости от способностей ученика. Выполняющий сразу получает оценку своих знаний. В случае неправильного ответа ученик может увидеть правило, проанализировать свою ошибку. Недостатком данного тренажера я считаю неполный охват изучаемых правил, здесь отсутствуют такие разделы, как  «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование», «Морфология».

VI. Использование интернет-ресурсов  для работы на уроках и при подготовке к итоговой аттестации в 9,11 классах: 

         Интернет-ресурсы, используемые на уроках русского языка и литературы, представляют собой альтернативу традиционным учебным пособиям. Такие программы состоят из теоретических и практических частей и системы контроля. Появляется возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме. Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются). В помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям.

            В моем классе компьютеры имеют доступ к интернету, поэтому мы с учениками имеем возможность работать в интерактивном режиме во время уроков, выходя на сайты с онлайн-тренажерами, искать необходимую информацию в интернете, работать с онлайн-словарями, энциклопедиями, справочниками. 

        Энциклопеди, словари, справочники расширяют наши возможности в поиске нужной информации. Преимуществом работы с ними является  быстрота и полнота получаемого материала, уникальная возможность через гиперссылки выйти на дополнительные документы. Иллюстрации, возможность классификации материла по алфавиту, хронологии и тематике, видео документы и аудио комментарии – все это вместе взятое делает электронные энциклопедии, справочники, словари незаменимым подспорьем в работе современного учителя. Работа со словарями расширяет кругозор учащихся, их лексикон, что влияет на формирование грамотной речи.  Онлайн-словари заменяют бумажные аналоги. Не во всех школьных библиотеках есть «Словарь эпитетов», «Словарь молодежного сленга» и др., которые бывают нужны при работе учителя-словесника, в интернете мы можем найти практически любую интересующую нас информацию.

На этапе закрепления  и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями.

При всем облили образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего:

        «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

   Это один  из самых «серьезных» ресурсов Интернета. Привлекательность его в том, что:

-во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень;

- во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.

          Из наиболее часто используемых мною сайтов я предлагаю вашему вниманию сайт «Образовательные тесты», где собрана коллекция из более чем 6 тысяч тестов по всем предметам школьного курса, в том числе по русскому языку и  литературе с 5 до 11 класса по всем темам изучаемого в школе материала. Здесь можно найти тесты как по определенным текущим темам, так и для обобщающего контроля после  изучения определенного раздела или темы. Работу организую следующим образом: я приглашаю для решения теста или выполнения задания по очереди нескольких учащихся. Преимущества такой работы в том, что,

-во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися,

- во-вторых,  сэкономить время,

-в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания ,

- в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности учащихся.

Результаты тестов даются в процентном соотношении выполненных-невыполненных заданий, показаны неправильно выполненные задания. Для того, чтобы ученик смог самостоятельно поставить себе оценку за сделанную работу, перед компьютерами лежат нормы оценок для данного вида тестов, поэтому дети видят свой результат, часто выбирают другой вариант или повторно проходят тот же тест, чтобы исправить или

             Мне очень нравится работать с сайтом учителя русского языка и литературы Елены Алексеевны Захарьиной, который подходит для работы с учениками с 5 по 11 класс.  Преимущества этого сайта в том, что он постоянно пополняется новыми материалами, здесь даны не только тестовые задания, но и онлайн-диктанты, интерактивные упражнения по русскому языку с возможностью проверки в интерактивном режиме, задания и презентации для уроков, игровые задания, кроссворды. Все виды работ  можно разделить на 2 типа: на тесты по русскому языку и литературе и онлайн-задания. К 1 типу относятся тесты, где на поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов.

Ко 2 типу относятся орфографические задания, онлайн-диктанты, интерактивные упражнения, задания на осложненное списывание. Очень удобно для индивидуальной работы.

Особенно сайт Елены Захарьиной полезен при подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, так как на нем есть  материалы как полных тестов, так и по отдельным заданиям. Тесты полностью соответствуют структуре КИМов для сдачи экзаменов в текущем году.

       

          Аналогично работают сайты «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Русский на 5», где дается большое количество онлайн-тестов из открытого банка  ФИПИ, также варианты тестов  по отдельным заданиям и частям экзамена с возможностью прослушать и прочитать часть 1 (сжатое изложение), задание 15.1,15.2,15.3 с  образцами реальных сочинений и пояснений к ним. Для учителя есть возможность самостоятельно составлять тесты  в разделе «Составить варианты для проверки знаний учащихся», разбить учащихся на группы и работать в них,  результаты учеников появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу. Также рекомендуется  создать собственный курс в разделе «Школа», где  вы сможете писать учащимся и получать от них ответы, размещать методические материалы, сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщаете учащимся его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически получать уведомления о каждом сообщении, оставленном учителем на странице курса. В  справочном разделе есть весь теоретический материал, необходимый для подготовки к экзаменам.

           

              Использование работы в онлайн-режиме имеет много преимуществ: ученики  могут спокойно в оптимальном для них режиме работать за компьютером, не стараясь успевать за классом, потому что не все могут работать в едином темпе. Есть дети, которые стесняются отвечать у доски, для них работа за компьютером позволяет показать свои знания в комфортном режиме, и немаловажное значение имеет для меня накопляемость оценок, так как за урок можно получить несколько оценок, не прекращая работу с классом. Так обычно мы делали, работая с карточками, но теперь не нужно тратить время на проверку. Результат показывает компьютер. Этот результат объективный, учащиеся не могут обижаться на машину, как это иногда бывает при выставлении оценки учителем.

VII. Примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках литературы

             Современный урок литературы нельзя сегодня представить без использования ИКТ: у учителя появились огромные возможности сделать уроки литературы зрелищными, яркими, с использованием огромного иллюстративного материала, аудио и видео материалами. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Я создала свою небольшую фонотеку, которую по мере надобности пополняю.

Аудиофайлы

1.Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться.

2.Могут даваться как иллюстрация к произведению.

3.Могут даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

            Также у меня собрана небольшая видеотека, в которой я собрала фрагменты из фильмов, спектаклей,  буктрейлеры (видеоролик, в котором в показывается сюжетная линия произведения с фрагментами из фильма или иллюстрациями из произведения под музыку или песню). Видео на уроках можно использовать как сопровождение изучаемого произведения. Выбирая фрагмент фильма, делая коллаж фрагментов, мы показываем не только произведение, но ученики могут окунуться в атмосферу того времени, наглядно увидеть героев, которых зачастую трудно представить, увидеть костюмы¸ интерьер, особенности поведения, в конце концов, это может заинтересовать детей и мотивировать к  просмотру всего фильма, спектакля  или мультфильма.

VIII. Заключение.  

             В заключении я хотела бы познакомить вас с результатами обсуждения темы "ИКТ на уроках”, которое  проводилось на сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников». Данные я взяла из работы  Инессы Николаевны Перовой «ИКТ на уроках русского языка и литературы» ( https://perova3.jimdo.com/икт-на-уроках/) 

И вот к каким выводам пришли участники этого обсуждения:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;
- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;
- ИКТ, как средство доступа к учебной информации, обеспечивает  возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;
- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения
- использовать компьютерные презентации;
-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др.
Используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях.

Приложение .

Список использованной литературы: интернет-ресурсы образовательного назначения

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://testedu.ru –Образовательные тесты

http://onlinetestpad.com/ru/tests- сайт Online Test Pad

http://easyen.ru/index/tests/010?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7- «Современный учительский портал»

https://saharina.ru –сайт.Е.Захарьиной

https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=17&ttest=true-сайт «Решу ОГЭ»

https://rus-ege.sdamgia.ru- сайт «Решу ЕГЭ»

http://russkiy-na-5.ru/sections/ege- сайт «Русский на 5»

http://slovarozhegova.ru- словарь Ожегова

http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ - словарь паронимов

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/- поэтический словарь

http://gufo.me/epitet_a- словарь эпитетов, имен

http://www.rulex.ru- Русский биографический словарь

http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer- этимологический словарь

http://teenslang.su- Словарь молодежного сленга

http://www.sinykova.ru/spravochnik-rozental/- справочник  по правописанию и  стилистике Д.Э.Розенталя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...