Программа театрального кружка "В гостях у сказки" старшая группа
рабочая программа
Программа театрального кружка для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа театрального кружка "В гостях у сказки" старшая группа | 80.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
ПРИНЯТА педагогическим советом МАДОУ «Сказка» протокол № 1 от 31 августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Сказка» ______________О.В. Ермолина приказ № от « 31 » августа 2023г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки»
направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5– 6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Сердюк Алина Сергеевна
воспитатель
г. Когалым, 2023г.
Содержание программы
- Пояснительная записка………………………………………………...............3
- Учебный план…………………………………………………………………..7
3. Календарный учебный график………………………………………………..10
3. Содержание программы……………………………………………………….14
4. Условия реализации Программы………………………………………….....17
5. Формы контроля, оценочные материал……………………………………..18
6. Информационные источники………………………………………………...19
1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный)
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Вид деятельности: продуктивный.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
✔ Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
✔ Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
✔ СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
✔ Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
✔ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
✔ Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;
✔ Локальными и распорядительными актами ДОО.
Актуальность Программы
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы. Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Педагогическая целесообразность
Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей
Адресатом программы являются дети старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет.
Условия набора: для обучения принимаются все желающие дети средней группы детского сада в возрасте от 5 до 6 лет.
Количество обучающихся: 12 человек.
Объем программы составляет 54 часа
Срок освоения программы: 1учебный год (7 месяцев). Программа состоит из 1 модуля.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, длительность - 25 мин. Занятия проводятся во второй половине дня.
Форма обучения — очная, традиционная.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая. Занятия кружка проходят с применением дистанционных образовательных технологий - в период временных ограничений, связанных с климатической или эпидемиологической ситуацией. На занятиях присутствует максимум 10-12 детей.
Адрес реализации программы: 628484, город Когалым, ул. Дружбы народов, 20.
Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Приемы и методы организации:
- Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
- Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
- Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Деятельность проводится в форме игры:
- Игровые упражнения;
- Этюды;
- Игра-драматизация;
- Сюжетно-ролевая игра.
Форма отчетности: Спектакль в конце года. Мониторинг.
2. Учебный план
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Осень | 5ч 20м | 1ч 20м | 4ч | |
Октябрь | 1.Пока занавес закрыт. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
2.Кто работает в театре? | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
3.Устройство театра | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
4. Как вести себя в театре. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
5. Разыгрывание этюдов. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
6.Ритмопластика | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
7. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
8. Сила голоса. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
Ноябрь | 9. Знакомство с пальчиковым театром | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
10. Знакомство с плоскостным шагающим театром | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
11. Мимика | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
12. Сила голоса. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
13. Язык жестов. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
14. Сила голоса и речевое дыхание. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
15. Пантомима | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
16. Знакомство с теневым театром. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
2 | Зима. | 7ч 20м | 1ч 50м | 5ч 30м | |
Декабрь | 1. Чувства. Эмоции. | 25мин | 10мин | 15мин | Экскурсия в театр «Мираж самоконтроль |
2.Сценическая пластика. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
3. Расслабление мышц. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
4.Воображаемое путешествие | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
5. Культура и техника речи. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
6.Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
7.Ритмопластика | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
8. Слух и чувство ритма. | 25мин | 10мин | 15мин | выставка | |
Январь | 9. Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
10. Знакомство с театром масок. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
11. Театральные игры. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
12.Инсценировка шуток-малюток | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
13. Знакомство с куклами- говорунчиками. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
14. Знакомство со штоковым театром. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
Февраль | 15.Знакомство с театром Бибабо | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
16.Театрализованная игра «Теремок», театр би-ба-бо. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
17. Культура и техника речи. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
18. Театрализованная игра «Морское путешествие». | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
19. Ритмопластика. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
20. Музыкально-пластические импровизации. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
21. Театральная игра «Карусель». | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
22. Театрализованная игра «Сам себе режиссер». | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
3. | Весна. | 5ч 20м | 1ч 20м | 4ч | |
Март | 1. Инсценировка шуток-малюток. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
2. Театр кукол-оригами. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
3. Расслабление мышц. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
4. Игровая программа «Сам себе режиссёр» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
5. Чувства, эмоции. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
6. Чувства, эмоции. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
7. Культура и техника речи. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
8.Сченическая пластика. | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
Апрель | 9.Знакомство с музыкально- театрализованным представлением «Этот День Победы». | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
10.Знакомство с музыкально- театрализованным представлением «Этот День Победы» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
11. Игровая программа «Сам себе режиссёр» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
12.Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
13.Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
14.Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль | |
15.Показ музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» | 25мин | 10мин | 15мин | Спектакль | |
16.Игровая программа «Это вы можете!» | 25мин | 10мин | 15мин | самоконтроль |
- Календарный учебный график
Месяц | Время проведе ния | Коли чество мин. | Форма занятия | Тема занятия Цель | Место проведения |
октябрь | 16.00 | 25 | групповая | «Пока занавес закрыт». Познакомить с понятием театр, видами театров, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру. Пополнить словарный запаса. | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Кто работает в театре?» Воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру и людям, которые там работают. Пополнить словарный запас. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Устройство театра». Систематизировать знания детей о внешнем виде театра, о его помещениях: фойе, зрительный зал, сцена. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Как вести себя в театре». Знакомить с правилами поведения в театре. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Разыгрывание этюдов». Познакомить детей с понятием «этюд». Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Ритмопластика». Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | Театрализованная игра «Угадай, что я делаю». Совершенствовать память, воображение. Развивать интерес детей к сценическому искусству. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Сила голоса». Развивать силу голоса, работать над активизацией мышц губ. | Групповая комната | ||
ноябрь | 16.00 | 25 | групповая | «Знакомство с пальчиковым театром». Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Знакомство с плоскостным шагающим театром». Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Мимика». Развивать мимику, раскрепощать через игровую деятельность. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Сила голоса». Развивать силу голоса, работать над активизацией мышц губ. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Язык жестов». Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Сила голоса и речевое дыхание». Развивать силу голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Пантомима». Развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развивать сценическую раскрепощённость. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Знакомство с теневым театром». Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | Групповая комната | ||
декабрь | 16.00 | 25 | групповая | «Чувства. Эмоции». Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Сценическая пластика». Развивать умение передавать через движения тела характер животных | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Расслабление мышц». Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Воображаемое путешествие» Развивать воображение, память детей. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Культура и техника речи». Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр». Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Ритмопластика». Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Слух и чувство ритма». Развитие слуха и чувства ритма у детей. | Групповая комната | ||
январь | 16.00 | 25 | групповая | «Рисуем театр». Конкурс рисунков «В театре». | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Знакомство с театром масок» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Театральные игры». Развивать кругозор, память, внимание. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Инсценировка шуток-малюток». Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Знакомство с куклами- говорунчиками». Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Знакомство со штоковым театром». Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Групповая комната | ||
февраль | 16.00 | 25 | «Знакомство с театром Би-ба-бо». Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Групповая комната | |
16.00 | 25 | групповая | «Театрализованная игра «Теремок», театр би-ба-бо» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Групповая комната | |
16.00 | 25 | «Культура и техника речи». Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Театрализованная игра «Морское путешествие»». Развивать дикцию; расширить диапазон голоса; совершенствовать элементы актерского мастерства; развивать внимание, память. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Ритмопластика». «Культура и техника речи». Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Музыкально-пластические импровизации». Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Театральная игра «Карусель». Продолжать работу над речевым дыханием, артикуляцией и голосом. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Театрализованная игра «Сам себе режиссер»». Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки. | Групповая комната | ||
март | 16.00 | 25 | групповая | «Инсценировка шуток-малюток». Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Театр кукол-оригами». Ощутить себя творцами кукол. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Расслабление мышц». Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Игровая программа «Сам себе режиссёр»». Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Чувства, эмоции». Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Чувства, эмоции». Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Культура и техника речи». Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Сценическая пластика». Развивать умение передавать через движения тела характер животных | Групповая комната | ||
апрель | 16.00 | 25 | групповая | «Знакомство с музыкально- театрализованным представлением «Этот День Победы». Развивать речевое дыхание; артикуляцию. | Групповая комната |
16.00 | 25 | «Знакомство с музыкально- театрализованным представлением «Этот День Победы». Развивать речевое дыхание; артикуляцию. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Игровая программа «Сам себе режиссёр»». Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» Развивать воображение, умение придумывать небольшие сценки. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» Развивать память, наблюдательность, внимание; продолжать работу над представлением. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Репетиция музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы» Развивать память, наблюдательность, внимание; продолжать работу над представлением. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | Показ музыкально- театрализованного представления «Этот День Победы». Совершенствовать пластику; развивать память; учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми. | Групповая комната | ||
16.00 | 25 | «Игровая программа «Это вы можете!»» Закреплять пройденный материал. | Групповая комната |
4. Содержание программы
Основные направления программы:
Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения.
Этапы работы театрального кружка «В гостях у сказки»
1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
Интеграция образовательного процесса.
Основополагающий принцип ФГОС – принцип интеграции. Данная программа также построена на принципе интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Художественно - эстетическое развитие | «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. |
«Художественно-изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. | |
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение. | |
«Речевое развитие» | У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. |
«Познавательное развитие» | Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). |
«Социально – коммуникативное развитие» | Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.
Родители привлекаются не только, как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.
№ | Месяц | Формы работы | Участники | Задачи взаимодействия |
1 | Сентябрь | Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование. | родители, воспитатели | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество |
2 | Октябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
3 | Ноябрь | «Организация театрально- игровой деятельности в домашних условиях»- консультация | родители, воспитатели | Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
4 | Декабрь | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) | дети, родители, воспитатели | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
5 | Январь | Папка–раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
6 | Февраль | «Эмоции. Пластика. Мимика»» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
7 | Март | Консультация «Ребенок в мире сказок» | воспитатель | Вызвать интерес у родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов |
8 | Апрель | Показ спектакля родителям. Мультимедийная презентация и фотоотчет «Юные актеры» | Подведение итогов работы | Подведение итогов работы |
5. Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия:
- Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Здоровьесберегающие условия:
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика.
- пальчиковые игры со словами,
- гимнастика для глаз,
- физкультминутка, динамические паузы.
Материально-технические:
- Театральная ширма
- Разные виды кукольных театров: пальчиковый; настольный; конусный; би-ба-бо (перчаточный); магнитный; масочный; варежковый; ростовой; театр матрёшки; игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы);
- Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
- Проектор, презентации
- Костюмерная
- Декорации
- Атрибуты к играм и инсценировкам
- Музыкальные инструменты
6. Формы контроля, оценочные материалы.
Особенности проведения педагогического мониторинга
В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития театральных способностей детей.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле). В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы. В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрута.
Где: в-высокий балл, н- низкий бал, с-средний балл.
Теоретические знания | Практические умения | ||
Знание театральных жанров | в | Умеют свободно и раскрепощенно держаться при выступлении | В |
н | Н | ||
с | |||
С | |||
Знание видов кукольного театра | в | Импровизируют с помощью средств выразительности(мимики, жестов, движений | В |
н | Н | ||
с | С | ||
Устройство театра | в | Произносят монолог в соответствии со сценарием. | В |
н | Н | ||
с | С | ||
дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков) | В | ||
Н | |||
С | |||
показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой | В | ||
Н | |||
С | |||
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса | В | ||
Н | |||
С | |||
выразительно читают стихотворный текст | В | ||
Н | |||
С |
7. Информационные источники
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
- Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
- Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Театр + Риторика"
Программа «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...
Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".
В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....
Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....
Программа театрального кружка
Является худоственно-эстетической общекультурной по форме организации кружковой, расчитанной на один год. Возраст школьников от 8 до 16 лет.(2-11класс)...
Программа театрального кружка "Театральная карусель"
Материла для преподавателя ДО....
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Программа театрального кружка Театральная карусель"
Программа кружка ДОО...