Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений
консультация
Из многих противоречивых, спорных и конфликтных ситуаций обучающиеся, их родители и педагоги находят адекватный выход. Множество конфликтов урегулируется самими конфликтующими без привлечения педагогов, медиаторов, психологов и других специалистов — и это хорошо. Но в некоторых случаях ситуация «берет верх» над ее участниками, и они теряют способность к ее пониманию, нахождению решения без причинения вреда себе и другим людям. Таким образом, в конфликте происходит потеря способности найти выход из значимой и противоречивой ситуации, что вызывает чувство несправедливости, стремление уйти от решения или применить силу по отношению к противоположной стороне. Осмысление (рефлексия) конфликтной ситуации начинает подменяться сиюминутными импульсивными реакциями.
Решение конфликта за другого человека мешает ему восстановить способность самому находить выход из подобных ситуаций в дальнейшем и повышает риск, что выполнение «непрожитого» решения будет им саботироваться или затягиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_sluzhba_primireniya_i_vosstanovitelnyy_podhod_v_rabote_pedagoga.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений
Подготовила: Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 Самойленко Г.В. |
с. Дивное
2022г.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений
Из многих противоречивых, спорных и конфликтных ситуаций обучающиеся, их родители и педагоги находят адекватный выход. Множество конфликтов урегулируется самими конфликтующими без привлечения педагогов, медиаторов, психологов и других специалистов — и это хорошо. Но в некоторых случаях ситуация «берет верх» над ее участниками, и они теряют способность к ее пониманию, нахождению решения без причинения вреда себе и другим людям. Таким образом, в конфликте происходит потеря способности найти выход из значимой и противоречивой ситуации, что вызывает чувство несправедливости, стремление уйти от решения или применить силу по отношению к противоположной стороне. Осмысление (рефлексия) конфликтной ситуации начинает подменяться сиюминутными импульсивными реакциями.
Решение конфликта за другого человека мешает ему восстановить способность самому находить выход из подобных ситуаций в дальнейшем и повышает риск, что выполнение «непрожитого» решения будет им саботироваться или затягиваться.
Как правило, конфликт приводит к тому, что:
- вследствие эмоций и предубеждений теряется способность адекватно и полно оценивать конфликтную ситуацию, в т. ч. со стороны пострадавшего, его родителей, а также прочих вовлеченных в конфликт людей (педагогов, одноклассников). Другая сторона конфликта воспринимается как носитель проблемы, которому невозможно (и потому бесполезно) что-либо объяснять, а значит «надо заставить». Формируется «образ врага», по отношению к которому человек чувствует себя «вправе» применять любые методы вплоть до использования силы и требования исключить из класса или ОО. При особенно острых конфликтах стороны могут дойти до причинения такого вреда, который они в спокойной жизни вряд ли могли бы даже представить;
- вместо размышления о последствиях тех или иных действий, прочих участниках, влиянии ситуации на другую сторону конфликта становится доминантным стремление к мести и наказанию либо избеганию наказания и ответному обвинению. Осмысленные действия и внутренняя иерархия ценностей человека заменяются шаблонными реакциями;
- происходит разрыв с теми, кто мог бы помочь взглянуть на ситуацию с точки зрения ценностей и помочь переосмыслить происходящее. Наоборот, человек привлекает к себе поддерживающих его точку зрения людей и отвергает носителей иных взглядов, что приводит к появлению враждующих группировок и эскалации конфликта.
К сожалению, часто реакция окружающих и официальных лиц ОО не приводит к полному разрешению конфликта и состоит в замалчивании или в формальном замирении участников конфликта («пожмите друг другу руки, извинитесь и больше друг с другом не разговаривайте»).
Вместо понимания конфликтной ситуации самим обучающимся (и его родителями) происходит объяснение ему неправильности поведения, нарушения им устава и законов (с угрозой наказания), что вряд ли способствует рефлексии ситуации. Скорее, это ведет к «приклеиванию» того или иного негативного «ярлыка».
Вместо организации процесса переосмысления и переоценки конфликтующими сторонами своих действий им задаются социально желаемые вопросы: «Ты все понял?!», «Ты больше так не будешь?!», «Поставь себя на его место», на что получают социально-желаемый ответ: «Я все понял и больше не буду».
Критикующий и оценочный административный разбор ситуации на педагогическом совете или в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) порой еще больше усугубляет разрыв отношений и вызывает напряжение между родителями и их детьми, в результате чего ребенок теряет главную для себя опору и поддержку со стороны родителей.
Если в конфликтной/криминальной ситуации был причинен вред или совершено общественно-опасное деяние (кража, драка, порча имущества), то в рамках административного реагирования ответственность обидчика (правонарушителя) понимается как постановка его на учет в КДНиЗП и полиции, ущерб выплачивают родители, заботу о жертве (пострадавшем) никто на себя не берет. В судебных делах родители часто нанимают адвоката, задача которого всеми законными способами доказать невиновность своего клиента. Все это приводит к тому, что обидчик не сталкивается с реальными последствиями своих действий по отношению к жертве, не понимает причиненных страданий и вреда и не принимает на себя ответственность за их исправление. У него включаются психологические механизмы самооправдания, направленные на поддержание его представлений о своем поведении. Если у обидчика не произошло внутреннего переосмысления случившегося, то даже договор с жертвой может рассматриваться обидчиком с позиции торга или получения собственной выгоды.
Развитию конфликта может способствовать и реакция окружающих, которые «подталкивают» стороны к силовому давлению друг на друга, но не берут на себя ответственность за последствия такого давления (например, перехода конфликта в силовое столкновение). Поэтому без работы, направленной на изменение отношения окружающих, работа только с конфликтующими может оказаться не результативной. Давайте рассмотрим возможное решение конфликта и реагирования на правонарушения с точки зрения восстановительного подхода.
Принципы восстановительного подхода
Восстановительный подход к решению конфликтных и криминальных ситуаций (и концепция восстановительного правосудия) утверждает, что конфликт или правонарушение должно быть урегулировано с учетом следующих принципов:
- Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее. Важно, чтобы каждая из сторон конфликта поняла, в какой ситуации оказалась другая, и перестала считать ее «врагом», с которым невозможно общаться и договариваться.
- Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя (или с его участием).
- Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких. Выход из роли пострадавшего, принятие извинения и прощение обидчика, чтобы больше не припоминать случившееся себе и ему.
- Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, достижения соглашения или плана по урегулированию ситуации и исключающего насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализации отношений и коммуникации.
- Достижение договоренности, кто и что будет делать, чтобы не допустить повторения подобного и (или) составление самими участниками плана действий по предупреждению повторения ситуации. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, и формирование более ответственного поведения — важный элемент воспитания.
- Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации/правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнение заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества. Восстановление нормального отношения к участникам конфликта у педагогов, класса и родителей (участников конфликта и одноклассников).
Процесс восстановительной медиации
Таким образом, ведущий восстановительных программ, основываясь на принципах восстановительного подхода, задает важные смыслы, которые помогают участником по-иному взглянуть на ситуацию. Такая проработка ситуации и ее последствий возникает у самих участников конфликта в ходе безоценочной, безопасной и поддерживающей коммуникации, организуемой медиатором. Третьим источником смыслов являются значимые для участников конфликта люди: например, если подросток считает себя правым, можно спросить у его родителей, как они относятся к факту кражи, драки и т. п., чтобы ребенок услышал их ответ. Пока у участников конфликта не произошло понимание и переосмысление ситуации, им сложно найти иные способы выхода из нее, чем использовавшиеся ими и приведшие к конфликту.
|
Человек, организующий реализацию принципов восстановительного правосудия, называется «ведущий программ по заглаживанию вреда», или медиатор (в восстановительной модели медиации).
В большинстве случаев изначально люди не хотят разрешать конфликт сами, а ищут помощников в «борьбе» со второй стороной конфликта (в лице правоохранительных органов, специалистов, администрации). Поэтому медиатор предварительно встречается с каждой из сторон конфликта, чтобы обсудить принципы восстановительного правосудия, начать организовывать процесс взаимопонимания, пересмотра ценностных приоритетов, поддержать действия сторон, направленные на урегулирование конфликта. Именно медиатор обучен тому, как грамотно подготовить стороны к медиации, как работать с отказами и возражениями сторон, как поддерживать принятие сторонами на себя ответственности за поиск и выполнение решения. При этом он не проводит терапию, психологическую или социальную работу, длительную работу с переживаниями, защиту прав участников и т. д. Предмет его работы — взаимодействие между людьми, которые не могут понять друг друга и считают, что проблема находится в другом. Задача — равная поддержка усилий участников конфликта, направленных на прекращение вражды, восстановление конструктивных связей со значимым окружением, заглаживание обидчиком причиненного жертве вреда (если вред был нанесен), что способствует исцелению жертвы, налаживание взаимопонимания среди всех участников конфликта.
Если стороны конфликта дали свое добровольное согласие на совместную встречу, то медиатор организует ее.
На совместной встрече стороны обсуждают три блока вопросов:
- Что произошло и к каким последствиям для каждого привело случившееся.
- Как исправить причиненный вред и другие негативные последствия, в чем состоит участие обидчика в заглаживании причиненного им вреда.
- Как сделать, чтобы подобное не повторилось.
Медиатор в ходе совместной встречи: • отслеживает пункты составленной заранее «повестки дня»; |
В конце встречи участники при необходимости подписывают договор, который может стать основанием для смягчения или отмены наказания. Восстановительная медиация не ставит задачи избавления обидчика от наказания и всепрощения, что без осмысления ведет к безответственности. Наоборот, важной является поддержка ответственного поведения обидчика, выражающегося в его участии в заглаживании вреда, налаживании нарушенных отношений и т. д. А вопрос о наказании должен выноситься с учетом реальных восстановительных действий обидчика.
Часто спрашивают: «Как понять, что обидчик извиняется искренне и без притворства?».
Извинение означает, что сначала обидчик внимательно слушает рассказ пострадавшего о его видении ситуации, последствиях, переживаниях, затем он говорит о своем взгляде на ситуацию, когда она случилась (что он в ней недопонял и сделал неверно), а также сообщает о своем взгляде сейчас, когда услышал историю пострадавшего. Слова, что теперь, после рассказа пострадавшего, он по-другому видит ситуацию и потому просит прощения за свои прошлые действия означают, что он переосмыслил ситуацию и это может стать залогом не повторения подобного в будущем. Но чтобы переосмысление произошло, важно создать безопасную атмосферу.
В ходе совместной беседы жертва слышит изменение отношения обидчика к случившемуся и потому может простить обидчика.
Извинение и прощение являются важными условиями для конструктивного обсуждения заглаживания вреда и действий, направленных на исправление негативных последствий ситуации.
Проведение восстановительных программ в службе примирения является альтернативой административному или судебному решению конфликта, но не ставит целью избавить человека от рассмотрения дела в КДНиЗП или суде (если делу был дан официальный ход). Медиатор не обещает смягчения наказания даже в результате успешной медиации, но обеспечивает, чтобы административное (судебное) решение принималось с учетом результатов завершенной медиации (приобщение материалов к делу). То есть разделяются юридические последствия и гуманитарные результаты медиации, которые, конечно, должны быть учтены при вынесении решения по делу. Но сам приговор (административное решение) остается на усмотрение судьи, КДНиЗП и т. д. |
В восстановительной медиации:
- медиатор нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, т. е. он помнит, что вред причинен, и в ходе медиации стороны должны обсудить, как обидчик будет его заглаживать;
- если стороной конфликта является несовершеннолетний, восстановительная медиация реализует воспитательную функцию, в частности, когда обсуждается будущее несовершеннолетнего и то, как избежать повторения подобного в дальнейшем;
- если ребенок (несовершеннолетний) находится в трудной ситуации, то его благополучие является ценностной установкой (помним, что благополучие ребенка нельзя рассматривать отдельно от благополучия его семьи);
- если стороной является несовершеннолетний, важно в ходе медиации (или других восстановительных программ) организовать поддержку позитивных изменений со стороны его друзей и значимого сообщества. Известно, что от позиции педагогов, лидеров класса зависит многое: они могут как поддержать позитивные усилия, так и свести на «нет».
Таким образом, возникает необходимость помимо медиации развивать другие восстановительные программы, такие как «Круги поддержки сообщества», «Школьные восстановительные конференции», «Семейные конференции», позволяющие включить силу и мудрость группы в решение сложных конфликтных ситуаций.
«Круги поддержки сообщества» — программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники актуализируют свои ценности и вместе ищут решение.
«Школьная восстановительная конференция» ориентирована на обсуждение в широкой группе вопроса «кому причинен вред, кто и что может сделать для его заглаживания».
Для реализации безопасной и качественной работы медиаторов в ОО создаются службы примирения.
Организация служб примирения
Школьные и территориальные службы примирения
Служба примирения стремится к тому, чтобы максимальное количество ситуаций решалось на восстановительных программах и, чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, была предложено самим найти решение ситуации.
Центром «Судебно-правая реформа» разработаны две формы организации проведения медиации в сфере образования:
- Внутри ОО — школьные службы примирения. Проводят (с участием обучающихся) программы восстановительной медиации по внутришкольным ситуациям.
- На территории (на базе) Центров системы образования — территориальные службы примирения. Проводят программы восстановительного правосудия в связи с совершением несовершеннолетними правонарушений и преступлений (программы по заглаживанию вреда, медиация жертвы и правонарушителя).
Школьная служба примирения — это организационная форма, в которой команда взрослых и подростков реализует в ОО принципы и технологии восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в ОО восстановительного подхода к реагированию на конфликты, общественно-опасные деяния и правонарушения.
Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения приведен в приложении.
В школьную службу примирения входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор. Медиаторами (при условии прохождения подготовки по восстановительной медиации) могут быть обучающиеся, педагогические работники ОО, родители, сотрудники общественной или государственной организации по согласованию с администрацией ОО. Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком. На организационном этапе допускается создание школьной службы примирения только из взрослых. |
Куратором (руководителем) службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора в восстановительной модели медиации и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Он должен иметь доступ к информации о происходящих в ОО конфликтах. Задача куратора (руководителя) — организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах, правонарушениях и спорах. Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка или другой сотрудник ОО.
Куратор (руководитель) службы примирения и медиаторы должны:
- взаимодействовать со Всероссийской или региональной ассоциацией медиаторов;
- пройти обучение у тренеров, имеющих собственную практику восстановительной медиации;
- не реже, чем раз в год проходить супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе;
- иметь свободный доступ к сайтам с обновляемой информацией о службах примирения;
- иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительной медиации.
Элементы восстановительного подхода в работе педагога (классного руководителя)
Поговорим об элементах восстановительных практик, которые педагог (классный руководитель) может использовать по относительно простым конфликтным ситуациям (не переданных в службу примирения), и отчасти при реагировании на деструктивное поведение обучающихся.
Достаточно часто многие дети и подростки, их родители и педагоги не относятся бережно к взаимоотношениям, ставя на первый план требования как оппонент «должен был себя вести». Родители пишут жалобы, не задумываясь, как это отразится на отношении педагогов к ним и ребенку. С другой стороны, педагоги применяют административные меры вместо создания доверительных отношений. Дети легко говорят разрушительные слова, «шутки» и совершают действия не задумываясь, что они могут «ранить» других. Причем каждый чувствует себя «вправе» так реагировать, поскольку считает, что «другой нарушил норму поведения», «он должен был понять и поступить иначе».
Юридический дискурс предлагает правовой путь решения конфликта (обычно через суд), что отличается от решения конфликтов в пространстве человеческих взаимоотношений. Нередко люди, пытающиеся изменить поведение другого через правовые механизмы и формально достигшие результата, остаются неудовлетворенными и с чувством несправедливости, создают непреодолимый барьер для урегулирования ситуации в человеческих отношениях. Правовой способ не всегда является лучшим. Особенно важно сохранять и поддерживать доброжелательные отношения для тех, кто постоянно вместе: семья, школа, подростковый клуб и т. п.
Позиция педагога сочетает в себе как формальную позицию по отношению к ученику, так и неформальные отношения. На что важно делать акцент во взаимоотношениях с ребенком?
Мы считаем, что, во-первых, при конфликте или деструктивном, разрушающем поведении ребенка, акцент должен делаться не на нарушении ребенком правил школы и требований взрослых, а на негативном влиянии его действий на других людей. Это помогает ребенку увидеть негативные последствия собственных действий, понять, с кем были разрушены отношения и что он может сделать, чтобы их восстановить.
Во-вторых, поведение ребенка (несовершеннолетнего) зависит не столько от его каких-то внутренних качеств, а от того, в какие групповые отношения он включен.
Педагоги порой говорят о ребенке или подростке: «лентяй», «хулиган», «злодей» и т. д., имея ввиду, что ребенком движут сформированные внутренние качества. Мы считаем, что поведение ребенка пластично и больше зависит от того, в какие отношения он в данный момент включен: с одноклассниками он ведет себя одним образом, с семьей другим, с друзьями третьим. Отношения со значимыми для него людьми (которых он уважает и с чьим мнением считается) в большинстве случаев будут определять характер и поведение подростка.
Необходимо различать безоценочные вопросы на понимание и утверждения в форме вопросов. Например, фраза «Ты же понимаешь, что ты неправильно поступил?» по сути вопросом не является и подталкивает к верному и ожидаемому, с точки зрения спрашивающего, ответу. |
В-третьих, мы считаем недостаточным «cоциально-желаемый ответ ребенка» (например: «я все понял, извиняюсь и больше так не буду»), поскольку важно организовать у него процесс понимания для рефлексии происходящего, анализа последствий. Понимание предполагает, что ребенок сам находит ответы на вопрос о конструктивном выходе из ситуации, а не взрослые указывают ему верный путь, подсказывая «правильный» ответ ребенку.
У ребенка есть собственное представление о ситуации, и исходить в своих действиях он будет именно из него (что важно и что нет, что справедливо и что нет, кто прав и кто виноват). Для организации понимания взрослому следует не утверждать, а задавать точные вопросы и неторопливо ждать ответа, передавая ребенку ответственность за поиск выхода из проблемной ситуации7.
Элементы восстановительных программ
Что поможет активизировать обучающихся к построению мирных отношений, чтобы учителю не приходилось это делать за детей (вместо детей) или над детьми (заставляя детей), а делать это вместе с детьми?
Рассмотрим несколько элементов восстановительных программ, направленных на повышение ответственности у детей, выстраивание взаимоотношений с педагогом и в классе, рефлексии и пониманию конфликтных ситуаций. Следует подчеркнуть, что использование приведенных ниже фраз без понимания восстановительного подхода не приведет к изменению отношений. Они приведены в качестве примеров, которые разбираются на семинарах по восстановительному подходу с педагогами и классными руководителями.
1. «Восстановительный отклик» — прояснение чувств в форме «я-высказывания», чтобы ребенок видел, как происходящее отражается на отношениях.
Типичный отклик | Восстановительный отклик |
Перестать ругаться! | Мне неприятно слышать, как ты ругаешься |
Нельзя разговаривать в классе! | Мне обидно, что ты не слушаешь меня |
Не делай этого! | Я расстраиваюсь, когда ты говоришь такие слова |
Сиди тихо! | Меня раздражает, когда ты болтаешь и шутишь во время урока, это мешает мне и другим ребятам |
Чтобы я больше никогда не видел, как ты дерешься! | Я был поражен, когда увидел, как ты ударил одноклассника |
2. Восстановительные вопросы, направленные на понимание причиненного вреда и его заглаживание.
Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:
- Что случилось (расскажи)?
- На кого повлияло то, что ты сделал? Каким образом?
- Как ты сейчас относишься к произошедшему? Что может быть дальше?
- Как ты думаешь, что тебе нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
- Как ты думаешь, что ты можешь сделать, чтобы подобное больше с тобой не повторилось?
Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:
- О чем ты подумал, когда осознал случившиеся?
- Что было для тебя самым трудным?
- Как произошедшее повлияло на тебя и на других?
- Что должно произойти, чтобы ситуация была исправлена? Почему тебе это важно?
- Как ты думаешь, что ты можешь сделать, чтобы подобное с тобой больше не повторилось?
Данные вопросы могут задаваться как устно, так и письменно (далее написанное обсуждается с учеником). Вопросы формируют определенное направление беседы, направленное на принятие обидчиком ответственности по отношению к пострадавшему от его действий.
Примирение в несложных конфликтах
Если конфликтная ситуация достаточно простая, эмоции участников не «перехлестывают» и они настроены на решение, можно дать сторонам возможность обсудить эти вопросы между собой или с участием их друзей. В этом случае педагог (классный руководитель) выступает только в роли организатора и смотрит, чтобы участники друг друга не перебивали и не оскорбляли. Обсуждение ситуации и поиск решения лежат на участниках обсуждения.
Педагогу рекомендуется пройти обучение восстановительному подходу в объеме 24 часов и более. Для проведения восстановительных программ в более сложных случаях ситуация требует от педагога подготовки в качестве ведущего восстановительных программ или должна передаваться в службу примирения.
Приложение
Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения
Этап | Содержание деятельности (может реализовываться одновременно) | Исполнители | Партнеры | Итоговый документ |
1 | Принятие администрацией ОО решения о создании школьной службы примирения, заключение договора | Директор | Координатор ассоциации медиаторов | Договор школы и координирующей организации |
Согласование с администрацией ОО и включение в должностную инструкцию сотрудника — руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы | Обновленная должностная инструкция | |||
2 | Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации | Руководитель ОО, куратор | - | Приказ, утвержденное положение |
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам) | Куратор | Координатор ассоциации | Мониторинг конфликтности в школе | |
3 | Отбор школьников на участие в базовом семинаре. Проведение базового семинара для кураторов. Обучение медиаторов-ровесников (можно совместно с кураторами) | Координатор, ассоциация восстановительной медиации | Список детей. Свидетельства о прохождении обучения | |
4 | Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды школьной службы примирения | Координатор ассоциации | Список медиаторов, план занятий | |
5 | Обсуждение и формулирование командой службы | - | Список ценностей (на плакате) | |
6 | Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей) | Возможна помощь координатора | - | |
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей | - | Информация от куратора координатору | ||
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников | Куратор, подростки | - | Информация от куратора координатору | |
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании школьной службы примирения, | Информация от куратора координатору | |||
7 | Определение администрацией ОО, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах | Руководитель ОО, зам. руководителя по УВР, куратор | - | Информация от куратора координатору |
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, журнал регистрации, регистрационная карточка и пр.) | Координатор ассоциации | Утвержденные в службе документы: регистрационные карточки, примирительные договоры и пр. | ||
8 | Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора и стандартами восстановительной медиации. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме | Куратор, школьники-медиаторы | - | Отчеты о медиации |
9 | Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора | Координатор, ассоциация восстановительной медиации | - | Свидетельство о прохождении супервизии |
10 | Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения | Куратор | Координатор, ассоциация восстановительной медиации | - |
11 | Обобщение и анализ опыта. Мониторинг работы службы. Итоговая оценка эффективности деятельности | Отчеты медиаторов, таблица мониторинга, отчет куратора | ||
12 | Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию | Ассоциация восстановительной медиации | Реферат или статья по теме | |
Прохождение тренинга восстановительной медиации 2-й ступени | Сертификат участника | |||
Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества» | Сертификат участника | |||
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов) | Куратор, медиаторы | Координатор ассоциации | Заявление о вступлении в ассоциацию, сертификаты об участии в конференциях | |
13 | Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия | - | Описания результатов | |
14 | Прохождение тренинга для тренеров | Ассоциация восстановительной медиации | Свидетельство о прохождении тренинга | |
15 | Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам | Координатор ассоциации | - |
1.В этом контексте интересны опыты по «выученной беспомощности» — состоянии, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, потому что его так научили, хотя имеет такую возможность. См.: Зелигман Мартин Э. П. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день: Пер. с англ. М.: Вече, 1997.
2.Примером служат случаи стрельбы в школах с жертвами. Раньше такое случалось в других странах, теперь и в Москве. Филип Зимбардо, автор известного Стэндфордского эксперимента, приводит термин «дегуманизация» как «один из основных процессов, заставляющих обычных, нормальных людей добровольно или даже с энтузиазмом творить зло. <…> дегуманизируя других людей, мы превращаем их в объекты, не считаем их людьми. Считая, что некоторые люди или группы не относятся к человечеству, мы отказываемся от моральных принципов, обычно управляющих нашим отношением к другим людям. „Поступай с другими как хочешь“. С дегуманизированным объектом легко обращаться бездушно или жестоко, игнорировать его требования и просьбы, использовать его в своих интересах или даже убить, если он нас раздражает». Зимбардо Филип. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
3.Возможно, это происходит потому, что в педагогической среде конфликт считается чем-то негативным, его считают признаком непрофессионализма педагога и школы и требуют немедленных действий.
4.В этом контексте интересны опыты по «выученной беспомощности» — состоянии, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, потому что его так научили, хотя имеет такую возможность. См.: Зелигман Мартин Э. П. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день: Пер. с англ. М.: Вече, 1997
5.Мы всегда спрашиваем у пострадавшего, были ли приняты извинения?
6.Центры психолого-педагогического сопровождения, центры диагностики и коррекции и т. п.
7.Это близко понятию «коучинг», когда точно задаваемые вопросы помогают человеку самому сориентироваться в происходящем и найти решение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная служба примирения
О роли школьной службы примирения...
Создаем Школьную Службу примирения
Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности и типичные ошибки при создании....
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»
Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...
Обучающий семинар для школьных психологов по программе «Создание службы примирения в школе и восстановительная культура взаимоотношений»
Данное занятие ориентировано на получение подростками первичных навыков поведения в конфликтных ситуациях. Особенность игрового занятия в том, что оно максимально нацелено на самостоятельную работу уч...
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...
Школьная служба примирения. Восстановительные технологии
презентация о технологиях при работе в шсп...