Воркшоп "Особенности обновленных ФГОС"
методическая разработка
Материалы стажировочной площадки «Особенности преподавания учебных предметов в 5-х классах в условиях обновленного содержания образования ФГОС ООО» будут полезны школьным методистам, завучам по УВР для проведения обучающего семинара для педагогов, которые будут работать в 2023-2024 учебном году в 1, 5-х классах по обновленным ФГОС. Или для проведения педагогического совета с целью систематизации знаний педагогического коллектива, который уже в 2022-2023 учебном году работает по обновленным ФГОС.
Цель мероприятия: создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей, для приобретения теоретических и практических знаний и навыков, необходимых для педагогической деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС.
Теоретическая часть - воркшоп «Особенности обновленных ФГОС» предполагает работу с выдержками из приказа Министерства Просвещения № 287 от 31 мая 2021 года, заполнений недостающих элементов в опорном конспекте. А также работу с алгоритмом, который поможет педагогам преодолеть затруднения в расхождении действующих УМК при отсутствии отдельных элементов содержания, обновленного ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorkshop.docx | 523.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная стажировочная площадка «Особенности преподавания учебных предметов в 5-х классах в условиях обновленного содержания образования ФГОС ООО»
Дата проведения - 21 февраля 2023 год.
Место проведения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «СОШ № 4»
Участники – стажеры/учителя предметники Шелеховского района
Воркшоп «Особенности обновленных ФГОС»
1 часть теоретического блока
Черепанова И.А., методист, учитель истории и обществознания
Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на теоретической части нашей стажировочной площадки «Особенности преподавания учебных предметов в 5-х классах в условиях обновленного содержания образования ФГОС ООО».
Наш теоретический блок будет состоять из двух частей. В первой части мы вместе рассмотрим особенности обновленных ФГОС, во второй части, вы разойдетесь по предметным группам, на которых учителя работающие в-пятых классах расскажут вам о том, как изменилось содержание предметов и каким способом они решают проблему изменения содержания на практике.
Первая часть будет проходить в формате воркшопа. Форма проведения встречи выбрана неслучайно воркшоп - интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Поэтому я желаю нам с вам сегодня активной, плодотворной работы.
1 сентября во всех школах России начался поэтапный переход первых и пятых классов к обновленным образовательным стандартам, третьего поколения.
В апреле 2022 года вышел приказ № 278 Управления образования о введении обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Шелеховского района. На основании приказа наша школа получила статус муниципальной консультационной площадки по введению обновлённых ФГОС.
В течение 2021-2022 учебного года в школе было проведено ряд мероприятий:
- педагогические советы: «Тенденции и векторы развития общего образования», «Организация содержания образования
в контексте развития функциональной грамотности школьников
на всех уровнях обучения»;
- рабочие совещания для учителей начальных классов, которые будут работать в 1-х классах и педагогов-предметников, которые будут работать в 5-х классах в 2022-2023 учебном году;
- заседания методических объединений направленных на ознакомление педагогов школы с особенностями обновлённых ФГОС.
Пять педагогов нашей школы стали участниками в апробации примерных рабочих программ по учебным предметам на уровне НOO и ООО.
Учителя начальных классов участвовали в экспертизе Примерных рабочих программ предметов «Литературное чтение» и «Русский язык».
Педагоги – предметники основного общего образования с сентября 2021 по апрель 2022 года апробировали в практической педагогической деятельности обновленные Примерные рабочие программы по предметам: английский язык, география, обществознание.
Я уверена, что и в ваших школах велась и ведется речь об обновлениях Стандарта
Сегодня мы попытаемся ваши знания систематизировать, а самое главное поговорим о том, как на практике школа реализует обновление.
На первом этапе нашей работы, мы предлагаем вам заполнить оценочный лист, который расположен в дневнике стажера на второй страничке.
Оценочный лист
Умения | Прогностическая оценка на основе дихотомической системы да/нет | Рефлексия результата |
1 | 2 | 3 |
1. Слушатель знает особенности/составляющие обновленных ФГОС | ||
2. Слушатель знает о роли и месте формирующего оценивания в образовательном процессе | ||
3. Слушатель может назвать все виды функциональной грамотности | ||
4. Может назвать формы электронных учебных материалов, понимает понятие «современная информационно-образовательная среда» | ||
5. Слушатель понимает особенности системно-деятельностного подхода | ||
6. Знает, как изменилось содержание учебного предмета (в 1-4-х классах / 5-9 классах) | ||
7. Знает, как реализовать данные изменения содержания предмета на практике |
Ваша задача заполнить вторую колонку таблицы, указав по каждому пункты первой колонки вашу прогностическую оценку на начало работы, то есть ваши знания по теме стажировочной площадки. На заполнение дается 1 минута.
Итак, коллеги, повторюсь, чтобы понять особенности преподавания учебных предметов в 5-х классах в условиях обновленного содержания образования ФГОС ООО» нам необходимо дать общую характеристику обновленных ФГОС.
Обратите внимание, что в вашей «условной папке» стажера находятся два рабочих материала, обозначенных как Приложение 1 и Приложение 2. Достаньте их пожалуйста.
Главным источников в работе будут выдержки из приказа Министерства Просвещения № 287 от 31 мая 2021 года (см. Приложение 2).
Индивидуально или объединившись в пары ваша задача: прочитать выдержки из Приказа, и заполнить не достающие элементы в опорном конспекте (см. Приложение 1). На работу, коллеги вам дается 10 минут.
РАБОТА В ПАРАХ
Коллеги, время, надеюсь вы с задачей справились и заполнили все пробелы в опорном конспекте, предлагаю сравнить ваши ответы с эталоном, исправить неверные ответы, дописать элементы, которые вызвали затруднение, оценить выполненную вами работу.
Выступление ведущего вовремя воркшопа сопровождается презентацией.
На данном этапе слайд остается тот же самый, работает анимация, задается вопрос, заслушиваем ответ, ведущий говорит «верно», «правильно», «молодцы», технический помощник «щелкает» - показываем эталон ответа на поле конспекта. После ответа педагогов, ведущий комментирует, дополняет ответы.
Я начинаю предложение, вы его завершаете…
Первая задача Стандарта - это создание единого образовательного пространства по всей России.
Верно, сегодня важно в условиях глобализации, и усиления процессов миграции, обеспечить комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город, при переходе из школы в школу. Поэтому идет активный процесс по созданию единых рабочих программ по предметам, единых учебно-методических комплектов.
Коллеги поставьте на полях плюс, если вы верно указали первую информацию.
Вторая задача - обеспечить преемственность образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.
Правильно, иначе говоря, ученик не сможет, да и не должен перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
В связи с этим, хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что для выполнения данной задачи мы педагоги должны знать программу не только ООО, но и программу НОО, т.е. понимать, какими знаниями и умениями обладает выпускник 4 класса, только тогда можно говорить об эффективности преемственности.
Третья особенность. Обновленные ФГОС не меняют методологических подходов реализации основных образовательных программ. Основой организации образовательной деятельности остается - системно-деятельностный подход.
Верно, напомню, что системно-деятельностный подход - это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, данный подход ориентирует педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся. При таком подходе новые знания не даются в готовом виде: обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной образовательной деятельности
Четвертая особенность. Оценивание знаний, умений ученика должно быть не только внешним в формате ВПР, ГИА, но и внутренним на основе самооценки, взаимооценки, т.е. педагогом должна быть освоена и применяться на практике технология формирующего оценивания.
Нам всегда с вами катастрофически не хватает времени подвести итог урока, не говоря уж о возможности проведения на всех этапах процедуры оценивания, рефлексии, но как показывает время – технология формирующего оценивания не дань моде, а ключевой элемент образовательной системы.
ФГОС ООО устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися программ основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Мы должны понимать, что данные результаты систематизированы и конкретизированы.
Остается неизменным положение, обусловливающее использование в образовательном процессе проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов. Проектная деятельность выступает как одно из требований к метапредметным результатам
Коллеги, обратите внимание, что ФГОС 2021 года прописывается как обновленный стандарт, а это говорит нам о том, что выше перечисленные особенности были характерны для ФГОС первого и второго поколения. То есть мы о них знаем с 2004 года
В чем же тогда принципиальные отличия ФГОС ООО 2021 года?
Что нового увидели Вы в документе, с которым работали?
СЛУШАЕМ УЧИТЕЛЕЙ, после продолжаем щелкать анимацию на слайде.
Спасибо за ответы, а мы продолжаем проверять правильность заполнения недостающих элементов в нашем опорном конспекте.
- Главной задачей обновленных ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся.
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины.
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем не рекомендовано менять местами;
- Обновлённые Стандарты требуют от педагога формирование у обучающихся всех видов функциональной грамотности.
Коллеги, назовите какие виды вы знаете (читательская, математическая, финансовая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление)
Формирование функциональной грамотности должно быть в соответствии с особенностями и возможностями каждого учебного предмета.
- ФГОС вводит понятие «современная информационно-образовательная среда».
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии, в том числе, электронное и дистанционные обучение. В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов: мультимедийных программ, электронных учебников, задачников, электронных библиотек, виртуальных лаборатории, коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая, в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса. Учитель сегодня должен так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы его содержание воспринималось ребятами как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.
Давайте подведем итог нашей работе. Повторюсь ФГОС не является новым документом, произошло его обновление, конкретизация требований, содержания, о котором пойдет речь далее. При этом кардинального изменения ядра образования нет, есть перестановки разделов, тем. Какие-то темы расширили, добавили, а какие – то темы, дублирующие содержание, сократили.
Итак, коллеги, давайте оценим результат вашей работы. Кто полностью в соответствии с эталоном заполнил все пробелы, поставили себе на полях 9-10 плюсов. Молодцы с задачей вы справились.
А мы предлагаем вам вернуться в ваш оценочный лист и заполнить третий столбик – рефлексия материала, с первого по пятые пункты. Проверьте подтвердилась ли ваша прогностическая оценка. На заполнение дается 1 минута.
Если результат стал лучше, значит, вы достигли цели первой части работы. Вы теперь владеете информацией «Особенности обновленных ФГОС». Скажите пожалуйста, почему мы не оцениваем пункты 6-7. Верно, для этого нам нужно поработать в предметных группах, их вы сможете оценить во второй части теоретического блока.
Во второй части предлагает вам, погрузиться в содержание учебных предметов 5-х классов, определить, что изменилось в содержании предмета, в тематическом планировании, Какие новые планируемые результаты заявлены, специфика достижения предметных результатов, характеристика деятельности обучающихся и педагога.
Руководители предметных групп предложат вам перечень Интернет-ресурсов, алгоритм действий для преодоления затруднений в расхождении действующих УМК при отсутствии отдельных элементов содержания, обновленного ФГОС ООО.
Проще говоря содержание изменилось, появились новые темы, а учебники остались прежними, как решить эту проблему?
Как показывает жизнь педагоги – это консервативная часть российского общества, мы всегда насторожено воспринимаем «новое», и упорно отстаиваем «старое», нас можно понять, только с 2004 года, трижды обновлялась система. Поэтому часть педагогов считают, что сегодня достаточно в журнале писать по программе, а работать по старинке с опорой на старый, привычный учебник. Забывая о том, что Стандарт – это требование со стороны государства, что вся внешняя аттестация будет строиться на основе ФГОС. Увы такая позиция ведет к созданию ситуации не успешности наших учеников, и снижению качества и успеваемости в работе самого учителя.
На слайде, указаны предметные группы, а также кабинеты где будет проходить встреча. Я представляю модераторов групп, ваша задача подойти к модератору и вместе с ним подняться в кабинет для встречи.
На работу в группе дается 20 минут, переход пять минут.
После работы в группе, мы предлагаем вам принять участие в практическом блоке, посетить открытые уроки в 5-х классах.
На слайде указаны уроки и фамилии педагогов участников. В дневнике стажера в программе указаны кабинеты и темы уроков.
После уроков и методического диалога мы вновь встречаемся в актовом зале, для проведения рефлексии работы стажировочной площадки.
Приложение 1
Приложение 2.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З № 287 от 31 мая 2021 г.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: единство образовательного пространства РФ в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования; …
… преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; единство учебной и воспитательной деятельности…
4. Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни…
19. При реализации программы основного общего образования организация вправе применять: различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии; модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
22. Независимо от формы получения основного общего образования и формы обучения ФГОС является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших программу основного общего образования…
31.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна: отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования; предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; … Оценки проектной деятельности обучающихся.
32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета, учебного курса, учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля…
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
32.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию; повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества…
35.2. В целях обеспечения реализации программы ООО для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: развития личности, ее способностей, … самореализации обучающихся… через организацию … социальных практик, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности);…
35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации…
Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
1) личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ...
2) метапредметным, включающим: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;…
3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;…
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход.
Алгоритм действий при работе с 5 классами по обновленному ФГОС
Алгоритм действия педагога | Сайт, где можно найти информацию | |
1 | Изучить Примерную рабочую программу по предмету ООО | |
2 | Методические рекомендации учителям. Обновленный ФГОС | (Учитель.club) |
3 | Составить Рабочую программу в конструкторе | |
4 | Выбрать УМК | |
5 | Подобрать цифровые образовательные ресурсы, которые помогут раскрыть и усвоить новое содержание. ЭОР (ЦОР) | «Российская электронная школа». |
1-й этап. Прежде всего педагогам необходимо изучить Примерную рабочую программу ООО по своему предмету.
2-й этап. Нужно зайти на сайт «Учитель.club» и познакомиться с методическими рекомендациями для учителя, которые называются «Обновлённый ФГОС».
Цель проанализировать содержательные элементы примерной рабочей программы и учебника, по которому будет вестись учебный процесс, на предмет их соответствия.
Основным инструментом в работе учителя с учащимися при изучении теоретической части материала всегда являлся учебник, но ранее существующие учебно - методические комплекты сегодня не подходят.
В данных рекомендациях указаны УМК издательства «Просвещение», в которых авторы прописывают, каких тем, заданий нет в учебнике, и предлагают какими материалами их заменить.
3-й этап.
Изучив примерную программу по предмету, а также методические рекомендации, нужно в конструкторе составить рабочую программу и заполнить тематическое планирование.
Это можно сделать на сайте Единого содержания общего образования в Конструкторе.
Для учителя сейчас очень важно при составлении рабочей программы изучить требования к результатам, которые определены стандартом, они очень конкретные и понятные. Нужно обратить внимание на личностные результаты, связанные с программой воспитания.
4-й этап. Нужно выбрать Учебно-Методический Комплект.
5-й этап. Новым в тематическом планировании по предмету является указание на электронные образовательные ресурсы. Использование цифровых ресурсов позволяет в какой-то мере решить проблему обновления содержания учебного предмета.
Задача педагога при отсутствии тем в учебнике подобрать цифровые образовательные ресурсы, которые помогут раскрыть и усвоить новое содержание.
Алгоритм действий педагога при работе с 5 классами по обновлённым ФГОС любого предмета одинаков.
Примерная Рабочая Программа по предметам не может полностью соответствовать ни одному учебно-методическому комплекту, так как она создавалась на основе Федерального Государственного Стандарта, а не на основе действующих учебников по предметам.
Однако примерная Программа может быть адаптирована к каждому УМК из Федерального перечня учебников.
Учебник сегодня инструмент в руках у педагога. Мы не можем обойти стороной новые темы в содержании, т.к. любая внешняя оценка ВПР/ГИА будет строиться на основе стандарта и примерной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования УУД на уроках английского языка в классах педагогической поддержки в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Презертация теоретического материала и практические упражнения...
Направленность на развитие soft skills в обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, е...
Итоговый тест. Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя.
Итоговый тест....
Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...