Школьная служба примирения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Школьная Служба Примирения -
способ позитивной самореализации подростков.
Котельникова Н. В.
заместитель директора по
воспитательной работе
МОУ Дровянинская СОШ
…Жизнь нам даётся свыше.
Судьба людей повсюду сплетена.
И все живем мы под огромной крышей,
И называется она – Земля!
Но есть меж нами некие размолвки,
Которых должно избегать
И мы как «служба примирения»
Стараемся всем в этом помогать…
Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей взрослой жизни.
Реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую не соответствует нашим ожиданиям, подростки не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков. Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий.
Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.
Создание в школе Службы Примирения - это необходимость для решения вышеперечисленных проблем, т.к. Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В нашей школе приказом директора Л.Г.Артемьевой за № 49 от 19 ноября 2009 года создана такая служба.
Целью деятельности Школьной Службы Примирения (ШСП) является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачами деятельности службы примирения являются:
Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера, обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
Работа Службы Примирения в нашей школе была начата с подборки и разработки необходимых документов «Положением о Школьной Службе Примирения», которое было рассмотрено и одобрено общешкольной конференцией 2 декабря 2009 года. Разработкой «Плана работы Школьной Службы Примирения» на учебный год.
Руководитель ШСП, С.И Салихова.- педагог-психолог, организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций; проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСП.
Учащиеся Клочко Лидия ученица 9 класса, Стафеев Вадим ученик 10 класса, Степанов Дмитрий ученик 11 класса - участники ШСП, представители от родительской общественности: Явцева М.Г., Гурулева О.В. проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности. Координатором работы ШСП является Ю.Г. Коновалова - социальный педагог школы.
Деятельность Школьной Службы Примирения основана на принципах добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Принципах конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности. Принципах нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Участники школьной службы примирения вместе с Салиховой С.И., могут проводить программы примирения в ситуации межличностных конфликтов (учащийся-учащийся, учащийся-педагог, педагог-родитель), возникающие из-за нецензурных оскорблений, угроз, причинения незначительного материального ущерба, взаимных обид и т.д. Кроме этого, в службе могут рассматриваться более сложные конфликтные отношения, следствием которых могут быть длительные прогулы учащихся, изгои в классе.
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
В этом учебном году было рассмотрены 2 обращения от учащихся школы с просьбой о помощи, урегулировать межличностные конфликты. От родителей учащихся 2 обращения с просьбой разрешить личностный конфликт ребенка в классном коллективе. Одна просьба от педагога школы о проблеме межличностных отношений с родителями.
За время работы Службы отработано 18 примирительных программ, что способствовало снижению уровня конфликтности и устранению причин противоправного поведения школьников. Школьная Служба Примирения создает условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды, а также участие школьников в деятельности службы является способом позитивной самореализации подростков, учит выстраивать отношения и реагирования в конфликтных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создаем Школьную Службу примирения
Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности и типичные ошибки при создании....
Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...
Школьная служба примирения - способ позитивной самореализации подростков.
социальный проект...
Школьная служба примирения
Знакомство с медиаторами нашей школьной службы примирения!!!...
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
Документационное оснащение службы примирения...
Буклет "Школьная служба примирения "ЕДИНСТВО"
Распространение информации о деятельности ШСП...
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...