Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Развитие метапредметных умений на переходном этапе из начальной школы в среднюю школу" 2019
статья
Данный материал предназначен для учителей английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_umeniya_2019.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умений метапредметного характера в процессе обучении иностранному языку на переходном этапе из начальной школы в среднюю школу.
«Особенностью английского языка,
как учебного предмета, является то,
что он как бы «беспредметен».
И.А. Зимняя
Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы.
В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.
Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метатемы могут быть применены практически к любой теме любого предмета.
При выборе метапредметной темы учитывается возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом уроков английского.
Метатема | Предметная тема |
Движение | Игры. Спорт. |
Знание – незнание | Правильные и неправильные глаголы. |
Изменение и развитие | Британия - страна, люди, события. |
Модель и способ | Основы грамматики |
Порядок и хаос | Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира |
Пространство и время | Изменение глаголов по временам |
Постановка проблемы | Защита окружающей среды. |
Рисунок и схема | Секреты английской грамматики. |
Позиция и роль | Профессии. Магазины и покупки. |
Общество и среда | Профессии. В аэропорту. Литература. Семья. |
Простое и сложное | Мир увлечений. |
Так метапредметная тема «Транспорт» раскрывается на уроке в 8 классе при изучении темы «Путешествия и туризм» (учебник «English 8» В.П.Кузовлева). Знаки современного города предполагают в пассажире, пешеходе, водителе - человека, способного воспользоваться информацией, представленной для них на английском языке, имеющем статус международного.
Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации.
Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).
Практика
Для решения этой задачи используются следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
На уроке по теме «Seasons» в начальной щколе при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.
Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.
На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Здоровье», метатема «Вред и польза», учащимися (8 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.
В качестве вывода предлагается подобрать известную английскую пословицу.
Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка в начальной школе, но и на уроках в среднем звене. К тому же, передавая универсальный способ, показываются учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.
Работа состоит из текста и нескольких заданий, связанных с его содержанием. Они могут быть различного вида: тестовыми, творческими, информационно-поисковыми. Располагаются в порядке возрастания их сложности. Позволяют определить уровень сформированности не только предметных умений и навыков, но и метапредметных.
Например, к текстам в учебниках для начальной школы часто предлагаются следующие задания:
1. Отметить картинку, соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.
2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.
3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.
4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать глаголы в нужной форме из текста. Метаумение – получение, поиск и фиксация информации.
Проведение комплексной работы позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
- содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
- использование мультимедиаприложений;
- наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
- анализ английского языка на основе моделей-опор;
- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.
В среднем звене дети продолжают изучать различные стратегии при работе с текстами различной направленности и тематики. Они получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Например, на уроке английского языка по теме «Город и деревня» (метатема «Знание») можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что метапредметный подход в обучении иностранному языку решает очень важную стратегическую задачу обучения – обеспечивает формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели также необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам. Такой социокультурный акцент в обучении иностранным языкам способствует развитию толерантного отношения к различным тенденциям и традициям другой культуры, помогает лучшему пониманию особенностей культуры своей страны и, несомненно, развивает умение представлять свою страну представителям других государств в процессе общения с ними средствами иностранного языка
Литература
- Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
- Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”- М., 2000 г.
- Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...