Социально-значимый проект "Согреем сердца добротой и любовью"
проект (11 класс)
создание содержательных и организационных условий для развития у студентов осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помощь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.-znachimyy_proekt_i_otchet.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
Социально-значимый проект
«Согреем сердца добротой и любовью»
(Сроки реализации: 2014-2016)
Руководитель:
Синицина Анна Евгеньевна
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2014 г.
Социальный проект "Согреем сердца добротой и любовью"
1. Описание инновационного подхода реализуемого проекта в процессе внеклассной деятельности.
1. Методическая цель: создать содержательные и организационные условия для развития у студентов осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
Цель проекта: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
- формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
2. Ожидаемые результаты
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
3. Критерии оценки эффективности инновации
- Актуальность и результативность реализуемого проекта.
- Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, гимназии.
- Познавательная активность обучающихся.
- Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
- Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.
- Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных часах и родительских собраниях.
4. Условия реализации проекта
Данная методическая разработка учитывает следующие условия для формирования развития активной социальной деятельности:
- Целенаправленность и систематичность
- Мотивированность
- Творческая среда
- Психологический комфорт
- Возрастные особенности
5. Краткое содержание проекта
При разработке данного методического материала учитывались педагогические принципы деятельностного подхода, возрастные индивидуальные особенности детей. Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
6. Обоснование актуальности методической разработки
В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».
7. Рабочий план реализации инновационного опыта
Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.
Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.
Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
Введение
Выполняет реализацию методической разработки преподаватель русского языка и литературы Синицина Анна Евгеньевна.
Сроки реализации: 2014-2016 учебный год
Состав участников: обучающиеся 1 курса гр. № 7 (25 человек), родители и классный руководитель.
Аннотация проекта
Наполним мир любовью и добром,
И будем к совершенному стремиться,
Гармонию в природе мы найдем,
Она поможет вновь нам вдохновиться!
И будем верить в лучшее на свете,
И очень скоро мы, друзья, поймем,
Каков наш вклад в гармонию планеты.
Наполним мир любовью и добром!
Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
Актуальность.
В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».
Значимость проекта
Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.
Определение целей и задач
Цель: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
- формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
Ожидаемые результаты:
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Основная часть
В процессе социализации ребёнок должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни обучающихся, позволяет метод проекта.
Обучающиеся активные участники проектной деятельности.
Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению ребятами опыта исследовательско-творческой деятельности.
Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагога.
Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания» происходящему».
Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими условиями являются:
Определение предмета самостоятельной деятельности ребят, круга социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения структур и учреждений.
Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса: образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимание и участие со стороны обучающихся.
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности детей и важным воспитательным и обучающим процессом.
Организационно-педагогические условия реализации проекта
Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры.
И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие задачи:
- Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности.
- Разработка модели студента -исследователя.
- Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим методам учебного проекта.
При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:
- Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы развивающего обучения.
- Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
- Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка. (2)
Содержание работы по проекту организовали по направлениям:
- развитие у обучающегося с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания;
- формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
- формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
- привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения правам человека.
Методы работы:
- организация проектной работы;
- ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа поиска.
При создании проекта «Согреем сердца добротой и любовью» мы руководствовались гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.
Основными трудностями при организации проектной деятельности студентов можно считать их бедный жизненный опыт, затруднения в выявлении и формулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.
Механизм управления проектом
Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющим критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов. Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта выбирают из состава микрогруппы сами дети. Работе микрогруппы помогают постоянно назначенные наставники – 2–3 родителя. Все наставники входят в состав проектной группы, руководителем которой является классный руководитель. (6)
Анализ хода реализации проекта
Целевые ориентации: По всем направлениям проекта были поставлены конкретные цели и в основном придерживались их при составлении содержания работы всех творческих групп.
Содержание деятельности: Приоритетное место в организации деятельности заняло формирование экологического мировоззрения не только у детей, но и у взрослых. Мы понимали, что дети младшего школьного возраста учатся по образцам, перенимая стереотипы поведения окружающих старших. В дальнейшем перед нами стоит задача создания экологически оправданного условия для максимально эффективной социализации детей разного возраста. Мероприятия в творческих группах проводились по 3 основным направлениям: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
Процессуальная характеристика. Проблемно-поисковый этап достиг своей цели: были выявлены и определены основные ориентиры работы. Проектно-деятельностный этап прошел в срок и соблюдены сроки реализации .
Вывод:
- Содержание деятельности соответствует цели и задачам проекта.
- Налажена соответствующая структура управления деятельностью по реализации проекта.
- Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить реализацию проекта на должном уровне, если усилить научное руководство, разработать систему контроля и оценки уровня сформированности социально-экологической культуры у всех участников данного проекта и создать соответствующую лабораторию для исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка проекта выполнялась пошагово. (7)
- Изучение общественного мнения.
- Формулировка актуальной социальной проблемы.
- Изучение возможностей детской ученической команды.
- Определение цели и задач.
- Составление плана работы.
- Составление графика работы над проектом.
- Определение обязанностей и их распределение в команде.
- Определение ресурсов и источников их получения.
- Разработка системы оценки проекта.
- Обучение членов команды.
- Формирование общественного мнения.
Реализация проекта. - Составление предложений по проекту.
- Поиск деловых партнёров и проведение официальных переговоров.
- Проведение плановых мероприятий.
- Оценка и контроль выполнения плана.
- Корректировка хода реализации проекта.
Итоги работы над проектом. - Анализ результатов работы над проектом.
- Информирование общественности о результатах работы.
Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
При разработке проекта я поставила перед собой методическую цель: создать содержательные и организационные условия для развития у студентов осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
Затем были поставлены цели и задачи данного проекта.
(Смотрите в пояснительной записке)
В ходе работы над проектом было выделено четыре этапа: подготовительный, проектировочный, практический, заключительный.
На классном часе, проведённом в форме этического диалога «Доброта спасёт мир», обсудили понятие «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей.
Ученикам было предложено подумать и ответить на проблемные вопросы:
- Кто такой добрый человек?
- Считаешь ли ты себя добрым человеком?
- Кто нуждается в помощи?
- Кому мы можем помочь?
Ученики активно размышляли и пришли к выводу о том, что многие люди нуждаются в помощи и ребята могут оказать помощь.
Итогом классного часа стало осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями.
Была создана инициативная группа и творческие группы детей, создана инициативная группа родителей, где определены цели, структура проекта и направления работы в форме мозгового штурма.
Перед запуском проекта был составлен план-график и вся работа велась строго по графику.
К проекту ребята решили разработать эмблему проекта «Сердце в ладонях», затем была выбрана лучшая эмблема.
Проект был реализован в трёх направлениях: «Забота», «Рука друга», «Зелёная планета».
«Забота»
Данное направление предполагает деятельность учащихся в организации концертов для ветеранов в центре восстановительной медицины и реабилитации, изготовлении подарков к праздникам, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на улицах города. Например, помощь в переходе дороги, помочь донести сумки, открыть дверь в помещение, уступить место в общественном транспорте.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
Мероприятия:
1. Беседа «Покормите птиц зимой»
2. «Наша мастерская»:
- проведение мастер-класса по изготовлению кормушек, как рекламная акция
- конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного сырья
Рефлексия
В итоге работы над проектом необходимо проанализировать результаты своей деятельности.
№ п\п | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Проанализировать выполнение поставленных задач | Аналитические материалы |
2 | Соотнести результаты с поставленной целью | Отчёт о работе над проектом |
Список используемой литературы
- Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.
- Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
- Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
- Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
- Интернет ресурсы: studyspu.ru
ОТЧЕТ
о ходе реализации участия обучающихся
в социально-значимом проекте Синициной А.Е. преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ КК
«Курганинский аграрно – технологический техникум»
по теме: «Согреем сердца добротой и любовью»
Нами была изучена научная литература о технологии подготовки и реализации социального проекта. Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.
Идеи разработки реализовывались и развивались в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
Результативность проекта на данном этапе.
В результате апробирования инновационной разработки уровень социальной активности обучающихся повысился. Ребята стали активнее во внеурочной деятельности: сами учатся анализировать, логически мыслить, делают выводы, обобщают. Они не боятся высказывать свою точку зрения. Мои обучающиеся являются активными участниками всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
Проект помог мне организовать создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагалось, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Далее ив этом году мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта уже сегодня не сомневаются в том, что нужно делать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Синицина А.Е._________________
Заместитель директора по УВР
ГБПОУ КК «КАТТ» ________________ С.А. Торбина
«12» октября 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-значимый проект «С открытым сердцем».
МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников» р.п. Романовка...
Социально-значимый проект "По зову сердца".
Проект призван объединить усилия педагогов и воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида с целью их адаптации и социализации в обществе, вовлечь вос...
Социальный проект "Согреем сердца добротой и любовью"
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную знач...
социально-значимый проект "Умелые руки-Добрые сердца
Цели:- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенци...
Социально значимый проект "Поделись своей добротой"
Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание....
Социально-значимый проект "От сердца к сердцу"
Значимость проекта.Осознанному желанию ребят участвовать в социальной деятельности совместно с воспитателями послужило обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из ...
Социально-значимый проект "Дружные сердца", направленный на укрепление межэтнических связей.
Родилась идея возрождения фестивалей дружбы, в котором могли принять участие представители разных культур, проживающих на территории Сухиничского района. Чтобы заинтересовать население и привлечь вним...