Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области
учебно-методический материал
Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области «Формирование представлений детей и подростков о национально-культурных ценностях, формирующих навыки разрешения межличностных противоречий» (аспект коммуникативной направленности приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_vebinar.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области «Формирование представлений детей и подростков о национально-культурных ценностях, формирующих навыки разрешения межличностных противоречий» (аспект коммуникативной направленности приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания).
Коммуникативная направленность приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Развитие инклюзивного образования – актуальное направление развития, что вызвано социальной значимостью данного вопроса. Современное общество ставит важнейшей задачей формирование особого образовательного пространства, которое будет входить в рамки инклюзивной культуры, потому как главнейшим принципом современного общества является толерантное отношение к окружающим независимо от пола, расы, национальности, религиозных взглядов и, самое главное, особенностей здоровья. Каждый человек должен принять ценности различия между людьми и доброжелательно относиться к стремлениям, желаниям и успехам обучающихся, несмотря на особенности его развития [2].
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), которая разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учётом примерной адаптированной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Цель АОП:
- Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения.
- Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в освоении программы.
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
- Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
При проектировании адаптированной образовательной программы необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей и помочь ребёнку в период адаптации.
Рассмотрим какие возрастные и индивидуально-психологические особенности детей необходимо учитывать.
Для детей младшего школьного возраста характерны ещё несформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объёма информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная. Они охотно участвуют в лагерных мероприятиях и играют между собой в отряде (Таблица 1).
Таблица 1
Характерные черты детей младшего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения со взрослыми |
6-8 лет | Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо | В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей |
9-10 лет | Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам | Весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облечённых определёнными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность |
Школьники среднего подросткового возраста 11-14 лет (табл. 2). В этом возрасте у детей дифференцируются представления о себе, появляются разнообразные увлечения, ребята занимаются танцами, спортом, рукоделием, шахматами.
Таблица 2
Характерные черты детей среднего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения с взрослыми |
11-12 лет | В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение | Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением |
13-15 лет | Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. | Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старшего уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. |
Старший школьный возраст ‒ это уже самостоятельные взрослые люди, которым не нужна опека (табл. 3). Поэтому и подход к старшим школьникам должен отличатся.
Таблица 3
Характерные черты детей старшего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения с взрослыми |
16-17 лет | Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы. | Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремлённость в будущее, построение жизненных планов. Растёт желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. |
Дети 16-17 лет хотят принимать собственные решения, хотя не всегда к ним готовы. Таким ребятам можно поручить самостоятельную подготовку мероприятий, можно привлекать их к подготовке младших классов. У них накоплен опыт самостоятельной организации и отточены навыки танцев, пения и других творческих видов деятельности. Но не стоит забывать о том, что даже в таком возрасте они остаются детьми и за ними нужен постоянный контроль.
Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
Но проблема состоит в том, что не все представители родительского общества психологически готовы принять в коллектив нормотипичных детей ребёнка с психофизическими особенностями развития. Большинство случаев подобного неприятия регулируются устоявшимися в сознании родителей стереотипами и заблуждениями.
С уверенностью можем сказать, что формирование положительного отношения представителей родительской среды к инклюзивному образованию заслуживает особенного внимания, потому как, в свою очередь, влияет как на нравственное и культурное воспитание условно здоровых детей, так и на успешную социализацию детей с психофизическими особенностями развития. Родители должны понять, что качество знаний всех обучающихся класса будет контролироваться согласно программе, потому как в интегрированных классах работают только обученные компетентные учителя с тьюторами, помощниками и воспитателями. Ход урока имеет свою специфику, что никаким образом не сказывается на качестве знаний, получаемых учениками как вместе, так и каждым в отдельности. В противном случае отсутствие положительной установки в отношении родителей к инклюзивному образованию затрудняет и замедляет процедуру его внедрения в образовательный процесс, что влечёт за собой проблемы в более успешной социализации детей с ОВЗ.
Мир стремительно меняется. Будущее уже сегодня предъявляет новые требования к образованию через переход на новую образовательную парадигму, что вызвало внедрение обновленного ФГОС-2021, который начал действовать с 1 сентября 2022 г. Он зафиксировал качества и умения, навыки и способности, необходимые человеку в текущем столетии, которые включают инновационные и учебные, жизненные и профессиональные, информационные, медийные и компьютерные навыки, критическое и системное мышление, социальную ответственность, творчество и страсть к знаниям и т.д. Это событие актуализировало наше исследование и позволило провести анализ особенностей проектирования адаптированной образовательной программы в общеобразовательных организациях и мониторинга внедряемых технологий в рамках программы и социализации как нормативно-правового документа.
Стратегия направлена на создание условий, обеспечивающих обучение подрастающего и будущего поколений на основе учета особенностей современных детей, разработку и реализацию в воспитательном процессе социального и психологического контекста их развития, консолидацию семьи, общества и государства. Ее цель – выявление приоритетов государственной политики в области обучения, воспитания и социализации детей, базирующихся на консолидации гражданского общества и ведомств на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Поставленные задачи – создать условия для консолидации; обеспечить поддержку семейного воспитания и повысить педагогическую компетентность родителей; повысить эффективность воспитательной деятельности и социализации детей в системе образования; ресурсно, организационно, методически и результативно поддержать воспитательную деятельность; сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую эффективной социализации детей и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году предоставляется в качестве информации в помощь аттестующимся соискателям....
Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...
Разъяснения основных изменений в документообороте педагогических работников Московской области.
В данном документе приводятся изменения при аттестации учителей Московской области....
ПОРТФОЛИО профессиональных достижений педагогического работника Амурской области
Данный раздел включает в себя следующую информацию: Ф.И.О. Коломеец Елена Петровна Год и дата рождения: 03.09.1950 г....
Экспертное заключение при аттестации на квалификационные категории педагогических работников Брянской области по должности «учитель»
Здесь предоставлено эксперное заключение при аттестации на квалификационные категории педработников Брянской области по должности "учитель" (актуально в 2019 году)....
2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников (в зависимости от специфики учреждения)
2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников(в зависимости от специфики учреждения)...
Приказ № 88 Об участии общеобразовательных организаций в мониторинге системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Смоленской области
Приказ № 88 Об участии общеобразовательных организаций в мониторинге системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Смоленской области...