детский проект "Закон и субкультура"
проект
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №19»
Школьная научно-практическая конференция
Номинация Учебно-исследовательская работа
Закон и субкультура
Хаерова Виктория
14 лет
Руководитель Журавлева Мария Анатольевна
учитель истории и обществознания
Г. Нижневартовск
2021 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
- Феномен молодежной субкультуры - экстремизм
- Молодежная субкультура………………………………………………………...3
- Экстремизм и его виды……………………………………………4
- Экстремизм в России………………………………………………6
- Противодействие экстремизму в Российской Федерации………9
- Молодежь и экстремизм
- Социологическое исследование …………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………14
Список литературы ……………………………………………………………15
Приложение
Введение
Я отношусь к поколению, которое живёт в весьма увлекательный период. Наша историческая эпоха характеризуется значительной динамикой формирования. Ни для кого не секрет, что современная молодежь прогрессивна, устремлена в будущее. Молодых интересует всё: политика и культура, наука и экономика, театр и кино, музыка и спорт, межличностные отношения и философия.
Молодое поколение никогда не стоит на месте, постоянно к чему -нибудь стремится, чем-нибудь занимается. Впоследствии, неординарные пристрастия, круг интересов, манеры и ценности преобразовались в субкультуры и экстремизм.
На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности в Российской Федерации.
Актуальность:
Молодежь - основание абсолютно всех перемен, элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным с экрана телевизора, страниц газет и журналов. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, казалось бы, умных и образованных людей, которые являются той «искоркой», из которой разгорается пламя экстремизма. В данном случае антиреклама действует как реклама.
В результате уровень молодежного экстремизма в нашей стране ежегодно увеличивается.
Объект: процесс профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде.
Предмет: Молодежный экстремизм и меры, принятые по его устранению.
Проблема: Рост и профилактики молодежного экстремизма в современной России.
Цель: Исследовать причины проявление экстремизма в молодежной сфере и способы воздействия государства по его предотвращению.
Задачи:
- Проследить историю возникновения экстремизма на территории РФ;
- Выявить причины, принципы и направления проявлений экстремистской деятельности среди молодежи;
- С помощью социологического исследования выяснить отношение сверстников к экстремизму в современном мире.
- Изучить меры противодействие экстремизму в Российской Федерации
Гипотеза - процесс профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде будет осуществляться эффективнее, если будет разработана и реализована специальная комплексная профилактическая программа, которая ориентирована на формирование духовно-нравственных качеств и повышение уровня сформированности толерантного сознания у подростков и молодежи
Методы исследования: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, исторический метод, анкетирование.
Феномен молодежной субкультуры - экстремизм.
Субкультура-это «подкультура». Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. Со временем возникли различные классификации неформальных движений, и появились разногласия между ними и обществом. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Некоторые субкультурные сообщества постепенно стали перерождаться в агрессивные группировки. Впоследствии, в период особой нестабильности в обществе, они стали носить явно экстремистский характер и при этом все больше прогрессировать. Эти группы становились более организованными, идеологически и физически подготовленными. В связи с этим изучение тенденции развития современного молодежного экстремизма невозможно без взаимосвязи с «молодежной субкультурой».
Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра.
Экстремизм и его виды
Слово «экстремизм» происходит от extremus, что в переводе с латыни означает «крайний». В словарях и справочниках можно встретить определение экстремизма - как приверженность к крайним взглядам, мерам или крайнее проявление чего-либо: действий, высказываний, взглядов и т.
В сентябре 2003 года на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) экстремизм был определен как «форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии и основанной на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма».[1]
В молодёжной среде экстремизм имеет свои особенности, которые вытекают из сущности молодёжи как социальной группы.
Сущностные свойства молодёжи связаны с ролью, которую играет эта социальная группа в общественном воспроизводстве. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых, подросткам приходится преодолевать внутренние противоречия (застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм). Внешние противоречия возникают на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жёсткими требованиями. Это нередко проявляется в дискриминации молодёжи по возрастному признаку, в нарушении её прав в разных сферах жизни. Молодые люди не могут не реагировать на подобное отношения к ним, нередко выбирая экстремальные формы защиты.
В молодёжной среде деление на «своих» и «чужих» происходит по иным, чем у взрослых, основаниям. Большое значение в этом играют субкультурные факторы. «Чужие» могут стать «врагами» только потому, что они другие. Не важно, живут ли в другом дворе, приехали ли из другого города, имеют ли другую национальность, веру, внешность. Поэтому, социокультурные особенности среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодёжи.
Экстремальные формы реакции на окружающую действительность связаны так же с завышенными ожиданиями, присущими молодёжи. При столкновении с трудностями, неизбежно возникающими на пути реализации завышенных ожиданий, и не находя возможности их преодоления, у молодого человека возникает состояние подавленности, сопровождаемое раздражением, недовольством, гневом, что приводит к утрате доверия к себе или к окружающим.
Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам субъектов экстремистской активности и т.д.). Научно-практическое обобщение тех или иных явлений позволяет классифицировать экстремизм по направленности - на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный и др. И при этом экстремизм может быть также смешанного характера.
Источником политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения России и использующих средства массовой информации для запугивания населения, разрушения моральных основ общества, пропаганды насилия, в том числе путем его показа под предлогом осуждения. Политический экстремизм зародился «рука об руку» с политикой и зачастую является популистской мерой в борьбе за власть, поэтому следует отличать эти два явления. По своему идеологическому содержанию этот вид экстремизма условно можно разделить на левый и правый экстремизм.
Этнонациональный экстремизм представляет собой деструктивное социальное явление, включающее исторически и социально обусловленную идеологию и практику, опирающиеся на идеи защиты этнонациональных интересов посредством применения крайних, в т. ч. насильственных, форм и методов деятельности и использующие существующие в различных этнических общностях этнонационалистические предубеждения, заблуждения и фобии.
Особое место занимает проявления экстремизма в Интернете. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание, неустоявшуюся систему социокультурных координат российской молодежи. В настоящее время в среде экстремистски настроенной молодежи происходит укрепление межрегиональных связей для совместной выработки единой стратегии действий и согласованной тактики поведения. Для оповещения друг друга о планируемой акции экстремисты активно используют Интернет.
Все чаще они являются участниками митингов, демонстраций, акций протеста, случаев распространения листовок, других печатных изданий, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, изображением соответствующей символики и др.
Экстремизм в России
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит более 450 неформальных молодежных объединений общей численностью около 20 тысяч человек, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.
147 группировок причисляют себя к движению «скинхеды», 72 - к футбольным фанатам, 31 к Российскому национальному единству, 18 - к реперам, 8 - к национал -большевистской партии.
По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет. Особую роль для увеличения численности своих сторонников лидеры и активисты радикальных политизированных структур отводят вербовочной работе в образовательных учреждениях.[2]
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; распространение социальных проявлений «ухода из жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего в семье и в отношениях со сверстниками. Большую роль также играют личностные факторы, такие, как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов
Проблема молодежного экстремизма в настоящее время рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.
Противодействие экстремизму в Российской Федерации
В настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности.
Конституция РФ, устанавливая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признавая идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 2, ч. 1 ст. 13, ст. 28, ч. 1 и 4 ст. 29) наряду с иными правами и свободами, включая право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).[3]
Проблема распространения экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы противодействия экстремизму, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который впервые в российской истории закрепил легальное определение понятия «экстремизм» в форме экстремистской деятельности.
Важным шагом в этом направлении стало принятое в сентябре 2008 года президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры по противодействию экстремизму функционируют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.[4] Нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, в ст.ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).[5]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности. Например, административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Причем, под понятие «публичное демонстрирование» подпадает и размещение указанных символов на личных страницах в сети «Интернет». За такое нарушение предусмотрен:
- либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности.[6]
1 июня 2020г указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 утверждена «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
Законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;
Комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;
Оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;
Оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.[7]
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
Молодежь и экстремизм
Так как больший процент граждан, принимающих экстремистскую идеологию, составляет молодежь, был проведен опрос среди именно этой социальной группы. В анкетировании принимали участие 90 обучающихся 9, 10 и 11 классов разных школ.
Каждому ученику была представлена анкета, в которой содержалось 8 вопросов тестового характера:
- Знаете ли вы, что такое субкультура?
- Знаете ли вы, что такое экстремизм?
- Как вы относитесь к экстремизму?
- Борется ли государство с экстремизмом, по вашему мнению?
- Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?
Благодаря первым двум вопросам, мы наглядно видим, 57% и 47% имеют представление о таких понятиях как субкультура и экстремизм
На вопрос «Как вы относитесь экстремизму?» 77% респондентов ответило отрицательно, что радует. Но есть 23%, которые еще не определились, а ведь для подростков характерна неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка
Ответ на четвертый вопрос показал, что только 44% знают, что государство предпринимает меры по борьбе с молодежным экстремизмом. А вот на последний вопрос ребята предложили свои варианты профилактики молодежного экстремизма, чтобы снизить рост экстремизма в молодежной среде – необходимо организовать досуговую деятельность детей, а именно сделать более доступными различные секции, клубы по интересам, устраивать дебаты по интересующим их вопросам с приглашение представителей правоохранительных органов, общественных организаций, родителей, органов местного самоуправления, создание и развитие так называемых «уличных» служб работы с молодежью.
Заключение
Результаты исследования среди учащихся показали, что сегодняшние школьники относительно слабо ориентируются в политике, проводимой государством по искоренению, недопустимости проявлений экстремизма в его различных формах.
Проблема экстремизма, в особенности молодежного, в наши дни является особо острой. То, против чего боролись и погибали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны, сейчас идеализируют их родные внуки и правнуки. Статистика неумолима – число преступлений, совершенных на почве религиозной, политической или расовой нетерпимости с каждым годом увеличивается в разы.
Конечно решить проблему молодежного экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Для искоренения экстремистской направленности среди молодежи нужен целый комплекс мероприятий, начиная с государственного уровня и заканчивая школьным и семейным воспитанием. Ведь большинство подростков, вступающих в экстремистские группы и организации не получили в детстве основы морали; этим детям не объясняли, что Бог создал всех людей равными и что цвет кожи не говорит о принадлежности человека к какой-либо ступени развития - человек должен быть, в первую очередь, гуманным.
Социологи и психологи пришли к выводу, что существуют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания подростка: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других. Семья – закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более на нее воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно-полезных ориентиров прежде всего осуществляются родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством.
Список источноков
- Уголовный кодекс Российской Федерации. С комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2014. - 352 с
- ФЗ №114 от 25 июля 2002г. «О противодействии экстремистской деятельности»
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021
- Конституция РФ издательство: Айрис-Пресс ,2021г.
- Башкатов, И. П. Молодежные субкультуры / И. П. Башкатов, Т. С. Стрелкова // Социологические исследования. - 2006. - № 11.
- Луков, В. А. Молодежные субкультуры в современной России / В. А. Луков
- https://vkr.pspu.ru/uploads/5871
- https://colledg70.ru/p/vo/document/lekcia
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/02/09/molodezhnyy-ekstremizm
- https://есву.мвд.рф/document/3524556 - Современное состояние молодежного экстремизма в Российской Федерации
Приложение
[1]https://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/–Парламентская ассамблея Совет Европы
[2] https://есву.мвд.рф/document/3524556- Современное состояние молодежного экстремизма в Российской Федерации
[3] Конституция РФ
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации. С комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2014. - 352 c
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации. С комментариями к последним изменениям. - М.: Эксмо, 2014. - 352 c
[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)
[7] Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» 1 июня 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
молодежные субкультуры
панки...
Статья "Атрибутика в молодёжной субкультуре как фактор проявления экстремизма"
Данная статья может быть рассмотрена в качестве методической разработки и использована на уроках обществознания в 7 классе...
ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. «Моя идеальная субкультура. Создание своей собственной субкультуры»
В материале указаны УУД, формирующиеся на каждом этапе урока...
статья "Детская субкультура"
Для разных периодов детства особую значимость приобретают элементы детской субкультуры. В статье описываются примеры, фунции, основные подсистемы, представляющие детскую субкультуру....
Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья по теме социализации детей в условиях социально - реабилитационного центра....
Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.
В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...
Дразнилки: феномен детской субкультур
Дразнилка – один из самых древних видов детской сатиры. Дразнилка «Кузьма пороса», датируемая Х11 веком, была открыта при реставрации стен Софийского собора в Новгороде....