ПАТРИОТИЗМ В ФОКУСЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТА №1 В ГОРОДЕ ТАМБОВ)
статья (9 класс)
Статья посвящена воспитанию чувства патриотизма у учащихся. Освещены вопросы патриотического воспитания старшеклассников. Основываясь на результатах проведённого социологического исследования среди учащихся учреждения дополнительного образования города Тамбов, авторы пришли к убеждению, что патриотическое воспитание является актуальным предметом исследования. Педагогам рекомендуется познакомиться с материалами исследования и учесть данные, полученные в результате анкетирования при дальнейшем планировании целей и задач патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinkova_i.s._statya.docx | 62.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЗМ В ФОКУСЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТА №1 В ГОРОДЕ ТАМБОВ)
Блинкова Ирина Сергеевна,
кандидат философских наук, методист
Е-mail: irins1956@mail.ru
Тарских Светлана Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, методист
Е-mail: starskikh@yandex.ru
Пищугина Татьяна Алексеевна,
методист
Е-mail: golubeva-1605@yandex.ru
МБУДО «Центр дополнительного образования детей»
392001, Россия, г. Тамбов, ул. Гастелло, д.32А
Статья посвящена воспитанию чувства патриотизма у учащихся. Освещены вопросы патриотического воспитания старшеклассников. Основываясь на результатах проведённого социологического исследования среди учащихся учреждения дополнительного образования города Тамбов, авторы пришли к убеждению, что патриотическое воспитание является актуальным предметом исследования. Педагогам рекомендуется познакомиться с материалами исследования и учесть данные, полученные в результате анкетирования при дальнейшем планировании целей и задач патриотического воспитания.
Ключевые слова: дополнительное образование, патриотизм, Пост №1, ветераны
В рамках Федерального проекта «Патриотическое» Национального проекта «Образование» в городе Тамбов реализуется программа патриотического воспитания молодёжи «Тамбовпатриот».
Патриотизм – одна из важнейших составляющих общенациональных идей, объединяющих на духовной основе самые различные народы. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, формирующаяся на основе традиций, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм выражается в любви к своей Родине, гордости за свою страну, стремлении принести пользу своему народу [1].
В Центре дополнительного образования детей при тесном взаимодействии с Постом № 1 у монумента «Вечная слава» проводится патриотическая работа с учащимися города Тамбова, позволяющая сохранить связь поколений и преемственность в воспитательном процессе. Значительное место в данной работе отводится Почётной Вахте Памяти.
Почётная Вахта Памяти включает в себя организацию разнообразных мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества и жертв Великой Отечественной войны с целью создания условий для формирования гражданско-патриотических качеств личности старшеклассников. Мероприятия направлены на выполнение одной из важных задач учреждений дополнительного образования – воспитание у учащихся понимания принадлежности к истории своей страны, чувства уважения к ветеранам.
Неся Почетную Вахту Памяти, старшеклассники знакомятся с историей монумента «Вечной Славы», изучают ритуал смены Почетного караула, а также ритуальный шаг.
Рассуждая о ценности патриотизма, нами были определены направления, по которым осуществляется воспитание. В их числе:
- направление «Мы – патриоты России!», передающее исторические причинно-следственные связи той обстановки, в которой находится учащийся в настоящее время, умение оценивать патриотические события сегодняшнего дня и соотносить их с прошлым, определение причин их возникновения и развития;
- направление развития гражданственности у детей. Каждому человеку следует развивать активную гражданскую позицию, понимать, что происходит в стране, проявлять интерес к событиям государственной важности, уметь анализировать и делать умозаключения.
- направление «Часовые, смотрим в будущее!» показывает целесообразность работы с траекториями личного развития и профессиональных ориентиров старшеклассников. Работа на Посту №1 проводится совместно с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооружённых сил России, действующими офицерами и курсантами, которые знакомят учащихся с военными профессиями. Их увлекательные рассказы в буквальном смысле завораживают часовых, поэтому многие из них выбирают профессию офицера.
- направление «Профилактика деструктивного и девиантного поведения старшеклассников средствами патриотического воспитания». В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с неадекватным поведением несовершеннолетних, осуждаемым в обществе. Это гипервозбудимость, тревожность, склонность к обману, фобиям, попыткам суицида, демонстрация психических расстройств, навязчивых идей. В связи с этим работу на Посту № 1 в рамках данного направления считаем одной из самых актуальных и необходимых.
Образ действий несовершеннолетних позволяет сделать вывод о том, что у них нет представлений об этике поведения и патриотическом сознании. Подростки, как правило, не понимают, что такое любовь к Родине, не осознают значимости русских традиций, что приводит к безответственному поведению, отказу от службы в армии и готовности к защите Отечества.
В этой связи Пост №1 играет огромную воспитательную роль и помогает подготовить несовершеннолетних детей к жизни в обществе и результативной работе.
Ежедневно учащиеся общеобразовательных учреждений заступают в Почётный караул. Время несения Вахты Памяти у Вечного огня – это минуты славы, верности, переосмысления. Каждый часовой становится взрослее и начинает гордится своими прадедами – участниками и героями Великой Отечественной войны. Это святое место, где чтят память великих воинов, сражавшихся за наше светлое будущее.
Следует отметить, что работа по патриотическому воспитанию, организованная на Посту №1, помогает удержать несовершеннолетних от неправильных поступков и приводит к благоприятным изменениям: приоритеты учащихся меняются и на первый план выходят такие качества, как «чувство долга», «верность Отечеству», «достижение поставленных целей». Перестают быть главными в системе ценностей и убеждений учащихся такие качества, как «жестокость», «материальное благополучие» и «общественное признание».
Cчитаем, что представленные направления создают органический образ патриотизма, который может показывать позиции учащегося на сегодняшний день, а также прогнозировать его будущее в соотношении с историей, событиями, происходящими в стране, культурными традициями и нравственно-эстетическими нормами.
Учитывая важность направлений и их интеграцию в сферу учащихся, мы применяем разные форматы работы: уроки мужества, конференции, посвящённые патриотическому воспитанию, поисково-исследовательскую работу, создание проектов, проведение круглых столов с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооружённых сил России, встречи с бойцами поискового отряда «Альтаир», просмотры художественных и документальных фильмов о войне и службе в армии, конкурсы, квесты, патриотические акции.
В 2021 году в преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войны было проведено социологическое исследование путем анкетирования десятиклассников 20 общеобразовательных организаций города Тамбова – часовых Поста №1 с целью выявления осознания понятия «патриотизм» и отношения к нему со стороны учащихся. В анкетировании приняло участие100 старшеклассников.
На вопрос анкеты «Что такое патриотизм?» было предложено 5 вариантов ответов. По результатам, представленным на рисунке 1, видно, что 30 % из всех респондентов считают, что патриотизм – это самоотверженная любовь к Родине, 23% – национальное сознание, 40 % – стремление работать на благо своей страны, 6% – интернационализм и солидарность. Лишь небольшая часть опрошенных (всего 1 %) считают, что патриотизм не важен для современного человека.
Рисунок 1. «Результаты анкетирования по вопросу «Что такое патриотизм?»
На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» учащиеся ответили следующим образом: 66% называют себя патриотами, 2 % не считают себя патриотами, 27% занимают гражданскую позицию в зависимости от обстоятельств, которые происходят в стране, 5 % затрудняются ответить на данный вопрос. Результаты ответов представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты анкетирования по вопросу «Считаете ли вы себя патриотом?»
Ответы учащихся на вопрос «Как вы понимаете сущность базовой национальной ценности понятия «патриотизм?», о которой рассказывают ветераны на Посту №1, приведены на рисунке 3. 10% учащихся утверждают, что базовой ценностью понятия «патриотизм» является гордость за свою нацию и принадлежность к ней, 30% – любовь к Родине, 27 % – готовность защищать свою страну и верность Отечеству, 30 % – сохранение национальных традиций края, в котором они живут. На параметр «толерантность» было обращено внимание всего лишь 3 раза, и поэтому он не может быть рассмотрен как базовая национальная ценность понятия «патриотизм».
Очевидно, что у учащихся в достаточной степени сформирована основная базовая ценность понятия «патриотизм», основанная на любви к Родине и сохранении национальной культуры своего края.
Рисунок 3. Результаты анкетирования по вопросу
«Как вы понимаете сущность базовой национальной ценности понятия «патриотизм?»
Социологическое исследование, которое было проведено в учреждении дополнительного образования (на Посту №1 в городе Тамбов), позволило выявить преимущественную нацеленность на организацию мероприятий военно-патриотической направленности. Следовательно, мы можем увидеть, каким образом осуществляется работа по патриотическому воспитанию и сохранению исторической памяти, связанной с Великой Отечественной войной.
Таким образом, патриотизм в фокусе учреждения дополнительного образования (на примере Поста №1 в городе Тамбов) представляет собой содержательный механизм, включающий широкий охват учащихся, многообразие направлений работы, высокую эффективность, взаимодействие с образовательными и культурными организациями, а также позицию подрастающего поколения со стабильной концепцией формирования общечеловеческих ценностей.
Литература
- Рязанцев В.Д. Гражданский патриотизм – духовно-нравственная основа военного духа, силы и мощи армии и флота современной России. Вестник Военного университета. 2010. № 2. С. 16-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ШЕЛЕХОВА)
Программа ДЮСШ "Юность" реализуется с января 2013г....
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»
В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...
Воспитательный потенциал в учреждении дополнительного образования на примере объединения «Фабрика идей».
Воспитательный потенциал в объединении «Фабрика идей» раскрывается с помощью педагогических технологий и методик обучения....
Особенности подготовки информации для официальной группы «ВКонтакте» учреждения дополнительного образования на примере группы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
Статья имеет практических характер для педагогов в целях распространения информации об учреждении и творческих коллективах, увеличения контингента, продвижения востребованности занятий (при необходимо...
Инфографика по подготовке новостных постов для группы учреждения дополнительного образования
Информационная памятка, которая поможет подготовить материал к публикации в социальных сетях Вашего образовательного учреждения....
- Мне нравится (1)