Сборник "Урок в современной школе". Часть 2 Средняя школа.
статья

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока: «Добрые дела красят человека» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с содержание рассказа Н.  Хмелик «Будущий олимпиец».

Задачи:

1. формировать навыка пересказа текста с помощью вопросов, совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.

2. развивать фонематический слух у учащихся, воображение, память, связную речь учащихся;

3. воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.

Ход урока

I. Организационный момент

Организация класса:

Звучит песня в исполнении детского хора «Самый скромный чемпион (Олимпиада-80)»

Сообщение целей:

- Сегодня на уроке мы будем с вами читать рассказ Н.  Хмелик «Будущий олимпиец», отвечать на вопросы, пересказывать отрывки из рассказа, узнаем значения новых слов.

- У нас сегодня очень серьезная проблема урока: уважительное отношение к людям старшего поколения. Вы согласны с тем, что проблема серьезная? Почему?

II. Основная часть

 Чистоговорка:

Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, громко:

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

- О чём эта чистоговорка?

1. Введение в тему

- «Спешите делать добро» - эпиграф к разделу, с которым мы начинаем работать.

- Как вы понимаете слово добро?

(Добро - хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу)

- Подберите противоположное значение к слову добро. (зло)

- Давайте поработаем с пословицами и распределим их в два столбика:

1. Кто добро творит, тому зло не вредит.

2. Доброе слово доходит до сердца.

3. Злоба лишает человека силы.

4. Злой не верит, что есть добрые люди.

5. Во лжи жить – по миру ходить.

6. Худом добра не наживёшь.

7. Добрые дела красят человека.

8. Жизнь дана на добрые дела.

9. Хорошему всё хорошо. Доброму везде добро

- Ребята, как вы понимаете фразу: делать добро людям? Приведите примеры:

  • Перевести или помочь перейти пожилому человеку через дорогу.
  • Уступить место в автобусе.
  • Помочь пожилому человеку донести до дома тяжёлую сумку.
  • Сходить в магазин или в аптеку.
  • Помочь убрать в квартире.
  • Вызвать врача или скорую помощь.

- Итак, мы начинаем читать рассказы о добрых делах и первый рассказ, который предлагает нам прочитать учебник -  это Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2. Изучение нового материала

- Как называется рассказ? А кто такой олимпиец?

- При чтении рассказа вы встретитесь с незнакомыми словами.

Словарная работа:

Олимпиец – спортсмен, участник современных олимпийских игр.

Ракета – беспилотный летальный аппарат с реактивным двигателем, объект в космическом пространстве.

Бутсы – ботинки с шипами или поперечными планками на подошве для игры в футбол.

Вратарь – игрок в футболе, в хоккее, защищающий ворота.

3.Чтение рассказа учителем страница 105-108

Физ. минутка «Космическое путешествие». Минусовка. Катя Рябова.)

Мы идем на космодром,        Дети идут по кругу.

Дружно в ногу мы идем.        

Мы походим на носках,        Идут на носках.

Мы идем на пятках.                  Идут на пятках.

Вот проверили осанку                  Останавливаются лицом в круг, руки на пояс.

И свели лопатки                            Плечи развернули, лопатки свели.

Не зевай по сторонам,                  Повороты головы влево, вправо.

Ты сегодня космонавт!        

Начинаем тренировку,        

Чтобы сильным стать и ловким. Руки сгибают в локте, показывают “мускулы”.

Ждет нас быстрая ракета        

Для полета на планету.                  Подняться на носки, руки вверх.

Отправляемся мы в путь.        То же.

Звезды в гости ждут.        

По ступенькам поднялись,        Ходьба на месте

Дружно за руки взялись.        Имитация подъема в ракету по ступенькам.

Пристегнуть ремни!                   Закрыли глаза.

Раз, два, три… летим!                   Бег, руки в стороны.

4. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам

- Где играли два друга? (Ребята играли недалеко от магазина.)

- Что они делали? (Они строили ракету из старых ящиков.)

- Кто наблюдал за их игрой? (За их игрой наблюдала старушка, которая плохо ходила.)

- Как они отнеслись к старушке? (Они к ней отнеслись с пренебрежением.)

- Кто такой Саша Журавлёв? (Саша Журавлёв ученик из той же школы, что и ребята. Он ходит в спортивную секцию и все его считают будущим олимпийцем.)

- Как он отнёсся к старушке? (Он подошёл к старушке, поздоровался и предложил купить ей необходимое в магазине.)

- В чём Саша упрекнул ребят? (Саша упрекнул ребят в том, что они занимаются бездельем, и не помогли старушке, были безразличны к ней и даже насмехались над ней.)

2. Выборочное чтение рассказа учащимися.

3. Беседа по вопросам

- Подумайте и скажите, к кому из героев рассказа можно отнести поговорку: «Добрые дела красят человека»? (Эту поговорку можно отнести к Саше Журавлёву.)

- Кому можно посоветовать: «Спеши делать добро»? (Двум мальчикам, строящим ракету.)

- Какие слова Саши звучат как поговорка? (Есть на свете вещи, которые стыдно не знать.)

III. Домашнее задание: с.105-108 прочитать, передать содержание рассказа.

IV. Итог урока

- Как звучит эпиграф к нашей теме? (Спеши делать добро.)

- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали? («Будущий олимпиец».)

- Какие новые слова мы узнали? (Олимпиец, ракета, бутсы, вратарь.)

- Почему так называется этот рассказ? (В этом рассказе рассказывается о мальчике, который успевает заниматься спортом и делать добро людям.)

 - Чему учит этот рассказ?

 - Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Благодарю вас за вашу работу, не будьте равнодушными детьми, всегда заботливо относитесь к бабушкам и дедушкам.

(Звучит песня в исполнении детского хора «Самый скромный чемпион (Олимпиада-80)»)

 

Литература:

1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2018 г.

2. https://kartaslov.ru/значение-слова/добро

3. http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/15/us280204.htm?cmd=0&istext=1

4. https://mp3ball.ru/?mp3=Олимпиада+детские+песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...