Разработка мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка
Разработка мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
Автор: Шабалдина Е.В.
Цель: формирование у обучающихся нравственных жизненных ориентиров, положительного отношения к окружающим людям, ответственности за свои поступки.
Задачи:
- помочь осознать, что прощение – необходимая черта характера;
- познакомить со сложными жизненными ситуациями и путями их решения;
- способствовать развитию речи, отстаивать свою точку зрения;
- установить атмосферу дружелюбия в классе.
Планируемые результаты занятия:
Личностные:
- применение приобретённых знаний и умений в дальнейшей жизни:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цель занятия, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности;
- умение оценивать результаты деятельности, собственные возможности ее решения;
Познавательные УУД:
- умение результативно мыслить и работать с информацией из рассказа учителя, из материала презентации, личного опыта общения со сверстниками;
- самостоятельное выполнение творческих заданий;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
-умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение оформлять свои мысли в устной речи.
Форма проведения: открытый диалог с элементами игры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация
План занятия:
Пускай поможет нам Всевышний
Внутри гордыню усмирить,
Друг друга, наконец, услышать,
По – человечески простить!
( 2 слайд)
1.Вступление. Обучающиеся и учитель сидят по кругу.
Слово воспитатель. - Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятие. Наша встреча пройдёт в виде открытого диалога. Не случайно предлагаю такую форму общения – круг. В кругу проще вести открытый разговор, диалог. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия защищённости.
Постарайтесь, пожалуйста, не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Пусть ваши сердца почувствуют доброту и радость от нашего общения. Основное правило нашего разговора – отстаивая своё мнение, не забываем уважать мнение другого.
2.Введение в тему беседы.
Слово воспитателя:
- Наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения, которое поможет вамсформулировать тему нашего классного часа.
Включается аудиозапись стихотворения Екатерины Лисовой
« Уметь прощать - особый дар от Бога».
( 3 слайд)
Уметь прощать… Особый дар от Бога
Не на словах, а, главное, в душе…
Простить и отпустить, не потому что надо,
а потому, что так умеешь ты в своей судьбе…
Прощать и знать, что все осталось в прошлом.
И боль, обида испарились, унеслись…
В душе и сердце нежность и забота.
Ты только знай, не стоит портить жизнь…
Уметь прощать… Особое искусство
Не каждому дано, не каждый им владеет.
В глаза взгляни, пойми пусть и не четко,
что сердце таять и любить давно уже умеет…
Душа открыта для добра и света.
Она зовет нас встретить вместе миг рассвета.
И песню утреннего солнца нам споет.
Нас обязательно поймет, простит и поведет…
И научившись истинам великим,
ты постарайся свет добра в судьбу впустить.
И постарайся дать ответ, душою не кривя:
А сможешь ты простить и не предать себя?
Уметь прощать… Особый дар от Бога
Ни на словах, а, главное, в душе…
Уметь прощать, не принуждая себя строго…
И, главное, понять, что это нужно и…тебе…
- Ребята, как вы думаете, о чем будет беседа? (4 слайд)
Какова цель нашего классного часа?
(Ответы обучающихся ).
- Да, разговор будет о таких простых словах, как прости и извини.
В каких случаях мы произносим эти слова?
(Ответы обучающихся ).
3.Беседа по теме классного часа.
- В жизни каждого из нас присутствуют моменты, когда обижаем мы или обижают нас. Давайте поговорим о том, что такое умение прощать и что даёт прощение тем, кто нас обидел.
Порой люди оскорбляют, унижают, обманывают друг друга, не желая этого. Но всё же в наших силах есть главное – уметь прощать и просить прощения.
- Что чувствует человек, которого обидели?
(Ответы обучающихся )
- Что чувствует тот, кто обидел?
- обучающихся ) (5 слайд)
- Иногда простить друг друга бывает легко, а порой очень трудно. Обида гложет человека, не даёт свободно общаться людям. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.
Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
(Ответы обучающихся )
- Нужно отпустить обиды и обидчика. Поверьте, впереди ждёт большая и интересная жизнь. Негативные виды эмоций – обида, злость, агрессия, гнев, зависть, жадность и другие – это лишний груз, не позволяющий свободно лететь к своим желаниям и воплощать в жизнь свои мечты. Поэтому нужно перестать жить прошлым, ведь обида произошла когда – то. В этой жизни ошибаются все, и вы не являетесь исключением. Возможно, и вы когда – то нечаянно кого – то обидите и будете просить прощения. Простите и прощены будете. (6 слайд)
Тот, кто прощает, получает Божье благословение. Вторая Заповедь Иисуса Христа учит нас как нам относиться друг к другу: « Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Существует даже такой праздник, при котором все просят друг у друга прощения – Прощёное Воскресенье.
Ребята, слышали про такой праздник?
(Ответы обучающихся )
Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться.
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!». Используйте такую возможность, если хотите сделать первый шаг.
- А сейчас, ребята, послушайте песню «Прощеное Воскресенье» в исполнении Елены Ушаковой, слова Станислава Александровича Золотцева. (включить аудиозапись песни).
(7 слайд)
- Воскресенье.
С детских лет по натуре и по сердцу мне
Больше всех наших праздников разных
Воскресенье, которым в родной стороне,
Завершается масленый праздник.
В этот день и друзья, и враги, и родня,
Говорят за блинами и чаем:
- Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою друг друга прощаем.
Посмотри – как земля истомилась в зиме,
Как душа в озлобленье устала.
Неужели не ясно, что жить на земле
Нам досталось немыслимо мало?
Надо жить, хрупких наших сердец не казня,
Как бы ни было горько и туго…
- Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою прощаем друг друга!
Сколько за год печалей случилось у нас,
Сколько всяких обид накопилось.
Так давай мы забудем их тяжкий запас,
Совершая прощенье и милость.
Пусть спадает с сердец ледяная броня.
Пусть весна хлынет синим прибоем.
- Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы друг друга прощаем с тобою…
- Понравилась песня? Очень хорошая песня со смыслом, что люди должны друг друга прощать.
4.Прощёное Воскресение в стихах поэтов
В стихотворении «Заповедь» поэт Р. Киплинг пишет:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
А поэт Андрей Дементьев написал:
Среди печали и утех,
Наверно, что-то я не видел.
Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел.
Когда бы это ни случилось –
Вчера лишь... Иль давным-давно,
Ушла обида иль забылась, –
Прошу прощенья все равно.
Борис Пастернак говорит:
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушие лечит, как бальзам;
Кровь на Кресте за всех была пролита;
Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!
Василий Рассветов пишет о Прощеном воскресении и просит друга простить себя за довоенное:
А вот и масленицы нет...
Тепло любимых - клад в горсти!
Великий Пост - Высокий Свет!
За всё, мой друг, меня прости!..
Сегодня мы в прифронтовой...
Врага, мой друг, не пропусти!
Плечо к плечу теперь с тобой -
За довоенное прости!..
Плоды Добра? Наверно, есть...
Пора в земном нам отцвести!?
Сейчас за Бога примем месть...
Мой друг, с Креста прошу: - прости!..
Поэт Евгений Сухарев пишет:
Прощенья день. Мы выбросим
Обиды на друзей!
Помилованье выпросим?
«Прости меня скорей…»
Чистой слезой умоемся,
Души очищая,
И на пост настроимся -
Терпеть до мая.
А как светло пишет об умении прощать Людмила Деева.
Прощаю. Всё тебе прощаю.
Перед любовью обещаю
Я бросить в Память чудо-семя
Добра, признанья, вдохновенья.
Прощаю. Всё тебе прощаю.
И сердцем небо заклинаю,
Хранить тебя в любой дороге,
От бед, потерь и от тревоги.
От тайных мук освобождаю,
И равновесье возвращаю.
Прощаю.
Всё тебе прощаю.
Светлый праздник Прощеное воскресение вдохновлял и вдохновляет многих поэтов писать о самой человечной способности: умении просить прощение.
Чтение притчи о прощении. (8 слайд)
- Сейчас я расскажу вам две небольшие притчи о прощении.
- пожалуйста.
Притчи о прощении.
Как-то пошел один раз бедняк на базар, купить мешок муки. Вернулся с базара и обнаружил, что вместо муки ему подсунули мешок с камнями. Знал он, кто это сделал, но не стал возвращаться и требовать справедливости. Он просто простил этих людей.
Прошло около тридцати лет и однажды к нему постучались. Он открыл и увидел на пороге двух немощных стариков.
- Мы те, кто тридцать лет назад обманули тебя, подсунув тебе вместо мешка муки – мешок камней. И мы хотим попросить у тебя прощения.
- Я узнал вас и давно, еще тридцать лет назад, простил и жил с чистым сердцем.
- А мы, все эти тридцать лет носили эти камни в душе \
2.
- Учитель, скажите, почему заповедано не гневаться и прощать обиды?
- Скажи, а хорошо ли у тебя на сердце, когда ты гневаешься? – спросил Учитель.
- Нет.
- А хорошо ли тем, на кого ты гневаешься?
- Думаю, что нет.
- А когда тебе и другим плохо, разве это хорошо?
- Не хорошо, - грустно ответил ученик.
- Тогда прощай, чтобы тебе и другим было хорошо, - с улыбкой ответил Учитель.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему учат нас эти притчи?
( Обучающиеся высказывают свои мнения).
- Да, умение просить прощения и прощать – признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца.
6. Тренинг. Закончи предложение.
- Давайте проведём с вами небольшой тренинг. Необходимо закончить начатое предложение: « Простить – это значит...»
( Ребята участвуют в тренинге по кругу, начинает учитель).
- Игра «Сердце класса». (9 слайд)
Заранее вырезается из красного картона большое сердце. Повесить сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон.
Слово воспитателя
- Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку.
Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса».
(Воспитатель должен проконтролировать то, что собираются записать участники).
8. Рефлексия.
Слово воспитателя:
- Есть такая традиция: при расставании встать в круг и взяться за руки.
( обучающиеся встают и берутся за руки )
Воспитатель раздаёт заранее приготовленные строчки стихотворения.
читают по строчке (по кругу). (10 слайд)
Улыбнись, если дождь за окном не кончается.
Улыбнись, если что – то не получается.
Улыбнись, если счастье за тучами спряталось.
Улыбнись, если даже душа поцарапалась.
Улыбнись, и увидишь, тогда всё изменится.
Улыбнись, и дождь пройдёт, и земля в зелень оденется.
Улыбнись, и печаль стороной пройдёт.
Улыбнись, и душа расцветёт
Воспитатель: Научитесь прощать… (11 слайд)
Это может не каждый.
Не таите обид…
Этот грех не для Вас.
Отпустите, простите.
И увидите скоро,
Мир прекрасен и нежен,
Как и каждый из нас.
Лучше в сердце любовь,
Чем проклятье и злоба…
Ведь однажды простив,
Станешь в сто крат добрей.
Это в жизни так важно,
Это в жизни поможет.
Не терять…ни любимых,
Ни добрых друзей.
- Ребята, я получила огромное удовольствие от общения с вами. Спасибо вам! И на память я хочу подарить вам сердечки – советы, пусть они помогут вам не потеряться в этом мире.
Запомни!
1.Каждый может совершить ошибку.
2.Совершив ошибку, умей её признать.
3.Прости и будешь прощён.
4.Прощение уничтожает злобу и агрессию.
5. Прощение спасает от одиночества.
6.Прости, и твоя душа будет светлее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно - нравственном воспитании(1 слайд) Прежде чем начать говорить о роли внеклассных и общешкольных мероприятий в ...
Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды»
Цели мероприятия:1) Дать учащимся представление об основе многих народных и церковных праздников.2) Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.3) Воспит...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида с использованием презинтации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....
План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 МБОУ СОШ №4 г.Льгова
план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 Цикл классных часов по правовой грамотности:«Наши права и обязанности»«Что такое хорошо и что такое плохо»«Уроки милосердия и доброт...