Мастер-класс для молодых учителей «Пути к вершинам педагогического мастерства
материал

Рымаренко Анастасия

Мастер-класс для молодых учителей

«Пути к вершинам педагогического мастерства»

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

Задачи:

  • Создание образа современного учителя.
  • Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.
  • Обсуждение способов достижения мастерства и путей его демонстрации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_k_vershinam_pedmasterstva.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для молодых учителей

«Пути к вершинам педагогического мастерства»

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

Задачи:

  • Создание образа современного учителя.
  • Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.
  • Обсуждение способов достижения мастерства и путей его демонстрации.

Ход  мастер-класса:

  1. Организационный момент

Слайд 1.

- Добрый день! Меня зовут Рымаренко А.А., заместитель директора по УВР в МБОУ СОШ №12 им. И.Х. Тхагушева с. Георгиевское. Мой стаж работы в ОО - 23 года. Я была наставником-педагогом в нашей школе молодому педагогу – учителю английского языка.

- Сегодня я предлагаю вам поработать по теме «Пути к вершинам педагогического мастерства». Данная тема достаточно широкая, попробуем обозначить границы сегодняшнего мастер-класса.

 «Портрет идеального учителя»

Слайд 2

- Попробуем составить портрет современного идеального учителя,образ которого рассмотрим через набор качеств идеальной модели учителя, его коммуникативного имиджа и компонентов внешнего облика.

- Каким вы представляете имидж современного учителя? Имидж – это что?

Ответы.

Слайд 3 

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия ОБРАЗА учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. 

Имидж- это образ личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности.

Учителя – те люди, которые всегда на виду, рядом с ними вс егда находятся ученики, коллеги, родители. Поэтому во внешнем виде учителя должен отражаться его высокий статус.

Слайд 4

Рассмотрим составные части имиджа.

- Первостепенной составной частью имиджа педагога является визуальная привлекательность. Как говорят в народе: встречают по одежке, провожают по уму.

- Что входит в визуальную привлекательность?

Работа по слайду.

- Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы к внешнему виду учителя. Кто может сформулировать общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога?

 (общая идея должна заключаться в том, что в одежде «для уроков» предпочтение, отдается классическим, строгим костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой).

При выборе одежды важную роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в одежде огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше теплые, светлые цвета. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.

Что еще мы можем добавить сюда?

- соответствующая обувь…..

- Важной частью имиджа педагога является его культура речи. Речь должна быть гибкой, грамотной, выразительной и оригинальной.

- Профессиональная компетентность

  •  Владение глубокими и разносторонними знаниями по предмету, вызывает у учеников интерес к предмету, умение разрабатывать оригинальные технологии обучения.
  •  Творческий подход  к процессу обучения и воспитания, постоянное совершенство деятельности.
  •  Методическое мастерство, умение организовать учебный процесс.

Слайд 5

Набор качеств «идеального» учителя

Современный педагог: творческий, талантливый, добрый, справедливый, веселый, спортивный, оптимист…

Учитель должен быть :

Увлечен свои делом, способный к экспериментальной т творческой деятельности….

Слайд 6

Попробуйте составить

образ идеального современного педагога глазами администрации.

Образ идеального педагога глазами учащихся.

Образ идеального педагога глазами родителей.

Слайд 7

-Какого учителя можно назвать успешным?

- Критерии успешности учителя делятся на педагогические, психологические и личностные. Как вы их понимаете?

Слайд 8  -  Рассмотрим данные критерии успешности подробно 

Фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).

Слайд 9

- Из всех значимых качеств учителя мы отберем самые важные и  …

(на 4 листе составляют общий кластер)

- получим портрет идеального педагога.

- Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом,  профессионально развиваясь.

- Как вы думаете, каким образом можно это сделать?

  • выступление на семинарах, конференциях, методических объединениях, круглых столах;
  • проведение открытых уроков, мастер-классов, практикумов, педагогических мастерских;
  • размещение методических материалов в сборниках, журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;
  • рецензирование и издание собственных методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;
  • участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;
  • размещение материалов по обобщению опыта педагога в банке педагогического опыта.

- Кроме этого, наилучшим способом, подтверждающим мастерство педагога, являются результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различной направленности, а так же результаты государственной итоговой аттестации.

Рефлексия и заключение

- Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания.

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь

бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.

- Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью современной России.

Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами.

Подведем итоги нашего мастер-класса:

Помните: учитель всегда должен оставаться молодым!

  1. Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом.
  2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать другим людям улыбкой.    
  3. Быть успешными и профи своего дела.

Слайд11

Всем спасибо за продуктивную работу. Желаю успехов и профессионального совершенства. До свидания.

 «Личностные критерии успешности учителя»

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают “профессиональную” окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило “ТРИ О”: Общение — с хорошей литературой, искусством, природой; Общение — с интересными людьми, любовь, дружба; Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою “Внешнюю” и “внутреннюю” биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: “На уроке скучно!”

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А.Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение — то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

 «Психологические критерии успешности учителя»

Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. “Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй критерий — сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. “Науку — писал Герцен, — надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее. И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не “отбыть” обучение, а “прожить” его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий — взаимоотношения в системе “учитель -ученик”. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой поря

поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.

Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

- как на уроке создана установка быть внимательным;

- как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); - как организовала смена видов деятельности на уроке;

- как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

- как организовала активность учащихся на уроке;

- как организовала деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.

Умение заходить к классу

1. Раньше времени выясните, в каком кабинете соответственно расписанию вы будете проводить занятие, особенно когда это связано с заменами уроков.

2. В каждом классе подберите себе помощников, которые бы под вашим руководством готовили к урокам необходимые учебные принадлежности .

3. Во время перерыва отберите все материалы, нужные вам для конкретного урока.

4. Осмотрев себя перед зеркалом, после первого звонка на урок выходите с учительской и направляйтесь к классу.

5. Подождите второго звонка, дайте возможность всем ученикам зайти в классную комнату.

6. Журнал, тетрадь, учебник держите в левой руке, а правой отворяйте дверь. Не оборачиваясь, правой рукой за собой закрывайте дверь.

7. На вашем лице должно быть выражение удовлетворения и едва заметная улыбка: вы рад встречи с воспитанниками.

8. Уверенным шагом идите к рабочему столу, на протяжении двух-трех секунд внимательно осмотрите класс, чтобы охватить взглядом всех учеников и психологически настроить их на учебную деятельность.

9. Зайдя к классу, не забудьте поздороваться.

Памятка

  • Приходите к кабинету за несколько минут до звонка, чтобы убедиться, все ли готовое к уроку, хорошо ли расставлена мебель, подготовлена наглядность. Заходите в класс последним. Приучайте учеников, чтобы они организованно поприветствовали Вас. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это шло каждый раз все меньше и меньше времени.
  • Энергично начинайте урок. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашней задачи?» - это приучает учеников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять.
  • Привлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением.
  • Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем ученикам, которые занимаются на уроке посторонними делами.
  • Указывайте ученику, над чем ему следует поработать, чтобы получить высшую оценку.
  • В конце урока дайте общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети ощутят удовлетворение от результатов своей работы. Старайтесь замечать недисциплинированных учеников, но не делайте это весьма часто. Заканчивайте урок сразу после звонка. Напомните об обязанностях дежурного.
  • В случае недисциплинированности учеников старайтесь обходиться без помощи других. Помните: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст вам пользы, а быстрее навредит. За поддержкой лучше обратитесь к классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Мастер-класс бәйгесе өчен бәяләмә (оценка педагогической деятельности )

Ана теле һәм әдәбияты укытучыларының Бөтенроссия күләмендә үткәрелә торган “Туган тел” мастер класс бәйгесенә Совет районы 175 нче гомуми урта белем бирү мәктәбенең  югары  квалификацио...

Мастер-класс "Выгодно ли брать кредит?" Проблемный диалог. Материалы педагогического совета.

Презентацию можно использовать для уроков экономики в 8-11 классах...

Методический квест с воспитателями ОУ "Восхождение к вершинам педагогического мастерства"

Потенциал педагогического коллектива – это, прежде всего, желание членов коллектива работать и творить, осваивать новое, не забывая хорошие наработки, а также желание и умение быть сплоченными....