Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия!"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Программа по внеурочной деятельности с учащимися с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_moya_rodina_rossiya_2022-2023.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный (тематический) план | 6 |
3. | Содержание учебного (тематического) плана | 8 |
4. | Организационно-педагогические условия реализации программы | 12 |
5. | Список литературы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Моя Родина - Россия» (далее – Программа) социокультурной адаптации, культурно-исторической направленности, ознакомительного уровня предназначена воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей в соответствии с их психофизическими возможностями. Программа помогает познакомить обучающихся с архитектурно-планировочной средой города, научить их свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и строений.
Программа носит комплексный характер и включает в себя не только теоретические занятия в аудиториях, но и практическую часть – экскурсии, посещение музеев, парков и усадьб города Москвы, знакомство с улицами, бульварами и площадями родного города. Посещение памятных мест столицы позволит обучающимся ощутить причастность к истории своего города, увидеть своими глазами, как менялась Москва с течением времени, почувствовать ответственность за ее судьбу. Онлайн-экскурсии по городам России помогут познакомиться с народами, населяющими нашу страну, с их культурой и бытом, формировать познавательный интерес.
Актуальность Программы
Знание своих истоков, истории и культуры своего города позволяет человеку осознать себя и своё место среди других людей, почувствовать связь с прошлым, настоящим и будущим своей страны. Программа «Моя Родина - Россия» не только обогащает обучающихся знаниями, но и помогает воспитать настоящего гражданина, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры, уважающего другие культуры и народности, обеспечивает социокультурное развитие.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании основ нравственности, гражданственности, этической культуры обучающихся. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и творческой культуры обучающихся с ОВЗ. Занятия по Программе способствуют воспитанию, положительно влияют на расширение кругозора обучающегося, социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Цель Программы – воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родному городу, интереса к его истории.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи Программы
обучающие:
- сформировать представление о краеведении, как науке, изучающей природу, население, хозяйство, историю и культуру какой-либо территории;
- сформировать систему знаний о природе, истории, культуре своего города;
- заложить основы знаний об исторических и культурных памятниках Москвы;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- сформировать представления об обычаях, традициях и культуре народов, проживающих на территории России;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
развивающие:
- развивать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, города Москва, другой символики и исторических памятников Отечества;
- развить интерес к изучению истории и культуры Москвы;
- развить общую культуру, кругозор и эрудицию обучающихся;
воспитательные:
- воспитать уважительное и бережное отношение к историческому наследию своего города, его природе, культуре, традициям;
- воспитать уважение и любовь к родному дому, семье, школе, землякам;
- воспитывать интерес к культуре, традициям народов России
Широкое использование мультимедийных технологий значительно повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся в поисково- исследовательском процессе.
Категория обучающихся
Работа ведется в разновозрастных группах, группы комплектуются из обучающихся 12-15 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 108 часов.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 3 раза в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия: беседы, викторины, экскурсии, чтение художественной и научной литературы.
Планируемые результаты освоения программы
По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:
- определение краеведения как науки, изучающей природу, население, хозяйство, историю и культуру какой-либо территории;
- смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;
- правила поведения в музее, на экскурсии и т.д.;
- символику (герб и флаг) Москвы и своего административного округа;
- природные условия родного города;
- историю и достопримечательности родного административного округа Москвы;
- исторические и культурные достопримечательности Москвы;
- имена знаменитых москвичей;
- историю родной школы;
- особенности народов России, их культуры, традиции
По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:
- ориентироваться в городе;
- читать план города, работать с картой Москвы;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности;
- работать с цифрами и датами, делать сжатые деловые записи;
- отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
- различать архитектурные памятники;
- в доступной форме излагать знания о Москве.
Формы контроля и оценочные материалы
По окончании обучения проводится итоговая аттестация через участие в выставке творческих работ.
В течение учебного года поделки выставляются на школьных, окружных, городских конкурсах и олимпиадах: «Духовные скрепы Отечества», «История и культура храмов столицы и городов России», «Московская этнографическая олимпиада» и др., Олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», Метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений», Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Формы проведения аттестации:
- выполнение проектов;
- тестирование;
- экскурсия;
- интеллектуальная игра.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Названия раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности | 1 | |
2. | С чего начинается Родина? | ||
2.1. | Моя Родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство» | 2 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий |
2.2. | Моя малая Родина | ||
Моя малая родина – мой район | 1 | Выполнение практических заданий | |
Проектная работ «Достопримечательности моего района». | 2 | ||
Моя семья. История её возникновения. Понятие «родственники», «предки», «потомки» | 1 | ||
Проектная работа «Древо моей семьи» | 1 | ||
Роль семьи в жизни человека | 1 | Выполнение практических заданий | |
2.3. | Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг | 1 | Выполнение практических заданий |
2.4. | Конституция РФ – основной закон жизни страны | 1 | |
2.5. | Права и обязанности детей и взрослых | 2 | Выполнение практических Заданий. Участие в конкурсе |
2.6. | Такие разные праздники | ||
Государственные праздники России | 2 | Выполнение практических заданий | |
Профессиональные праздники | 2 | Выполнение практических заданий | |
Дни воинской славы России | 2 | Выполнение практических заданий, участие в квизах | |
Памятные даты | 2 | Выполнение практических заданий | |
Народные праздники | 2 | ||
Семейные праздники | 1 | ||
2.7. | Город, в котором я живу | 2 | |
2.8. | Дорогая моя столица | ||
Сердце Москвы | 2 | ||
Соборы и храмы столицы | 3 | ||
Памятники столицы | 3 | Текущий контроль. Выполнение практических Заданий. Участие в конкурсах | |
Парки и усадьбы столицы | 5 | Участие в олимпиаде | |
Музеи родного города | 5 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде | |
Театры | 1 | ||
2.9 | Путешествуем по стране. Знаменитые города России | Онлайн-экскурсии | |
Древние города Подмосковья (Истра, Зарайск, Коломна) | 1 | ||
Санкт-Петербург | 2 | ||
Золотое кольцо России | 8 | ||
Крым
| 2 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде | |
Сочи | 2 | ||
Проектная работа: «Храмы столицы и городов России» | 2 | ||
3 | Культурное наследие страны | ||
3.1 | Народы России | 3 | |
3.2 | Устное народное творчество – хранилище духовной культуры народов России | 3 | |
3.3 | Приметы народов России | 1 | |
3.4 | Народные традиции | 1 | |
3.5 | Народные промыслы народов России | 10 | |
3.6 | Развитие письменной культуры | 2 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде |
3.7 | Памятники культуры родного края | 1 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде |
3.8 | Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей | 1 | Выполнение практических заданий |
3.9 | Спортивные победы России | 1 | Выполнение практических заданий |
3.10 | Покорение Космоса | 1 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде, квизах |
3.11 | Наши защитники. Поклонимся великим тем годам | 3 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде, квизах |
Проектная работа: «Не прервётся связь поколений» | 1 | ||
Города-герои | 3 | ||
3.13 | Символы Великой Отечественной войны в нашем городе | 2 | |
4 | Природное наследие страны | ||
4.1 | Животные из Красной книги | 3 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде |
4.2 | Растения Красной книги | 3 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде |
4.3 | Красная книга Москвы | 3 | Текущий контроль. Выполнение практических заданий. Участие в олимпиаде |
5 | Итоговое занятие-игра | 1 | |
Итого: | 105 ч. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации программы в учебном процессе используются наглядные пособия, фото- и видеоматериалы, книги и журналы.
Занятия проводятся с использованием различных методов обучения:
- словесных – в виде объяснений, лекций, рассказов, бесед;
- наглядных – с использованием наглядных пособий, плакатов, репродукций, предметов и документов музейного значения, видео и CD и т.д.;
- игровых – моделирование реальной ситуации, из которой предлагается найти выход;
- исследовательских – выполнение исследовательских заданий. Усвоение материала контролируется при помощи опросов тестирования.
Заключительное занятие объединения проводится в форме интеллектуальной игры.
Материально-технические условия реализации программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения, таких как
- ноутбук;
- видеопроектор;
- экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании программы
- Авербух И., Лобачева И. Моя Столица. – М.: Олма-Пресс, 2006.
- Алексеев В.Г. Москва веками строилась. Занимательное москвоведение. – М.: Армада, 1998.
- Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное москвоведение (с древнейших времен до эпохи петра). – М.: Брандес, 1997.
- Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. – М.: Московский рабочий, 1998.
- Вахрушев А.А. и др. Москвоведение. / Вахрушев А.А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И. – М.: АНО ИЦ, 2002.
- Гиляровский В. А. Москва и москвичи. – М.: Алгоритм, 2017.
- Глушакова В.Г. Подмосковье. Культура, история, география. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2003.
- Горелова Н.А., Кузина И.Н., Поникарова Н.М. Москвоведение. – М.: АНО ИЦ, 2001.
- Гриценко З.А., Денисов Ю.Н. Мой город Москва. – М.: Московские учебники, 2003.
- Долгова С.Р. Рассказы о Москве. Из архивных находок. – М.: Вече, 2006.
- Забелин И.Е. История города Москвы. – М.: Эксмо, 2007.
- Зверев В.А. Природа и культура Москвы и окрестностей. – М.: Москвоведение. Московские учебники, 2008.
- Имена московских улиц. /Под ред. А.М. Пегова. – М.: Московский рабочий, 1985.
- Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком. Кремль. Красная площадь. Китай-город. Белый город и окрестности. – М.: Москвоведение. Московские учебники, 2007.
- Молева Н.М. Земли московской давние преданья. – М.: Вече, 1985.
- Москва. Энциклопедия. /Под ред. С.О. Шмидт. – М.: БРЭ, 1998.
- Песков О.В., Низовская Н.П., Ададурова Л.И. Память, высеченная в камне. – М.: Московский рабочий, 1983.
- Святославский А.В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: МИОО, 2006.
- Сергиевская И.Г. Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья. – М.: Алгоритм, 2015.
- Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь-справочник. – М.: НТО, 2003.
- Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно- парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004.
Электронные ресурсы
- Зеленоград – живой памятник нашей победы. История земли зеленоградской: [Электронный ресурс]. М., 2012-2018. URL: http://zelao41.ru/iz-istorii-poselenij-zelenogradskogo-kraya/. (Дата обращения 28.09.2018).
- Историко-архивный сайт о Зеленограде. Префектура Зеленоградского АО г. Москвы: [Электронный ресурс]. М., 2008-2013. URL: http://www.zelao50.ru/articles/?SECTION_ID=186#&slider1=823 . (Дата обращения 28.09.2018).
- Город-спутник у станции Крюково. Страницы истории Зеленограда. Зеленоградский краеведческий музей: [Электронный ресурс], 2013-03-11. URL: https://starina-chuk.livejournal.com/348760.html. (Дата обращения 28.09.2018).
- История Зеленограда: [Электронный ресурс]. М., 2010-2018. URL: https://palindrom.su/istoriya-zelenograda. (Дата обращения 28.09.2018).
Нормативно-правовые документы
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"
Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...