ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОГСЭ.01 Основы философии
методическая разработка

Денисенко Вивьен Махмутовна

 В данных дидактических материалах для самостоятельных работ по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии, предусмотрены задания в соответствии  с рабочей программой ОГСЭ.01 Основы философии 1 курс (после 11 класса), 2 курс (после 9 класса). (1-2 семестр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy._ogse.01osnovy_filosofii.docx71.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ОГСЭ.01 Основы философии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Квалификация: Медицинская сестра/ медицинский брат

Курс 1  Семестр 1-2

Москва 2023


Автор:

Денисенко В.М. – преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5».


  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

«ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Название темы

Кол.во часов

1.

Философия и её роль в  жизни человека и  общества

1

2.

Философия Древней Индии

1

3.

Философия Древнего Китая

1

4.

Становление философии в Древней Греции

1

5.

Классический и завершающий периоды античной философии

1

6.

Средневековая философия

1

7.

Философия эпохи Возрождения

1

8.

Философия Нового времени

1

9.

Немецкая классическая философия

1

10.

Постклассическая философия XIX - XX веков

1

11.

Развитие философии в средневековой Руси

1

12.

Русская философия XVIII - XIX веков

1

13.

Философия русского космизма

1

14.

Онтология - учение о бытии

1

15.

Теория познания

1

16.

Философская антропология

1

17.

Этика - философия морального поведения

1

18.

Медицинская этика

1

1.Философия и её роль в  жизни человека и  общества

Задание 1: Прочитайте фрагмент из работы Х. Ортега-и-Гассета «Что такое философия?» и ответьте на вопросы:

1) Какое определение дает философии Х. Ортега-и-Гассет?

2) Каким важнейшим признаком наделяет автор любую философскую проблему и что он под этим подразумевает?

3) Каким образом специфика проблем, стоящих перед философией, делает ее «основной потребностью нашего разума»?

4) Как рассматривает философия свой предмет? Какова конечная цель философского размышления?

***

                   Первым приходит на ум определение философии как познания Универсума <…>. Формально я понимаю под Универсумом «все имеющееся». То есть философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своем обособленном и, так сказать, отдельном существовании, – напротив, его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи – то, что ее отделяет от других вещей или объединяет с ними: ее место, роль и разряд среди множества вещей, так сказать, публичная жизнь каждой вещи, то, что она собой представляет и чего стоит в высшей публичности универсального существования <…>.

Когда мы спрашиваем, что такое «все имеющееся», у нас нет ни малейшего представления о том, чем окажется это имеющееся. О философии нам заранее известно одно: что имеется и то, и другое, и третье, и что это как раз то, чего мы не ищем. Мы ищем «целое», а то, что перед нами, всегда не целое. Об этом последнем нам ничего не известно, и может быть, среди всех этих фрагментов, которые у нас уже есть, нет наиболее для нас важных, важнейшего из всего, что имеется... …все существующее и находящееся здесь, данное нам, присутствующее, явное – это, в сущности, только кусок, осколок, фрагмент, обрубок. Глядя на него, нельзя не заметить, не почувствовать его изъяна. В любом данном нам бытии, в любом явлении мира мы обнаруживаем глубокий след излома, свидетельство того, что это часть и только часть, мы видим рубец его онтологического [здесь: бытийственного. – Авт.] увечья, к нам вопиют страдания калеки, его тоска по отнятому, его божественная неудовлетворенность

Весь этот зал в целом присутствует в нашем восприятии. Он кажется – по крайней мере нам – чем-то законченным и достаточным. Он состоит из того, что мы в нем видим, и ни из чего более… Но если затем мы, покидая этот зал, обнаружим, что за его дверями мир кончается, что дальше за этим залом нет ничего, даже пустого пространства, наш потрясенный разум испытает шок… Вероятно, в нашем восприятии рядом с явным присутствием видимого нами интерьера скрыто присутствовал общий фон, исчезновение которого мы не можем не заметить. Иными словами, этот зал даже в непосредственном восприятии не был чем-то законченным, а был лишь первым планом, выступающим на общем фоне, который мы имели в виду, который в виде скрытого дополнения уже существовал для нас, обрамляя то, что мы на самом деле видели. Этот общий окружающий фон сейчас не присутствует, а соприсутствует. И в самом деле, всякий раз, когда мы видим нечто, это нечто появляется на скрытом, темном, огромном фоне смутных очертаний, и это есть просто мир, фрагментом, осколком которого он является…

То же происходит с реальностью внутри нас, с нашей психикой. В каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия: возникающие у нас в этот миг мысли, испытываемые нами страдания, бледный образ, рисуемый нашим воображением, чувство, во власти которого мы теперь находимся, – лишь эту жалкую горстку вещей встречает наш взгляд, обращенный внутрь; вместо себя мы видим лишь плечо, заслоняющее наше полное настоящее Я, которое скрыто от глаз, подобно лежащей внизу долине или горе, заслоненной другими горами…

Таким предстает перед нами мир: он не самодостаточен, не служит основанием для собственного бытия, а кричит о том, что ему не достает, провозглашает свое не-бытие, вынуждает нас философствовать; ведь философствовать – значит искать целостность мира, превращать его в Универсум, придавая ему завершенность и создавая из части целое, в котором он мог бы спокойно разместиться. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. – С. 77, 86 – 87, 97 – 99.

Задание 2. Составить глоссарий по предложенным понятиям.

мировоззрение, мифология, религия, философия, онтология, гносеология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, рационализм, иррационализм, диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика

Задание 3. Заполнить таблицу «Функции философии»

Название функции

Характеристика

1.

Мировоззренческая

2.

Познавательная

3.

Методологическая

4.

Логическая

5.

Ценностная

6.

Гуманистическая

7.

Эвристическая

8.

Эстетическая

9.

Практическая

10.

Культурно-транслирующая


2.Философия Древней Индии

Задание 1. Подготовить презентацию на выбранную тему.

  1. Философские традиции Индии.
  2. Индуизм и классическая индийская философия.
  3. Миманса и веданта.
  4. Особенности развития медицины в Древней Индии.
  5. Особенности китайской философии и основные категории.
  6. Конфуцианство – этико-социальная философия.
  7. Даосизм – основные идеи.
  8. Легизм – школа законников.
  9. Моизм.
  10. Особенности развития медицины в Древнем Китае.
  11. Философия йоги. Руководство для совершенствования человека.
  12.  «Книга перемен» в древнекитайской философии и в современной
  13. культуре.
  14.  Влияние древнеиндийской философии на европейскую культуру.

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2.Количество слайдов должно быть не более 15;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах

базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4…n слайд – Основная часть;

5. ….слайд – Заключение (выводы);

6… слайд – Список основных использованных источников;

7. … слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил,

Правила шрифтового оформления:

1.Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3.Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения

ключевой информации и заголовков;

4.Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1.Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации;

2.Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий,

бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4.Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1.Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).


3. Философия Древнего Китая

Задание 1. Заполнить таблицу по теме «Основные философские школы Древнего Востока».

Название

 философской школы

Основоположник

Общие характеристики

Конфуцианство

Даосизм

Моизм

Легизм

Задание 2: Ответить на вопрос по тексту.

1.Выявить различия даосизма и конфуцианства в содержании исследуемых ими проблем.

В период с V—III вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие ки­тайской философии. Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм — школа законников (Шан Ян).

 Центральной идеей даосизма была теория дао. Основоположником даосизма с читают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово «Дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и чело­веческого поведения. Обычно его переводят как «путь». В философии Лао-цзы обращается внимание на единство чело­века и неба. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, — следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубле­ние, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По те­ории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма — теория недеяния.

 Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ри­туалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). концепции был Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

Основные проблемы философии Конфуция: система этических норм, политические вопросы, поведение личности, общественное управление.

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Япо­нии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе сво­его общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций при­шел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. И в центре его учения оказался человек— венец приро­ды, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.

Главные принципы конфуцианства:Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим»;принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал; принцип «чжэн-мин», т. е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын»; Принцип «цзгонь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназна­чение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором; Принцип «вэнь», т. с. образованность, просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим; Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возра­сту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если чело­век правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добива­ется успехов. Если человек добр, он может использовать других»;Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный ав­торитет правительства. Правители должны вносить в жизнь по­рядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алч­на, то и люди не станут воровать».

Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социаль­ной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

4.Становление философии в Древней Греции

Задание 1. Подготовить презентацию на выбранную тему из списка:

  1. Фалес Милетский
  2. Анаксимандр
  3. Анаксимен
  4. Гераклит Эфесский
  5.  Диоген
  6. Аполлонийский
  7. Ксенофан
  8. Пифагор Самосский
  9.  Парменид из Элеи
  10.  Эмпедокл из Агригента
  11. Анаксагор из Клазомен
  12. Левкипп
  13. Демокрит
  14. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2.Количество слайдов должно быть не более 15;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах

базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4…n слайд – Основная часть;

5. ….слайд – Заключение (выводы);

6… слайд – Список основных использованных источников;

7. … слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил,

Правила шрифтового оформления:

1.Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3.Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения

ключевой информации и заголовков;

4.Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1.Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации;

2.Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий,

бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4.Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1.Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).


5. Классический и завершающий периоды античной философии

Задание 1. Заполнить таблицу «Основные философские школы Древней Греции».

Название философской школы

Имена философов

Основные идеи

Милетская школа

Пифагорейский союз

Элейская школа

Атомисты  

Софисты

Скептики

Задание 2. Заполнить таблицу «Античная философия: ее периодизация, представители.

Этап развития

Основной представитель

Направленность размышлений

Досократический

Классический

Эллинистический


6. Средневековая философия

Задание 1. Заполнить сравнительную таблицу «Средневековая философия Запада и арабо-мусульманская философия »

Критерии сравнения

Философия Средневекового Запада

Философия арабо-мусульманская

1.уровень развития

2.философские идеи

3.философы

1. Общий духовный климат Средневековья

Средневековье в Западной Европе - это тот исторический период, который пришел на смену античности. Он начался примерно в первые столетия новой эры и просуществовал примерно до XV века. На арабском Востоке он наступил несколько позже, а в России - еще позднее.

Во всем обществе царила строгая иерархия. Общество венчалось государством с королем во главе. В средние века существовала еще одна иерархия и она стояла над этой - светской - иерархией. Это иерархия христианской церкви, на вершине которой стоял папа. Церковь задавала всему обществу и каждому индивиду общие жизненные ориентиры и строго следила за тем, чтобы их придерживались. В качестве инструментов такого задания и контроля были - соответственно - проповедь и исповедь.

Церковь воспитывала в верующих любовь к Богу, Иисусу Христу, Деве Марии, апостолам и святым и презрение к чувственно воспринимаемому миру, к мирским потребностям и радостям, к своему телу и желаниям. Все это считалось греховным. Главное в человеке душа. Главная цель земной жизни человека - спасение души.

Складывается христианское богословие. Богословие - это обоснование вероучения посредством философии и отчасти науки. Богословие за основу брало Писание, т.е. Ветхий и Новый Завет, и с помощью логических средств стремилось построить целостную систему.

В формировании и развитии христианского богословия принято выделять два основных этапа: 1) патристика (от латинского слова pater - спец) - так называемое учение отцов церкви и 2) схоластика (от греческого “scholastikos” - “школьный” или “ученый”). С этими этапами тесно связаны и этапы развития средневековой западноевропейской философии.

Следует отметить, что особенность этой философии - тесная связь с религией и богословием. Это также верно и для Ближнего Востока. Поэтому характерными особенностями средневекового мышления вообще, философского в частности, являются ориентация на традицию и обращенность к прошлому.

2. Философия периода патристики

Патристика охватывает период со П-го по VIII-й века. Виднейшими представителями христианской патристики были Тертуллиан, Ориген и Августин. Тертуллиан (около 160 - после 220 г. н.э.) был ярким приверженцем религии. Он безоговорочно ставил веру выше разума.

Тертуллиан полностью признает складывавшееся в христианском мировоззрении представление о сотворении мира Богом из ничего.

Тертуллиану приписывается выражение: “Верую, потому что абсурдно”.

Следующий крупный представитель патристики - Ориген (около 185 - 254 гг.). В своем учении он сохранил элементы неоплатонизма, разработал учение о трех смыслах текстов Библии -буквальный, моральный, философский.

Ориген - первый, кто попытался на основе предпосылок христианской религии построить целостную философскую систему. Он утверждал, что наш мир - не первый и не последний. До нашего мира существовали и другие сотворенные миры, и после нашего мира еще будут сотворены новые.

Наиболее выдающимся деятелем патристики был Аврелий Августин, признанный в православии Блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Годы жизни 354-430 годы. Его основное сочинение “О Граде Божьем”, “Исповедь”, “О Троице”. Главное действующее лицо в учении Августина - это Бог. Основное отношение во всем мироздании - это отношение Бога и человека, но главное в отношениях между ними - отношения после греха.

Он развивает учение о творении природы и вообще мира Богом из ничего актом свободной воли. Будучи творцом природы, Бог является и творцом порядка в ней.

Весь сотворенный Богом мир полностью и непосредственно зависит от воли Бога и подчинено его контролю.

Августин ставит вопрос о соотношении вечности и времени. Исследуя время, Августин пытался установить соотношение таких его составляющих, как прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Человек неразрывно связан со временем, он рождается и проходит во времени. Само время есть человеческое понятие, наш ум имеет способность разлагать события на «до», «сейчас» и «после». На самом деле существует только одна вечность - для Бога, а для человека - только настоящее Общий вывод состоял в том, что ни прошлое, ни будущее не имеют действительного существования.

Другим вопросом, над которым размышлял Августин, было соотношение добра и зла. В его решении он опирался на учение неоплатоников. Согласно им, зло не имеет самостоятельного начала. Зло в основном царит в человеческом мире. Так человек имеет свободную волю.

Обращаясь к проблеме общества и истории, Августин утверждал, что имеет место борьба царства Божьего и царства земного. Таково в общих чертах учение Августина.

3. Философия периода схоластики

Принято различать раннюю и позднюю схоластику. Первая приходится на 11-12 века, вторая - на 13-14 века. Основные представители А. Кентерберийский, У. Оккам, П. Абеляр, Ф. Аквинский.

Одним из видных представителей ранней схоластики был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Ансельм рационально, логическими средствами стремился обосновать такие догматы христианского вероучения, как сотворение мира из ничего, единство и раздельность Святой Троицы, бессмертие души и т.д. Для понимания Бога применял онтологическое доказательство. Ансельм выводил Бога из понятия о нем. Согласно этому доказательству, Бог есть то, более чего нельзя помыслить, но так как существующее в действительности превыше существующего только в мысли, то Бог существует.

Почти с самого начала среди представителей школы схоластиков возник спор об универсалиях, который продолжился на протяжении всего Средневековья. Спор возник по поводу ответа на вопрос: как сосуществуют общее, что представляет собой природа универсалия. Выделялись два противоположных ответа. Одни утверждали, что общее существует в самой действительности, т.е. реально. Их стали называть «реалистами». А. Кентерберийский сторонник реализма.

Другие считали, что в объективной действительности общего нет, в ней существуют лишь единичные явления. Общее существует лишь в слове, через слова. Общее - это имя, а не сама вещь. Их называли «номиналистами». Видным номиналистом был Уильям Оккам (1285-1349). Он утверждал, что вне мышления универсалии - это только имена, обозначающие классы предметов и их свойств или классы имен. Первичным познанием, согласно У. Оккаму, является интуитивное познание.

Между крайним реализмом и крайним номинализмом в схоластике существовало множество переходных вариантов. Наиболее известным из них был так называемый концептуализм. Одним из видных представителей концептуализма был Пьер Абеляр (1079-1142). Книга Абеляра «Да и нет», выдвигала требование ограничить религиозную веру «разумными основаниями». В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности.

Самый известный представитель средневековой схоластики - Фома Аквинский. (1225-1274). Главные его труды - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», «О Троице», «О сущном и сущности», «О началах природы» и др. Особенностью и богословского и философского учения Фомы является то, что он приспособил к нему философию Аристотеля.

Краеугольным камнем всего учения Ф. Аквинского является положение о гармоническом единстве веры и знания. Религиозная вера и рациональное познание, согласно Фоме, не исключают друг друга по своей сути, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины, т.е. разум - опора веры. Они -порождение одного и того же источника и два пути, ведущие к одной и той же цели.

Философия Ф. Аквинского включает в себя онтологию, антропологию, учение о познании, этику и эстетику. Все они проникнуты религиозными католическими идеями. Главный вопрос онтологии: что такое Бытие? Бытие - это Бог.

Фома принимает аристотелевское различие сущности и существования, но вкладывает в эти понятия свой смысл. Сущность и существование совпадают в Боге: его сущность и его существование есть Бытие. В сотворенном мире они различаются.

Фома различает два рода познания и два объекта познания. Это путь веры и путь разума. Ф. Аквинский разработал так называемый метод аналогии сущего. Суть его заключается в том, чтобы на основании познания сотворенного мира по аналогии судить о создателе его, о Боге.

4. Арабо-мусульманская средневековая философия

Считается общепризнанным, что страны Восточного Средиземноморья в эпоху раннего Средневековья по своему социально-экономическому и культурному уровню стояли выше современных им стран Западной Европы. В VII в. образовался огромный по территории Арабский халифат. Здесь зародились оригинальные философские учения. Как и средневековая философия Запада, ближневосточная философия была по своей сути религиозной

Родоначальником арабоязычной философской традиции считается аль-Кинди (800 - ок. 879 гг.). Он хорошо знал греческую науку, особенно труды Аристотеля. И он придал арабоязычной философии ту особенность, которая отличала ее не только от современной ей, но и более поздней западноевропейской средневековой философии.

Особое значение он придавал математике. Философия есть как бы наука наук, она есть учение о таких реалиях, как форма и материя, пространство и время, движение.

Не имея возможности ознакомиться со многими учениями арабо-мусульманской философии, мы коснемся еще одного. Это великий аль-Фараби (870-950 гг.).

Аль-Фараби поражает энциклопедичностью своих знаний. Он осуществил классификацию наук. Классификации наук альФараби посвятил специальную работу «Слово о классификации наук». Он выделяет пять разделов. В первый входит наука о языке, во второй - логика, в третий - математика, в четвертый -наука «естественная» и «божественная», в пятый - гражданская наука.

Социальная философия Аль-Фараби дана в его этических и политических трудах, таких, как «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля» и другие. Ученый исходит из принципа признания стремления человека к счастью естественным и благим делом. Стремление к счастью - необходимая причина совершенствования человека и конечная цель политики. Используя учение Платона о государстве и политические труды Аристотеля, Аль-Фараби создает теорию «Добродетельного города», во главе которого стоит правитель-философ и одновременно «Имам» (духовный вождь).


7.Философия эпохи Возрождения

Задание 1. Подготовить презентацию на выбранную тему:

1.Особенности философии эпохи «Возрождения».

2. Философия Данте Алигьери.

3.Философские идеи  Франческо Петрарка.

4.Философия  Лоренцо Валла.

5. Неоплатоническое направление: Н. Кузанский

6.Философские идеи  Парацельса и его вклад в развитие медицины

7. Натурфилософия: Н. Коперника.

8. Философские идеи  Дж. Бруно.

9. Г. Галилей и его философские идеи.

10. Философия  Мартина Лютера.

11. Жан Кальвин и его идеи реформации.

12.Философские идеи  Эразма Роттердамского.

13. Утопизм: Томаса Мора.

14.Философские идеи Томмазо Кампанелла.

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2.Количество слайдов должно быть не более 15;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах

базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4…n слайд – Основная часть;

5. ….слайд – Заключение (выводы);

6… слайд – Список основных использованных источников;

7. … слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил,

Правила шрифтового оформления:

1.Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3.Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения

ключевой информации и заголовков;

4.Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1.Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации;

2.Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий,

бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4.Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1.Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).


8. Философия Нового времени

Задание 1. Подготовить презентацию на выбранную тему:

  1. Философия Ф. Бэкона.
  2. Основные идеи  Р. Декарта.
  3. Философские идеи  Г. Лейбница.
  4. Идеи Дж.Локка.
  5. Философские идеи Бенедикта Спиноза.
  6. Философия Дени Дидро.
  7. Основные идеи Вольтера (Франсуа - Мари Аруэ)
  8. Философия Жан-Жака Руссо.
  9. Натурфилософия И.Ньютона.

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2.Количество слайдов должно быть не более 15;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах

базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4…n слайд – Основная часть;

5. ….слайд – Заключение (выводы);

6… слайд – Список основных использованных источников;

7. … слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил,

Правила шрифтового оформления:

1.Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3.Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения

ключевой информации и заголовков;

4.Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1.Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации;

2.Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий,

бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4.Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1.Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).


9. Немецкая классическая философия

Задание 1. Подготовить доклад на выбранную тему:

1.Философские идеи  И. Канта.

2. Идеалистическая философия И. Фихте

3. Философия Ф. Шеллинга.

4. Объективный идеализм Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

6.Философия Мартина Хайдеггера.

7.Идеи Эдмунда Гуссерля.

8.Материализ К.Маркса.

9.Философские идеи М.Вебера

10.Идеи сверхчеловека Ф.Ницше.

Требования к оформлению докладов.

Объем доклада по философии составляет от 15 до 20 страниц.

Структура реферата по философии

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения (если необходимо).

Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • наименование учебного заведения;
  • Название «Доклад»
  • тема доклада;
  • Ф.И.О. и инициалы автора;
  • должность, Ф.И.О. преподавателя;
  • город и дата составления доклада.

Содержание

В содержании перечисляются названия всех структурных частей реферата с указанием соответствующих страниц, на которых начинается изложение данного раздела.

Введение

Во введении (1-2 стр.) должна быть поставлена исходная проблема, разъяснён её смысл, обоснована её актуальность, перечислены основные задачи доклада. Всё дальнейшее изложение должно быть нацелено на решение поставленной во введении главной проблемы.

Основная часть

В основной части разделы, подразделы, пункты, подпункты должны быть пронумерованы арабскими цифрами, разделёнными точкой (например, 1.1.1. обозначает раздел 1, подраздел 1, пункт 1). Каждый структурный элемент должен иметь заголовок.

Необходимо рассмотреть несколько вопросов (не менее двух-трех), раскрывающих разные аспекты темы. Соответственно, основная часть должна быть разделена на главы, которые, в свою очередь, при необходимости разбиваются на параграфы. В конце каждой главы основной части обязательно формулируются выводы. В тексте должны приводится библиографические ссылки на соответствующие источники.

Заключение

В заключении (1-2 стр.) формулируются основные выводы (обобщения) из проведённого анализа: оно должно давать ответ на поставленный во введении вопрос. Содержание выводов должно быть обосновано всем предшествующим ходом мысли.

Список литературы

Список литературы составляется в соответствии с требованиями полного библиографического описания действующего ГОСТ (в том числе фамилия и инициалы автора, полное название работы, город, издательство, год, число страниц и т.д.). В случае использования текстов, размещённых в Интернете, необходимо указать имя автора материала, название материала и полный адрес страницы. Использование безымянных материалов не допускается.


10.Постклассическая философия XIX - XX веков

Задание 1. Заполнить таблицу по теме:  «Основные направления западной философской мысли XIX - XX веков»

Основные направления философии

Данные философов

Основные идеи

Экзистенциализм

Позитивизм

Постпозитивизм

Неопозитивизм

Прагматизм

Структурализм

Задание 2. Ответить на вопрос к высказыванию.

Прав ли основатель «Римского клуба» А. Печчеи, что «истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внёс в этот мир»?

Задание 3.  Проанализируйте понимание человеческого существования в экзистенциализме.

 «Атеистический экзистенциализм, представителем которого являюсь я, более последователен. Он учит, что даже если бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: "существование предшествует сущности?". Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. <…> Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. <…> Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Слово "субъективизм" имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. <…> Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм)

1)Что означает выражение «существование сущности» применительно к объяснению человеческой жизни?

2)Почему ответственность за  собственное существование предполагает также и ответственность за других людей?


11. Развитие философии в средневековой Руси

Задание 1. Подготовить презентацию на выбранную тему:

1.Кирилл и Мефодий их вклад в развитие письменности на Руси и на становление отечественной философии.

2.Митрополит Илларион и его «Слово о Законе и Благодати»

3.Поучение Владимира Мономаха.

4.Сергий Радонежский и его философские идеи.

5.Старец Филофеей «Москва-третий Рим».

6.Философские идеи иосифлян и нестяжателей.

7.Идеи Максимилиана Грека.

8.Философские рассуждения Андрея Курбского.

Требования к оформлению презентаций

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2.Количество слайдов должно быть не более 15;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах

базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4…n слайд – Основная часть;

5. ….слайд – Заключение (выводы);

6… слайд – Список основных использованных источников;

7. … слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил,

Правила шрифтового оформления:

1.Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3.Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения

ключевой информации и заголовков;

4.Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1.Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации;

2.Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий,

бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3.Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4.Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1.Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).


12. Русская философия XVIII - XIX веков

Задание 1. Заполнить таблицу по теме:  «Периоды развития русской философии»

Название периода

Временные рамки

ФИО философов

Основные идеи

1.

Древняя и средневековая русская философия

2.

Русское Просвещение

3.

Российский духовный ренессанс

4.

Советский период русской философии

5.

Постсоветский период русской философии

Задание 2. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве:

«Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».


13.Философия русского космизма

Задание 1. Подготовить доклад на выбранную тему:

1.  Русский космизм К. Циолковского.

2. Философские идеи В. Вернадского.

3.Философия космизма А. Чижевского.

4.Философско-религиозное течение русской философии: В. Соловьёв.

5.Философские идеи  Н. Бердяева.

6. Философия  П. Флоренского.

7.Художественно-поэтический космизм  В.Ф. Одоевского

8. Философия А.В. Сухово-Кобылина.

9. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).

10.Ноосферный космизм А.Н. Дмитриева

Требования к оформлению докладов.

Объем доклада по философии составляет от 15 до 20 страниц.

Структура доклада по философии

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения (если необходимо).

Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • наименование учебного заведения;
  • Название «Доклад»
  • тема доклада;
  • Ф.И.О. и инициалы автора;
  • должность, Ф.И.О. преподавателя;
  • город и дата составления доклада.

Содержание

В содержании перечисляются названия всех структурных частей реферата с указанием соответствующих страниц, на которых начинается изложение данного раздела.

Введение

Во введении (1-2 стр.) должна быть поставлена исходная проблема, разъяснён её смысл, обоснована её актуальность, перечислены основные задачи доклада. Всё дальнейшее изложение должно быть нацелено на решение поставленной во введении главной проблемы.

Основная часть

В основной части разделы, подразделы, пункты, подпункты должны быть пронумерованы арабскими цифрами, разделёнными точкой (например, 1.1.1. обозначает раздел 1, подраздел 1, пункт 1). Каждый структурный элемент должен иметь заголовок.

Необходимо рассмотреть несколько вопросов (не менее двух-трех), раскрывающих разные аспекты темы. Соответственно, основная часть должна быть разделена на главы, которые, в свою очередь, при необходимости разбиваются на параграфы. В конце каждой главы основной части обязательно формулируются выводы. В тексте должны приводится библиографические ссылки на соответствующие источники.

Заключение

В заключении (1-2 стр.) формулируются основные выводы (обобщения) из проведённого анализа: оно должно давать ответ на поставленный во введении вопрос. Содержание выводов должно быть обосновано всем предшествующим ходом мысли.

Список литературы

Список литературы составляется в соответствии с требованиями полного библиографического описания действующего ГОСТ (в том числе фамилия и инициалы автора, полное название работы, город, издательство, год, число страниц и т.д.). В случае использования текстов, размещённых в Интернете, необходимо указать имя автора материала, название материала и полный адрес страницы. Использование безымянных материалов не допускается.


14. Онтология - учение о бытии

Задание 1. Распределите, что относится к основные особенностям сознания, а что к гносеологическим проблемам:

свойство мозга; нервные процессы; природа познания; отражение объективной реальности; предварительное мысленное построение действий, возможность познания, предвидение результатов; продукт эволюции; проблема истины и её критерии, общественно-историческая практика, всеобщие предпосылки познавательного процесса, отношения знания и реальности, отношения субъекта и объекта познания.

Задание 2. Подумайте о чем идет речь в следующих высказываниях и прокомментируйте их:

А) «чудо из чудес, благостный дар человеку, так в нем человек достигает вершин духовного бытия»;

Б)«тяжёлый крест, ибо в нем вся боль мира»;

В)«проклятый дар людям в наказание за грехи»?

Задание 3. Как следует понимать высказывания известных мыслителей по вопросам бытия, развития и диалектики, представленные в таблице? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:

Автор

Содержание высказывания

Ваш комментарий, анализ высказываний

Гераклит

«На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, другой раз другие воды»

 

Демокрит

«Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующее»

 

Кратил

«В одну реку невозможно войти и единожды»

 

Зенон Элейский

«То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет…»

 

В. Освальд

«Энергия является единственной субстанцией всего существующего»

 

Дж. Джинс

«Вселенная живет своей жизнью и идет по дороге от рождения к смерти…»

 

Ф. Энгельс

«Материя без движения также немыслима как и движение без материи»

 

А. Энштейн

«…Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время»

 


15.Теория познания

Задание 1. Заполнить сравнительную таблицу: «основные направления в теории познания».

Название направления

Основные характеристики направления

Философы

Комментарии сравнения

1.Сенсуализм

2.Рационализм

3.Скептицизм

4.Агностицизм

Задание 2. Определите по высказываниям, кто является оптимистом, кто — агностиком.

А)Гилас. «Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что такое она в себе».

Б)Фауст: «Природа для меня загадка, я на познании ставлю крест».

В) А. Эйнштейн'. «Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим».

Г) Ф. Шлегель: «Чем больше знают, тем больше имеют для изучения».


16. Философская антропология

Задание 1. Написать эссе на тему: «В чем смысл моей жизни?».

Требования по оформлению эссе.

Структура эссе по философии

  • титульный лист;
  • вступление;
  • основная часть;
  • выводы;
  • список источников.

1.Вступление - суть и обоснование выбранной темы.

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.

2. Основная часть

Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами. Чрезмерное обобщение, снижает оценку. Следует избегать повторений. Необходимо писать коротко, четко и ясно.

Структурное выделение разделов и подразделов работы

  • Логичность изложения материала
  • Обоснованность выводов автора
  • Оригинальность выводов автора
  • Отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к работе.
  • Способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний. Аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала.

3.Заключение

  1. Наличие необходимых выводов из работы
  2. Обоснование выводов автора
  3. Указание на дальнейшие направления развития темы

План написания эссе по философии

  1. Выберите тему и познакомьтесь с теоретическим материалом. Если вы пишете эссе по цитате, узнайте, кто её автор и какое философское течение он представлял. Если пишите эссе по философии по книге, прочитайте первоисточник. То же касается эссе по философии по фильму: посмотрите его полностью, краткого пересказа сюжета кино может быть недостаточно.
  2. Сформулируйте своё отношение к поднятой в теме проблеме: оно и станет главным тезисом вашей работы.
  3. Продумайте систему аргументов, которые докажут вашу позицию. Для их составления можно использовать учебники, научную или художественную литературу, ссылаться на фактический материал.
  4. Подумайте над выводами. Они должны соответствовать теме эссе и вашему тезису.
  5. Приступайте к написанию текста. Используйте наш шаблон эссе по философии (он приведён в конце статьи) и стандартные для подобного типа работ фразы и обороты.
  6. Проверьте работу на предмет фактических и грамматических ошибок.

17. Этика - философия морального поведения

Задание 1. Написать эссе на тему: «Этические принципы медицинской профессии»

Требования по оформлению эссе.

Структура эссе по философии

  • титульный лист;
  • вступление;
  • основная часть;
  • выводы;
  • список источников.

1.Вступление - суть и обоснование выбранной темы.

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.

2. Основная часть

Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами. Чрезмерное обобщение, снижает оценку. Следует избегать повторений. Необходимо писать коротко, четко и ясно.

Структурное выделение разделов и подразделов работы

  • Логичность изложения материала
  • Обоснованность выводов автора
  • Оригинальность выводов автора
  • Отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к работе.
  • Способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний. Аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала.

3.Заключение

  1. Наличие необходимых выводов из работы
  2. Обоснование выводов автора
  3. Указание на дальнейшие направления развития темы

План написания эссе по философии

  1. Выберите тему и познакомьтесь с теоретическим материалом. Если вы пишете эссе по цитате, узнайте, кто её автор и какое философское течение он представлял. Если пишите эссе по философии по книге, прочитайте первоисточник. То же касается эссе по философии по фильму: посмотрите его полностью, краткого пересказа сюжета кино может быть недостаточно.
  2. Сформулируйте своё отношение к поднятой в теме проблеме: оно и станет главным тезисом вашей работы.
  3. Продумайте систему аргументов, которые докажут вашу позицию. Для их составления можно использовать учебники, научную или художественную литературу, ссылаться на фактический материал.
  4. Подумайте над выводами. Они должны соответствовать теме эссе и вашему тезису.
  5. Приступайте к написанию текста. Используйте наш шаблон эссе по философии (он приведён в конце статьи) и стандартные для подобного типа работ фразы и обороты.

Проверьте работу на предмет фактических и грамматических ошибок.

18. Медицинская этика

Задание 1. Подготовить  доклад на выбранную тему:

  1. Философские и медицинские идеи Гиппократа
  2. Римский врач Асклепиад.
  3. Римский врач и естествоиспытатель Гален.
  4. Врач, химик и философ, учёный-энциклопедист – Рази.
  5. Учёный-энциклопедист, врач, философ, государственный деятель, писатель: Ибн Сина (Авиценна).
  6. Естествоиспытатель эпохи Возрождения, врач: Андреас Везалий.
  7. Английский врач и естествоиспытатель: Гарвей.
  8. Врач, естествоиспытатель, мыслитель: Парацельс.
  9. Итальянский врач и анатом: Морганьи.
  10. Французский хирург, основатель стоматологии как самостоятельной области клинической медицины- Пьер Фошар.
  11. Один из основоположников акушерства в России, первый русский профессор акушерства: Амбодик –Максимович  Нестор Максимович.
  12. Врач, естествоиспытатель, основоположник научной школы русских физиологов: Гааз Федор Петрович.
  13. Врач, основоположник клинического преподавания и клинической медицины в России: Мудров Матвей Яковлевич.

Требования к оформлению докладов.

Объем доклада по философии составляет от 15 до 20 страниц.

Структура доклада по философии

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения (если необходимо).

Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • наименование учебного заведения;
  • Название «Доклад»
  • тема доклада;
  • Ф.И.О. и инициалы автора;
  • должность, Ф.И.О. преподавателя;
  • город и дата составления доклада.

Содержание

В содержании перечисляются названия всех структурных частей реферата с указанием соответствующих страниц, на которых начинается изложение данного раздела.

Введение

Во введении (1-2 стр.) должна быть поставлена исходная проблема, разъяснён её смысл, обоснована её актуальность, перечислены основные задачи доклада. Всё дальнейшее изложение должно быть нацелено на решение поставленной во введении главной проблемы.

Основная часть

В основной части разделы, подразделы, пункты, подпункты должны быть пронумерованы арабскими цифрами, разделёнными точкой (например, 1.1.1. обозначает раздел 1, подраздел 1, пункт 1). Каждый структурный элемент должен иметь заголовок.

Необходимо рассмотреть несколько вопросов (не менее двух-трех), раскрывающих разные аспекты темы. Соответственно, основная часть должна быть разделена на главы, которые, в свою очередь, при необходимости разбиваются на параграфы. В конце каждой главы основной части обязательно формулируются выводы. В тексте должны приводится библиографические ссылки на соответствующие источники.

Заключение

В заключении (1-2 стр.) формулируются основные выводы (обобщения) из проведённого анализа: оно должно давать ответ на поставленный во введении вопрос. Содержание выводов должно быть обосновано всем предшествующим ходом мысли.

Список литературы

Список литературы составляется в соответствии с требованиями полного библиографического описания действующего ГОСТ (в том числе фамилия и инициалы автора, полное название работы, город, издательство, год, число страниц и т.д.). В случае использования текстов, размещённых в Интернете, необходимо указать имя автора материала, название материала и полный адрес страницы. Использование безымянных материалов не допускается.


  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. / В.Д. Губин. - 4-е изд. - Москва: ФОРУМ : ИНФРА - М, 2019. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).
  2. 2. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д.  Губина, Т. Ю. Сидориной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М осква: ГЭОТАРМедиа, 2020. - 816 с.
  3. Гуревич П. С. Основы философии: учебное пособие/ П. С. Гуревич. - 4- е изд., стер. - Москва: КНОРУС. 2019. - 478 с. - (Среднее профессиональное образование)
  4. Дмитриев, В.В. Основы философии: учебник для СПО. / В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ю райт, 2 0 1 9 .-2 8 1 с.
  5.  Хрусталев Ю .М. Основы философии: учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР - М едиа, 2020. - 304 с.
  6. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. – С. 77, 86 – 87, 97 – 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии

Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для всех специальностей )

Уважаемые студенты!Вы приступили к изучению дисциплины «Основы философии».Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, фор...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.01. «Основы философии»

Методические указанияпо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентовпо учебной дисциплине ОГСЭ.01.«Основы философии»...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы , учебная дисциплина ОГСЭ .01"Основы философии"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности 11.02.02«Техническое обслуживание и ремонт р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» предназначены для студентов специальности  38.02.03  «Операционная дея...