Программа воспитания 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа воспитания разработана на основе примерной программы воспитания, составлена в соответствии с методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания 8 класса | 259.5 КБ |
План-сетка мероприятий на учебный год | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Г.Всеволожска Ленинградской области
Согласовано Утверждаю
Зам директора по УВР Директор школы
______________ ____________
« » ___________ 2022г. « » ______________ 2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
обучающихся 9 Г класса
Срок реализации: 2022 – 2023 учебный год
Классный руководитель: Красовская Надежда Георгиевна
2022 – 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания разработана на основе примерной программы воспитания, составлена в соответствии с методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (от июля 2020 года).
Новая рабочая программа воспитания разработана с учётом
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р)
- Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
- Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287),
- Устава МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2».
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
общеобразовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей образовательные потребности обучающихся.
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы класса, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.
Программа воспитания обучающихся 8 класса направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС , формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Задачи программы воспитания классного коллектива:
- Реализовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном обществе;
- Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий учащихся;
- Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- Организовывать профориентационную работу со школьниками;
- Развивать предметно – эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися 9 Г класса.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в классе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
- соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых и детей;
- системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в классе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы класса являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в классе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных и классных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования, а также основываясь на базовых для общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется цель воспитания обучающихся 8 Г класса:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
- усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных
программ установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровне основного общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования:
Гражданское воспитание | Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, школы, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. |
Патриотическое воспитание | Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. |
Духовно-нравственное воспитание | Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества |
Эстетическое воспитание | Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни. Проявляющий неприятие вредных привычек, понимание их последствий, вреда для здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям |
Трудовое воспитание | Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей |
Экологическое воспитание | Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Ценности научного познания | Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности |
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы класса.
Всероссийский классный час «Разговор о важном» еженедельно (согласно плану)
3.1. «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Мероприятия | Ответственные |
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | Заместитель директора по ВР |
Урок Памяти «Война и дети», посвященный Победы в ВОв | Классный руководитель |
«Урок безопасности» в рамках месячников безопасности и ГО ЧС (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма и т.п.) Учебно-тренировочная эвакуация из здания | Классный руководитель Учитель ОБЖ |
День Здоровья | Учитель физической культуры |
Дни воинской славы (значимые исторические даты) День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год) Классный час «День народного единства – день добрых дел и сердец!» День Героев Отечества Устный журнал «Гордимся славою героев» День снятия блокады Ленинграда Урок мужества «Выжить вопреки…» День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве - 02.02 День памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Урок мужества «Афганистан к нам тянется сквозь годы» - 15.02 День Защитника Отечества Спортивно-игровой праздник «Богатырские забавы» День Победы советского народа в Великой Отечественной войне Неделя военной книги Урок памяти «Бессмертный подвиг наших земляков» Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» | Учитель истории классный руководитель |
Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку». (Поздравление бабушек и дедушек, ветеранов педагогического труда школы) | классный руководитель |
Участие в школьном мероприятии, посвященном Дню учителя «Нет выше звания - Учитель» (акция по поздравлению учителей школы и ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа) | Заместитель директора по ВР классный руководитель |
«Золотая осень» Участие в выставке поделок«Чудеса осенней природы» и рисунков «Унылая пора! Очей очарованье!», участие в общешкольном внеклассном мероприятии «Уж небо осенью дышало…» | Заместитель директора по ВР классный руководитель |
Всероссийский урок «Экология и энергосбережения» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения# ВместеЯрче | классный руководитель |
Мероприятия в рамках Всероссийской Акции безопасности школьников в сети «Интернет» Единый урок безопасности Международный День безопасного Интернета «Урок медиабезопасности» | Учитель информатики классный руководитель |
Тематический классный час по толерантности «Я и мир вокруг меня» | Классный руководитель |
Мероприятия в рамках Всемирного дня без табака Участие в акции «Будущее без табачного дыма»; в выставке рисунков «Курить – себе вредить!»; Классный час «Курение или здоровье – выбирайте сами» | Классный руководитель |
Единый день правовых знаний «Свои права я знаю точно, а что обязан – позабыл» Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | Классный руководитель |
Мероприятия, посвященные Дню Матери Участие в общешкольном концерте «Тепло сердец для наших мам» | классный руководитель |
Всемирный день борьбы со СПИДом (выпуск стенгазет, участие в акциях). | учитель изобразительного искусства |
Урок мужества, посвященный Дню Неизвестного солдата «Как было много тех героев, чьи неизвестны имена» | Классный руководитель |
Мероприятия, посвященные Международному дню инвалидов Классный час «Особые люди» | Классный руководитель |
Всероссийская акция «Час кода» | Учитель информатики |
День Конституции Российской Федерации Классный час «День Конституции – день закона» | Учитель истории и обществознания классный руководитель |
Новогоднее мероприятие «Предпраздничный переполох, или с Новым годом» «Игрушек новогоднее мерцание» (украшение класса к Новому году) | классный руководитель |
Участие в акциях «Зимние забавы», «День зимних видов спорта» | Учитель физической культуры классный руководитель |
День российской науки (участие в выставке стенгазет, посвященных научным открытиям, ученым, изобретателям) Классный час «Выдающиеся ученые и изобретатели Ленинградской области» | Учителя-предметники, классный руководитель |
Празднование Дня 8 Марта Участие в обшешкольном праздничном концерте «О той, кто нас растит, лелеет» | Заместитель директора по ВР классный руководитель |
Мероприятия, посвященные Дню воссоединения Крыма с Россией Час познания Отечества «Частичка России – прекрасный наш Крым» | Учитель истории и обществознания классный руководитель |
Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Мероприятия, посвященные популяризации юбилейных дат писателей и поэтов. «По следам героев литературных произведений» | Учитель русского языка и литературы, библиотекарь, классный руководитель |
Участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика» | Учитель русского языка и литературы |
День здоровья «Норма ГТО – норма жизни». | Учитель физической культуры |
День космонавтики. Классный час «Окрылённые музыкой звёзд» | Классный руководитель |
Мероприятия в День Земли Экологический час «Земля – слезинка на щеке Вселенной»; выпуск листовок «Берегите природу!») | классный руководитель . |
Участие в Митинге; участие в акциях «Мой дед со мной» , Бессмертный полк», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», участие в выставке рисунков «Великий праздник – День Победы», участие в праздничном концерте, посвящённом Великой Победе | Заместитель директора по ВР классный руководитель |
Мероприятия в рамках Международного Дня сохранения биологического разнообразия Классный час «Природа не прощает ошибок!» Участие в акции «Каждому участку земли - экологическую заботу» (работа на закреплённой за классом пришкольной территории) | Классный руководитель |
Международный день грамотности Классный час «Быть грамотным – это важно» День славянской письменности и культуры Турнир знатоков русского языка «Вначале было слово». | Классный руководитель, учитель русского языка и литературы |
Торжественная линейка, посвященная Последнему звонку. | Заместитель директора по ВР |
День России | члены волонтерского отряда |
День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941) Участие в акции «Свеча Памяти» | классный руководитель |
День Российского флага | члены волонтерского отряда |
Цикл классных часов «Моя малая родина», посвященных истории Ленинградской области. | Классный руководитель |
Беседы из цикла «Здоровое питание» Классный час - пресс-конференция «Питание и здоровье подростков». | Классный руководитель |
Семейные праздники, экскурсии, поездки, спортивные мероприятия. | Классный руководитель |
3.2. «Классное руководство и наставничество»
В 2022-2023 учебном году классный коллектив работает по проекту Минпросвещения России «Разговоры о важном» в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю по понедельникам.
Классный руководитель и обучающиеся принимают активное участие по внедрению
системы (целевой модели) наставничества.
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом. | Проведение серии классных часов к основным праздникам и памятным датам. Классный час «Вместе весело шагать» ( Создание условий для доверительных взаимоотношений) Классный час «Терроризм и безопасность человека в современном мире» оформление плаката. Классный час по профориентации «Профессия - учитель» Классный час « Быть толерантным – это значит…» Классный час «Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» Классный час – игра «Давайте понимать друг друга с полуслова» Классный час «Права детей – забота государства» Закон « О правах ребенка» Викторина «День Конституции РФ» Классный час «Моя мечта о будущей профессии» (профориентация) Классный час «Первая любовь навсегда?» Классный час «Один день из жизни в армии» Классный час «Веселый день 8-е марта!» Викторина «Международный день детской книги». (Библиотека) Классный час «Самые востребованные профессии» Классный час: «Мы помним...», посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне Классный час: «До свидания, учебный год» Классный час «Опасность вредных привычек. Преимущества здорового образа жизни» Классные часы и инструктажи по охране жизни и здоровья обучающихся: правила поведения участников дорожного движения, включая правила пользования велосипедом, мопедом, скутером, катания на роликовых коньках, скейтах и т.п.; безопасный маршрут домой Профилактика терроризма, экстремизма. «Безопасное поведение при теракте правила по профилактике коронавируса, гриппа, ОРВИ, различных инфекций, что нужно делать, чтобы защититься и не заразиться; соблюдение правил личной гигиены. правила поведения в природной среде, в том числе в лесу, на воде, на дачных участках и т.п.; правила противопожарной безопасности, в том числе поведения у открытого огня (костра); «Пожарная безопасность на новогодних праздниках», «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». ПП на новогодних праздниках и перед новогодними праздниками, каникулами правила поведения, обеспечивающие защиту от травматизма, включая пользование автомобильным, железнодорожным и иным транспортом; Классный час «Безопасность на железной дороге» действия при возникновении или угрозе возникновения опасных ситуаций, включая утопления, ожоги, падения с высоты, отравления, поражения электрическим током, дорожно-транспортный и роликовый травматизм, селфи-риски, зацепинг и т.д., по охране труда обучающихся (вводный инструктаж), правила поведения в школе, Устав школы. Правила безопасного поведения на спортивных площадках, пользование спортивным оборудованием и снарядами по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды, по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах, по электробезопасности для обучающихся, Правила дорожные знать каждому положено. Цикл бесед по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте, Соблюдение правил техники безопасности по безопасному поведению в общественном транспорте, по оказанию первой помощи пострадавшему, и др. (Журнал инструктажей) Безопасность при встрече с бродячими собаками Учебно-тренировочная эвакуация обучающихся Лекция «Осторожно клещевой энцефалит» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профилактические мероприятия с обучающимися |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа с обучающимися | Работа на платформах: Учи.ру, Урок Цифры Работа со слабоуспевающими детьми и детьми «группы риска». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении | собеседование с родителями; собеседование с психологом; наблюдение и особое внимание, коррекция; организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с детьми «риска» | собеседование с родителями; собеседование с психологом; контроль социального педагога; контроль и помощь в подготовке домашнего задания; вовлечение в творческую деятельность; собеседование с учителями, работающими в классе; наблюдение и коррекция поведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями | родительские собрания; круглые столы; тренинги; индивидуальные консультации; посещение на дому; тематические консультации; проведение совместных праздников; общешкольные родительские собрания. Организационное родительское собрание. «Организация начала учебного года. Планирование работы родительского комитета на 2022-2023 учебный год» Классное мероприятие ко Дню матери «Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!» Индивидуальные встречи с родителями. Решение проблемных вопросов. Родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста. Агрессия, причины её проявления и последствия». Лекция «Как помогать детям в учебе» Итоговое родительское собрание «Год прошел, как день вчерашний» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа классного руководителя с учителями-предметниками |
|
3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
В 2022-2023 учебном году классный руководитель и обучающиеся класса работают по проекту Минпросвещения России «Разговоры о важном» в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю по понедельникам.
В этом направлении в школе работают кружки внеурочной деятельности, в них заняты 100% обучающихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных обучающимися ее видов.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в классе организуется через следующие формы:
1.Экскурсии;
2.Кружки;
3.Секции;
4.Олимпиады;
5.Соревнования; конкурсы; фестивали;
6. Поисковые и научные исследования
3.4. «Школьный урок»
Учителя – предметники на каждом уроке стараются установить доверительные отношения между учеником и учителем, сделать акцент на социально значимую информацию и обсудить её, использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, создавать игровые моменты, мотивирования школьников на получение новых знаний.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Целевые приоритеты | Методы и приемы |
Установление доверительных отношений между учителями и учениками | Поручение; просьба учителя; поддержка; поощрение |
Побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, учебной дисциплины и самоорганизации, правила общения с учителями и школьниками. | Соблюдение на уроке общепринятых норм поведения, соблюдение техники безопасности правил общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
Навык оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией | Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Участие в предметных неделях, конкурсах и олимпиадах. Участие в конкурсах различного уровня. Шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками |
3.5.«Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе и классе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
Деятельность самоуправления | |
Учеба | Проведение бесед с неуспевающими учащимися; наблюдение за сохранностью учебников в классе среди одноклассников |
Досуг | Подготовка и проведение мероприятий в классе; помощь классному руководителю в подготовке классных мероприятий. Участие обучающихся в планировании, организации, проведении и анализе общешкольных и внутриклассных дел |
Труд | Наблюдение за сохранностью мебели в классе; организация дежурства в классе; сбор макулатуры |
ЗОЖ | соблюдение техники безопасности на уроках, в классе, школе, в общественных местах; соблюдение режима дня и занятия спортом; |
Самоуправление | Выборы актива класса Общешкольное выборное собрание обучающихся: выдвижение кандидатур от класса в Совет старшеклассников Урегулирование спорных вопросов, возникающих между учениками |
Актив класса (распределение обязанностей среди обучающихся)
Социальная роль | Функции | |
1 | Староста класса | Контроль пропусков и опозданий, дисциплины на уроках, контроль поручений |
2 | Ответственный за дежурство | Контроль за соблюдением графика дежурства в классе и школе |
3 | Ответственный за внешний вид | Контроль за внешним видом обучающихся |
4 | Ответственный за сохранность и чистоту мебели | Контроль сохранности и чистоты мебели и оборудования в классе |
5 | Книжный сектор | Контроль за сохранностью учебников |
6 | Спортивный сектор | Помощь в организации команд для участия в различных спортивных мероприятиях |
7 | Трудовой сектор | Контроль участия в субботниках, уборках класса и т.д. |
8 | Учебный сектор | Контроль пропусков и опозданий, дисциплина на уроке |
3.6. «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Вовлечение учащихся в РДШ через беседы.
Воспитание осуществляется через:
Дела, события, мероприятия | Ответственные |
Выпуск буклетов к Дням воинской славы в России и распространение их среди жителей микрорайона школы. | Члены волонтерского отряда |
День пожилого человека. Изготовление поздравительной открытки. Поздравление ветеранов педагогического труда. | Члены волонтерского отряда |
Акция «Обелиск». Благоустройство памятных мест | Члены волонтерского отряда |
Участие в районном конкурсе «Волонтер года» | Члены волонтерского отряда |
Акция «Протяни руку дружбы» | Члены волонтерского отряда |
Проведение «Новогодних мероприятий» в начальных классах | |
Благоустройство территории школы | Члены волонтерского отряда |
Акция «Спешите делать Добрые дела» | Члены волонтерского отряда |
Участие в мероприятиях, посвященных 9 Мая | Члены волонтерского отряда |
3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Дела, события, мероприятия | Ответственные |
Реализация проекта «Культурная суббота» | Классный руководитель |
Реализация проекта «Школьные каникулы» | Классный руководитель |
Организация регулярных прогулок, пеших походов и походов выходного дня (совместно с родителями) | Классный руководитель родительский комитет класса |
Выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, театр и т.п.) | Классный руководитель родительский комитет класса |
Экскурсия в библиотеку «Игра на сплочение коллектива» |
3.8. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
Дела, события, мероприятия | Ответственные |
Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее». | Классный руководитель |
Экскурсии профориентационной направленности (по договорённости). | Классный руководитель |
Классный час «Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера». | Классный руководитель |
Профориентационные игры (деловые игры, квесты, решение кейсов) , расширяющих знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя | Классный руководитель |
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет | Классный руководитель |
Освоение основ профессии в рамках курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования | Учителя - предметники |
Индивидуальные консультации психолога по вопросам склонностей, способностей, дарований и индивидуальных особенностей обучающихся | Классный руководитель психолог |
Изучение интернет ресурсов, профориентационное онлайн-тестирование, онлайн курсы по интересующим профессиям и направлениям образования | Классный руководитель |
3.9. «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Дела, события, мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | В течение года | Классный руководитель Актив класса |
Благоустройство классного кабинета | В течение года | Классный руководитель Актив класса |
Оформление классных уголков | В течение года | Классный руководитель |
Трудовые десанты по уборке территории школы | В течение года | Классный руководитель |
Трудовой десант по озеленению школьных клумб | Сентябрь, апрель | Классный руководитель |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | В течение года | Классный руководитель |
3.10. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся класса
общешкольный родительский комитет
родительские собрания; родительские дни, родительские гостиные
семейный всеобуч
общешкольные конференции;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций
посещения на дому
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности
Форма деятельности | Содержание деятельности |
День открытых дверей | Посещение родителями учебных занятий для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса |
Родительские собрания | Обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания детей. Участие в общешкольных родительских собраниях Участие в работе общешкольного родительского комитета. Работа классного родительского комитета |
Семейный всеобуч | Рекомендации и советы от психолога, социального педагога; обмен опытом и находками в деле воспитания. Консультации для родителей по вопросам единого подхода в воспитании детей Индивидуальные беседы с родителями: об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, о взаимоотношениях в семье, о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении |
Школьный Совет профилактики | Решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребёнка. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения |
Классные дела и мероприятия | Организация совместных дел, содействующих укреплению связи семьи и школы в деле воспитания, социализации, обучения и профилактики негативных проявлений среди учащихся Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий, концертов, фестивалей, выставок |
3.11. Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды направлена на:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в МОУ «СОШ №2» эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
с привлечением сторонних специалистов (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработка и реализация профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением;
- организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
- по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
- организацию работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику правонарушений посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе благотворительной, художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп, обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в классе воспитательной работы осуществляется и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Для исследования эффективности программы воспитания целесообразно использовать следующие критерии анализа воспитательного процесса:
- Уровень сплоченности класса;
- Уровень воспитанности класса;
- Анализ работы органов самоуправления класса;
- Участие класса в общешкольных и классных делах;
- Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе
- Анализ работы с детьми «группы риска»;
- Анализ работы с родителями.
- Сформированность ценностных отношений обучающихся;
- Формирование мотивации к обучению;
- Умение общаться, сознавать свои поступки
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с обучающимися;
наблюдения;
интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Ожидаемые результаты.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников. В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у обучающихся качества:
- Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Творческий подход к любому делу.
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Направление самоанализа | Критерии | Формы |
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся | Динамика личностного развития обучающихся класса | Педагогическое наблюдение |
Состояние организуемой в классе совместной деятельности обучающихся и взрослых | Наличие событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых | Беседы с обучающимися и родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, мониторинг |
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – анкетирование. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых классных дел;
- качеством совместной деятельности классного руководителя и класса;
- качеством организуемой в классе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в классе ученического самоуправления;
- качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы;
- качеством организации предметно-эстетической среды класса;
- качеством взаимодействия школы и семьей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в классе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
мероприятий в 8 классе в рамках реализации Рабочей Программы воспитания
на 2022-2023 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания в классе. 9-11 класс
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Воспитате...
Программы 8, 9 классов с учетом программы воспитания школы.
С 2021г. в соответствии с законодательством необходимо включить элементы воспитательной программы школы в рабочую программу по предемету. Вот примерно так делаем мы в нашей школе....
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре уровень программы базовый для 6 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа (включая программу воспитания) по физической культуре...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
Программа воспитания класса
10 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....