Культура Индии-ОДНКР 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Мациевская Светлана Ивановна

Подробные консперты уроков для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_indii-odnkr_5.docx21.59 КБ
Файл urok_orkse_4.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мациевская С.И., учитель, ОДНКР-5 класс

План урока: 

  1. Религиозные верования древних индийцев
  2. Возникновение Буддизма. Буддизм – мировая религия.
  3. Письменность и научные знания
  4. Искусство Древней Индии.

Цель урока: 

  1. Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии, достижениях индийцев, используя опорный конспект и методы работы с ним.
  2. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к представителям разных религиозных конфессий. Уважительному отношению к достижениям разных народов мира.

Цель урока для учащихся: 

  1. Я узнаю на уроке о культуре Индии, достижениях древних индийцев, новой религии – Буддизм.
  2. Я научусь быстрее запоминать материал с помощью опорного конспекта.

Оборудование урока: 

  1. Демонстрационный материал: коллажи Буддизм – мировая религия; Культура Индии.
  2. Опорный конспект по теме Культура Индии (для доски)
  3. Опорные конспекты на парты (по количеству учащихся).
  4. Отрывки из Древнеиндийских литературных произведений.
  5. На доске: термин - мировая религия; дата VI в до н.э.- возникновение Буддизма.

Ход урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами узнаем о культуре сказочной страны.

Звучит музыка. Исполнение индийского танца. (Танец готовится заранее, как опережающее задание).

Индианка передаёт учителю послание древних индийцев учащимся XXI века - опорный конспект по теме урока (Рисунок 1). У меня в руках послание древних индийцев. Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании?

Тема нашего урока: Культура Индии. На уроке мы с Вами узнаем о культуре Индии, достижениях индийской цивилизации, а поможет нам в этом послание , которое поможет нам быстрее запомнить новые знания. В конце урока мы ответим на вопрос: как достижения индийцев помогают нам в повседневной жизни, с какими областями знаний они связаны.

Для того, чтобы нам отправиться по дороге знаний, необходимо проверить достаточен ли Ваш багаж знаний. Вам предстоит ответить на ряд вопросов. На сегодняшнем уроке Вы сами поставите себе оценки. Для этого за каждый правильный ответ Вы будете ставить у себя на листочках особый знак – знак поощрения кружок любого цвета. Каждый, кто за урок набирает более 5 кружков получает оценку “5”, 4 кружка – оценка “4”, а кто наберёт меньшее количество кружков получит знания, которые в дальнейшем помогут ему.

Проверка домашнего задания ( проводится в форме викторины):

1. Как вы думаете, что такое культура?

2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

3. Когда возникло государство в Древней Индии? (III век до н.э.)

4. Как звали первого царя Древней Индии? (Ашока).

5. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (касты, варны)

6. На какие варны (касты) делилось индийское общество? (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, шудры – слуги).

7. Можно ли было переходить из одной варны в другую?

Давайте посмотрим на послание, которое нам передала индианка. Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное - нет. Нам нужны знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке.

Кто такие арии? (Это кочевники, проникшие в Индию в III тыс. до н.э.)

Арии принесли в Индию свою религию. Они считали, что душа умершего человека может вселиться в любое тело, будь то животное или человек. Кем именно станет человек, зависит от того, каким он был прежде. Религию Ариев переняло большинство населения Индии. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Они верили, что в любом из них может обитать душа человека, который в прежней жизни был их предком, родственником или другом. Поэтому в Индии были священные животные.

Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Особо индийцы почитали Слона и Корову.

С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. после объединения Индии под властью царя Ашоки, который был последователем этого учения, буддизм получил распространение по всей Индии, а после этого религия распространилась по всему миру, став мировой религией.

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм одно из самых главных.

Основателем этой религии считают Сиддхарта Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить в “розовом свете”. Он думал о смысле жизни, о том как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

Основу данного учения составляют “четыре возвышенные истины”.

  • всё есть страдание
  • страдание имеет причину
  • страдания могут быть устранены
  • существует путь, который ведёт к устранению страданий

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

  • нельзя убивать никакое живое существо
  • нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям
  • нельзя платить злом на зло
  • прощать все обиды

Надеяться человек должен не на богов, а на самого себя, ведя праведный образ жизни. Даже Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно.

Индийцы, подобно другим народам считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга или прядь волос, будто бы принадлежащая богу). Для хранения этих предметов строились ступы. Это были небольшие земляные холмы, которые впоследствии обкладывались камнем или кирпичом.

Высшими ценностями Будда провозгласил:

  • равенство всех людей и мир между ними
  • осуждение любых военных столкновений
  • развитие изобразительного искусства, музыки, танца.

Древние индийцы создали и передали человечеству многие достижения которыми мы пользуемся и сегодня. Какими достижениями мы пользуемся сегодня? Давайте вновь обратимся к нашему посланию. Я Вам расскажу историю, а Вы постараетесь ответить о чем рассказывает путешественник.

- Индия - удивительная страна, там на кустах растет белая шерсть, индийцы срезают ее с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани… А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне и он становится твердым и более сладким чем пчелиный мёд.

Может быть это неправда. Скажите, что это такое.

Это хлопок и сахар. Вот почему индийцы в своём послании обратили наше внимание на это.

Но кроме этого на нашем послании мы видим шахматные фигуры. Может быть Вы подскажите в чём загадка?

- Ответы учащихся.

А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей.

Что ещё мы можем сказать об индийских достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря ему легче производить арифметические действия.

Кроме достижений в математике древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Самые значительные из них

Поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”.

В первой из них рассказывается о многолетней борьбе между двумя семьями раджей Пандавами и Кауравами.

Во второй поэме “Рамаяна” рассказывается о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царём демонов и победившего его.

В своих литературных произведениях нашли отражения отголоски исторических событий происходивших на территории Древней Индии.

Перед вами отрывки из литературных произведений Древней Индии. Прочитайте и скажите, о каких жизненных ценностях говорят нам индийские авторы. (Приложение 1).

Давайте посмотрим на послание древних индийцев. Поможет ли оно рассказать нам о тех достижениях индийцев, которыми мы пользуемся сегодня. Поможет ли оно распутать клубок знаний и ответить на наш главный вопрос : как достижения индийцев связаны с разными областями знаний.

Ответы детей, обобщающие пройденный материал.

Таким образом, жители Древней Индии создали замечательную культуру, совершили множество открытий, которыми мы пользуемся в нашей жизни. В Индии возникла одна из мировых религий – Буддизм.



Предварительный просмотр:

Мациевская С.И., учитель МБОУ «Орловская ООШ»

Урок по ОсРКиСЭ

Тема: Христианство - мировая религия.

II. Формулирование проблемы.

3 мин

– Сформулируйте тему и цель урока. ( Тема: Христианство.

Цель: познакомиться с христиантвом как мировой религией и её распространением на Земле.

На доске зашифрованы слова ХРИСТИАНСТВО и НАПРАВЛЕНИЕ

(расшифровать используя нумерацию букв в алфавите)

5-6 мин

– Давайте составим план урока. (План-алгоритм написан на доске и показывается после совместного обсуждения)

-УЗНАВАТЬ НОВОЕ

-Практиковать новое ( это учитель помогает)

-Делать сравнительный анализ по диаграмме Вена.

-Анализировать информацию

-Работать с таблицей и диаграммой.

Сегодня я Вам предлагаю заработать оценки с помощью жетончиков. ( кто заработает 5 жетончиков получает -5, кто 4-4, кто-3-3, отрицательная оценка-отсутсвует, учитель сам по мере ответа выдаёт жетоны)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.

У каждого пункта плана есть своя задача.

- Сегодня я предлагаю побыть религоведами. Кто такие религоведы? Посмотрим в словарь. ( Групповая работа)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебного текста

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

III. Развитие умений.

9 мин

( ПО 3 МИН НА КАЖДОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

У каждого пункта плана есть своя задача.

1 задача;

При узнавании нового Вам нужно заполнить диаграмму Вена: найти общее и различное между направлениями христианства.

( К доске выходят ученики, которые подготовили материал дома и рассказывают о направлениях христианства: католичество, протестанство, православие)

ЭФУ:

2 МИН

Проверка диаграммы Вена: фронтально спросить:

Что общего? Что различного? ( дети делают вывод )

( показывают значки готовности)

Переходим ко второму этапу нашего плана-алгоритма.

5 МИН

2 задача: давайте попробуем сделать практическую работу.

ЭФУ

Поделить учащихся на группы: Назовите и напишите страны, где проживает большее количество христиан. Отвечает та группа, которая быстрее всех справится с заданием.

Физ минутка: минутка релаксации. 2 МИН

5-6 МИН

3 задача: Определить и сравнить между собой число христиан в разных частях света.

Перед каждым учеником лист с таблицей.

Проверка проходит в парах. 1-2 МИН

3 МИН

Задача 4. Определить приблизительно какая часть относится к католикам, какая к протестантам. Работа с диаграммой.

Учитель предлагает взаимопроверку.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

IV. Итог урока

Рефлексия.

5 МИН

– Вспомните, какая была цель урока? ( Христианство-мировая религия)

Давайте составим синквейн к слову « Христианство»

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Сегодня на уроке я узнал…..

Мне понравилось…..

Хотел бы больше узнать…..

Рефлексия «Уборка в доме»: Корзина, Чемодан, Мясорубка: дети сами подходят к доске и прикрепляют магнит к понятиям уборки и сразу выходят из класса.

-Знакомство с направлениями христианства и его рапространением на Земле.

-Развитие сравнительного анализа у детей.

-Развитие коммуникативности детей

        

Таблица: Число последователей христианства

Часть света

Число последователей

Европа

Около 550 миллионов

Америка

Около 770 миллионов

Азия

Около 350 миллионов

Африка

Около 470 миллионов

Австралия и Океания

Около 25 миллионов

- В какой стране меньшее количество христиан? ( подчеркни красным цветом)

-В какой стране большее количество христиан? ( подчеркни синим цветом)

Используемая литература: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Автор(ы): Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др.

Линия УМК: УМК "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 4 кл. 

Автор(ы): Шемшурина А. И.

Линия УМК: УМК "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 4 кл. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...

Конспект урока по физической культуре в 4 классе, 3 четверть на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)

Конспект урока  на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "тестирование прыжка в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "тестирование прыжка в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему : "Веселые старты", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (2 класс)

Конспект урока  по физической культуре в 2 классе, 3 четверть  на тему : "Веселые старты", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (2 класс)...