Методическая разработка «Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»
статья
Данная разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях
План
- Приветственное слово
- Тема
- Актуальность/проблема
- Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?
- Как решить это вопрос?
- Как оценить проделанную работу?
- Прогнозируемые положительные результаты
- Какие есть минусы?
- Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_detey_k_uchastiyu_v_shkolnyh_sobytiyah_i_proektah.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа-интернат № 17»
(ГБОУ Школа-интернат № 17)
Профсоюзная ул., д.62, Москва, 117393
Тел.: 8-499-128-76-12, e-mail: sk17@edu.mos.ru, сайт: http://schkuz17.mskodr.ru
ОКПО 44481609, ОГРН 1027700497219, ИНН/КПП 7728021866/772801001
_____________________________________________________________________________
«Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»
г. Москва, 2022 г
План
- Приветственное слово
- Тема
- Актуальность/проблема
- Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?
- Как решить это вопрос?
- Как оценить проделанную работу?
- Прогнозируемые положительные результаты
- Какие есть минусы?
- Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории
- Приветственное слово
- Тема:
«Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»
- Актуальность/проблема
Ни для кого не секрет, что современный школьник – представитель нового, во многим непонятного и чуждого для нас поколения.
И дело здесь не только в цифровизации и компьютеризации современного общества, но и в самой предметной и социально-развивающей среде, в которой они находятся. Возможности удаленного получения воспитания и образования, интерактивность предметно-развивающей среды, сделали присутствие общества в жизни ребенка минимальным. И дело вовсе не в том, что технологии активно развиваются и современному поколению просто необходимо шагать в ногу со временем, а в том, что многие забыли, в чем главная ценность коллектива.
В педагогическом плане, коллектив – это группа детей, объединенных единой общественно значимой целью, совместной деятельностью, отношениями взаимной зависимости и взаимной ответственности при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. В коллективе есть свой орган самоуправления.
Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив – это инструмент развития личности. Не зря одно из основных направлений в образовательном процессе – социализация, а школьные события и проекты – лучшая платформа для ее реализации.
4. Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?
Спросите себя: Что я помню из школьной жизни? Уверен, Вы вспомните лица учителей, одноклассников, совместные праздники, походы, переживания. Школа остается в нашей памяти как череда пережитых нами событий.
О событийном подходе в теории и практике воспитания писала еще советский и российский учёный-педагог Наталия Леонидовна Селиванова. Она отмечала: «Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы, и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе».
В педагогической деятельности Антона Семёновича Макаренко событийный подход так же нашёл свое отражение. Он считал, что в процессе воспитания личности крайне важно создавать насыщенные впечатлениями события, способные менять отношение ребенка к миру и самому себе.
5. Как решить это вопрос?
Участия ребенка в школьных событиях и проектах оказывает прямое влияние на проявления его субъективных качеств. Так ребенок не только выстраивает доверительные взаимоотношения с коллективом, но и проявляет свою позицию, реализует «собственную ценность», а значит вступает на путь самоопределения и самореализации.
Для решения проблемы мотивации детей к участию в школьных событиях и проектах, будет целесообразно предпринять следующие шаги:
- активизировать работу органов самоуправления в школе;
- содействовать росту детских инициатив, касающихся организации школьной жизни;
- увеличение числа «молодых специалистов» в воспитательно-развивающей среде;
- поддержка новых, нестандартных решений, предложений и идей на имеющиеся проблемы и вопросы школьной жизни;
- организация здоровой конкуренции между участниками процесса в сфере разработки и реализации предложенных проектов;
- поиск новых, интересных, современных способов, методов и форм организации школьного досуга учащихся;
- выход педагогов на рефлексивно-деятельностный подход в профессиональной деятельности;
- привлечение к участию в школьной жизни выпускников и родителей.
6. Как оценить проделанную работу?
Главным критерием успешности проделанной работы, станет повышение степени адаптации ребенка в школьную среду и его социализации в ней. Не менее наглядным будет и показатель количества и качества мероприятий, предложенных и организованных детьми как самостоятельно, так и при содействии воспитателей и педагогов; количество его участников; разнообразие, многогранность и плотность проектов и событий. Участие в школьных событиях и проектах выпускников и родителей учащихся.
Не менее важным будет и компонент добровольности участия в общественной жизни школы. Это, пожалуй, и есть тот критерий, что отделяет истинно эффективную работу педагогов по включению детей в общественную жизнь школы от заранее спланированных и выполненных «для галочки» мероприятий.
7. Прогнозируемые положительные результаты
Положительные результаты грамотно выстроенной, свободной, во многих отношениях, и коллективной деятельности учащихся можно разделить на две группы: плюсы для самих школьников и плюсы для школы, как коллектива педагогов и специалистов.
Школьники получат возможность:
- проявить себя,
- раскрыть свой внутренний потенциал, таланты, возможности, а также конкурентные способности,
- реализовать свои, даже самые смелые, задумки,
- найти друзей и единомышленников,
- научиться работать в коллективе, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению товарища,
- осознать, что педагоги – это не люди, выстраивающие всюду границы, а помощник и соратники на пути к достижению цели,
- быть не только зрителем, но и стать полноценным участником школьной жизни,
- получить яркие, теплые, незабываемые воспоминания о школьной жизни.
Школа же обретет возможность:
- постоянного желания и стремления педагогов в личностном и профессиональном росте, с целью всегда быть в курсе последних тенденций и открытий педагогической мысли, а также, за счет раскрытия внутреннего потенциала детей и сотрудничества с ними – даже ее авторами,
- перехода от авторитарного к партнерскому типу взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса,
- избежания монотонности и однотипности в работе, за счет притока свежих идей по организации школьных событий, помощи в создании инновационных проектов учащимся.
8. Какие есть минусы?
Стоит заметить, что не всякий педагог сможет выйти с детьми на событийный уровень взаимодействия, так как это будет требовать от него, мягкого говоря, определенного уровня доверия для предоставления некоторой самостоятельности участников в процессе свободной деятельности. Только так, не мешая естественному процессу развертывания проявления личной инициативы каждого участника мы сможем прийти к тому, о чем говорили в самом начале – формированию здорового коллектива, каждый из участников которого может и готов проявить себя, свои способности и таланты
Не будем забывать и подводных камнях этого процесса. Всегда найдутся и те, для кого такое пространство для самореализации станет возможностью продвижения и пропагандированною нездоровых и, даже, опасных форм поведения, взглядов и идей. Для присекания подобных случаев, необходимо будет всегда «держать руку на пульсе». Быть в курсе всех современных течений мысли, предугадывать и даже предвосхищать возможные проявления нездоровой активности, а также уметь, грамотно аргументируя свою позицию, не дать разгореться искре нездоровых идей и взглядов. Нравственность всегда была, есть и будет главной составляющей воспитания подрастающего поколения!
Поэтому, не стоит забывать о необходимости проведения пропедевтической работы в вопросах толерантности, терпимости, кибербезопасности, профилактики школьного буллинга и пресечению неправомерного использования проективной деятельности, как средства поощрения за участия в школьной жизни, так и запугивание, и принуждение к личной активности учащихся. Эти появления, особенно со стороны взрослых, являются ничем иным, как формой эмоционального насилия и манипулирования личностью в стадии ее формирования.
- Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории
17 октября 2022, 12:42 Сайт Министерства просвещения России
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов вместе с руководителем федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председателем комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Натальей Кравченко дал старт в подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова студенческой экспедиции «Школа мечты» в рамках межвузовского проекта «Открываем Россию заново». В ходе открытого разговора о задачах развития российской школы, в том числе образовательных пространств, участники обсудили создание нового конкурса среди молодых архитекторов и дизайнеров по проектированию комфортной и функциональной образовательной среды в учебных заведениях.
По словам председателя комиссии Общественной палаты, программа «Школа мечты» заключается в том, что студентам российских вузов, обучающимся по направлениям архитектуры и дизайна, предлагается ознакомиться с передовым опытом создания лучших школ страны, увидеть современные тренды в этой области, пообщаться с ведущими экспертами и применить эти знания на практике, переосмыслив пространства давно построенных школ, в том числе в ходе федеральной программы по капремонту.
В 2012 году на территории средней общеобразовательной школы №86 Краснодарского края станицы Старокорсунской был отрыт обелиск в честь памяти павшим в ВОВ солдатам. При создании монумента, участниками школьной поисковой группы «Обелиск» было предложено провести среди учеников школы конкурс эскизов будущего проекта. Так, в течение нескольких месяцев, учащиеся 86 школы предлагали свои варианты обелиска, а на финальном этапе голосовали за 1 из 10 лучших претендентов. По итогу, выбранный в виде неразорвавшегося снаряда, памятник установили на территории школы. Перед проведением линеек и официальных школьных событий, среди учеников выбираются «часовые». Так, этот небольшой монумент во двор маленькой станичной школы стал символом слаженной коллективной работы его учащихся, своим примером доказавших, что память о героях прошлых лет навечно жива в сердцах каждого, а также нестандартным подходом коллектива школы к привлечению детей к проблеме сохранения памяти о событиях прошлого. Это, несомненно, решило задачу и патриотического воспитания учащихся.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что участие детей в школьных событиях и проектах – важны шаг на пути к всестороннего развития личности. Именно поэтому, формирование мотивационного компонента к участию в этой деятельности детей, а также понимание всей важности процесса взаимодействия между всеми участниками образования является актуальной проблемой в наши дни, требующей нестандартных, современных решений.
Как однажды сказал чешский педагог-гуманист - Ян Амо́с Комèнский
«Цель школ должна состоять в том, чтобы человек соответствовал своему
назначению, т.е. чтобы он получил образование во всех тех пунктах, которые
совершенствуют человеческую природу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии" для специальости 34.02.01. Сестринское дело Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа"
Методические разработки для проведения практического занятия...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».Цели:1. Воспитание патриотизма, уважите...
Методическая разработка "Мотивация к спортивной деятельности"
Методическая разработка "Мотивация к спортивной деятельности"...
Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс
Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...
Методическая разработка для детей старшего школьного возраста "Картины и я"
Внеурочное занятие с посещением галереии / музеяДанное занятие рассмотрено на примере посещения музея современного искусства "Артмуза"...
Методическая разработка "МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ"
Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников. Чаще...
Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»
Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...