Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения
материал
Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obnovlennogo_fgos_noo_novogo_pokoleniya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).
Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и учебной нагрузке.
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности обновленных ФГОС начального образования
ФГОС 2022 года — это усовершенствованные версии предыдущих образовательных стандартов, в которых более детально проработаны требования к процессу и итогам учебной деятельности. Следовать им должны все школы РФ.
Новый стандарт для начальной школы, как и прежние ФГОС, представляет собой комплекс условий, которые необходимо выполнять в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Однако целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.
В новые ФГОС НОО внесли достаточно изменений по сравнению со старыми стандартами. Рассмотрим поподробнее.
Новые ФГОС общего образования: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
- Вариативность.
Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, «Паскаль», Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
- Единство обучения и воспитания
Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
- Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Краткие выводы:
- Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Требования к педагогическому персоналу
Анализ ФГОС НОО 2022 года показывает, что изменения в работе школ коснутся не только учеников и их родителей, но и педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы.
Также учителя обязаны:
- постоянно повышать свое мастерство и квалификацию путем прохождения онлайн-курсов;
- активно использовать на уроках цифровой контент;
- разрабатывать практические и лабораторные работы с использованием интерактивного электронного контента (симуляторов, виртуальных лабораторий и др.).
При том столь активное использование цифровых технологии обязательно должно быть обосновано в рабочих программах. Иными словами, все учебные методики должны быть приспособлены к IT, и это одно из главных профессиональных качеств современного педагогического работника.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения"
Выступление на методическом совете колледжа....
Рабочая программа по биологии для 5 класса (в соответствии с ФГОС ООО нового поколения)
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО второго поколения...
Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения
Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...
Особенности преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.
Статья посвящена основным особенностям преподавания математики в системе СПО...
Статья по теме «Особенности обновленных ФГОС по математике в 5-6 классах»
Статьяпо теме «Особенности обновленных ФГОС по математике в 5-6 классах»...
Воркшоп "Особенности обновленных ФГОС"
Материалы стажировочной площадки «Особенности преподавания учебных предметов в 5-х классах в условиях обновленного содержания образования ФГОС ООО» будут полезны школьным методистам, завуч...
Особенности обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (русский язык)...