Методическая разработка «Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»
статья

Данная разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях

План

  1. Приветственное слово  
  2. Тема
  3. Актуальность/проблема
  4. Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?
  5. Как решить это вопрос?
  6. Как оценить проделанную работу?
  7. Прогнозируемые положительные результаты
  8. Какие есть минусы?
  9. Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа-интернат № 17»

(ГБОУ Школа-интернат № 17)

Профсоюзная ул., д.62, Москва, 117393

Тел.: 8-499-128-76-12, e-mail: sk17@edu.mos.ru, сайт: http://schkuz17.mskodr.ru

ОКПО 44481609, ОГРН 1027700497219, ИНН/КПП 7728021866/772801001

_____________________________________________________________________________

«Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»

г. Москва, 2022 г

План

  1. Приветственное слово  
  2. Тема
  3. Актуальность/проблема
  4. Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?
  5. Как решить это вопрос?
  6. Как оценить проделанную работу?
  7. Прогнозируемые положительные результаты
  8. Какие есть минусы?
  9. Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории

  1. Приветственное слово 
  2. Тема: 

«Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»

  1. Актуальность/проблема 

Ни для кого не секрет, что современный школьник – представитель нового, во многим непонятного и чуждого для нас поколения.

И дело здесь не только в цифровизации и компьютеризации современного общества, но и в самой предметной и социально-развивающей среде, в которой они находятся. Возможности удаленного получения воспитания и образования, интерактивность предметно-развивающей среды, сделали присутствие общества в жизни ребенка минимальным.  И дело вовсе не в том, что технологии активно развиваются и современному поколению просто необходимо шагать в ногу со временем, а в том, что многие забыли, в чем главная ценность коллектива.

В педагогическом плане, коллектив – это группа детей, объединенных единой общественно значимой целью, совместной деятельностью, отношениями взаимной зависимости и взаимной ответственности при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. В коллективе есть свой орган самоуправления.

Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив – это инструмент развития личности. Не зря одно из основных направлений в образовательном процессе – социализация, а школьные события и проекты – лучшая платформа для ее реализации.

4.        Что такое события и мероприятия, для чего они нужны?

Спросите себя: Что я помню из школьной жизни? Уверен, Вы вспомните лица учителей, одноклассников, совместные праздники, походы, переживания. Школа остается в нашей памяти как череда пережитых нами событий.

 О событийном подходе в теории и практике воспитания писала еще советский и российский учёный-педагог Наталия Леонидовна Селиванова. Она отмечала: «Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы, и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе».

 В педагогической деятельности Антона Семёновича Макаренко событийный подход так же нашёл свое отражение. Он считал, что в процессе воспитания личности крайне важно создавать насыщенные впечатлениями события, способные менять отношение ребенка к миру и самому себе.

5.        Как решить это вопрос?

Участия ребенка в школьных событиях и проектах оказывает прямое влияние на проявления его субъективных качеств. Так ребенок не только выстраивает доверительные взаимоотношения с коллективом, но и проявляет свою позицию, реализует «собственную ценность», а значит вступает на путь самоопределения и самореализации.

Для решения проблемы мотивации детей к участию в школьных событиях и проектах, будет целесообразно предпринять следующие шаги:

- активизировать работу органов самоуправления в школе;

 - содействовать росту детских инициатив, касающихся организации школьной жизни;

- увеличение числа «молодых специалистов» в воспитательно-развивающей среде;

- поддержка новых, нестандартных решений, предложений и идей на имеющиеся проблемы и вопросы школьной жизни;

- организация здоровой конкуренции между участниками процесса в сфере разработки и реализации предложенных проектов;

- поиск новых, интересных, современных способов, методов и форм организации школьного досуга учащихся;

 - выход педагогов на рефлексивно-деятельностный подход в профессиональной деятельности;

- привлечение к участию в школьной жизни выпускников и родителей.

6.        Как оценить проделанную работу?

Главным критерием успешности проделанной работы, станет повышение степени адаптации ребенка в школьную среду и его социализации в ней. Не менее наглядным будет и показатель количества и качества мероприятий, предложенных и организованных детьми как самостоятельно, так и при содействии воспитателей и педагогов; количество его участников; разнообразие, многогранность и плотность проектов и событий. Участие в школьных событиях и проектах выпускников и родителей учащихся.

Не менее важным будет и компонент добровольности участия в общественной жизни школы. Это, пожалуй, и есть тот критерий, что отделяет истинно эффективную работу педагогов по включению детей в общественную жизнь школы от заранее спланированных и выполненных «для галочки» мероприятий.

7.        Прогнозируемые положительные результаты

Положительные результаты грамотно выстроенной, свободной, во многих отношениях, и коллективной деятельности учащихся можно разделить на две группы: плюсы для самих школьников и плюсы для школы, как коллектива педагогов и специалистов.

Школьники получат возможность:

- проявить себя,

- раскрыть свой внутренний потенциал, таланты, возможности, а также конкурентные способности,

- реализовать свои, даже самые смелые, задумки,

- найти друзей и единомышленников,

- научиться работать в коллективе, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению товарища,

- осознать, что педагоги – это не люди, выстраивающие всюду границы, а помощник и соратники на пути к достижению цели,

- быть не только зрителем, но и стать полноценным участником школьной жизни,

- получить яркие, теплые, незабываемые воспоминания о школьной жизни.

Школа же обретет возможность:

- постоянного желания и стремления педагогов в личностном и профессиональном росте, с целью всегда быть в курсе последних тенденций и открытий педагогической мысли, а также, за счет раскрытия внутреннего потенциала детей и сотрудничества с ними – даже ее авторами,

- перехода от авторитарного к партнерскому типу взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса,

- избежания монотонности и однотипности в работе, за счет притока свежих идей по организации школьных событий, помощи в создании инновационных проектов учащимся.

8.        Какие есть минусы?

Стоит заметить, что не всякий педагог сможет выйти с детьми на событийный уровень взаимодействия, так как это будет требовать от него, мягкого говоря, определенного уровня доверия для предоставления некоторой самостоятельности участников в процессе свободной деятельности. Только так, не мешая естественному процессу развертывания проявления личной инициативы каждого участника мы сможем прийти к тому, о чем говорили в самом начале – формированию здорового коллектива, каждый из участников которого может и готов проявить себя, свои способности и таланты

 Не будем забывать и подводных камнях этого процесса. Всегда найдутся и те, для кого такое пространство для самореализации станет возможностью продвижения и пропагандированною нездоровых и, даже, опасных форм поведения, взглядов и идей. Для присекания подобных случаев, необходимо будет всегда «держать руку на пульсе». Быть в курсе всех современных течений мысли, предугадывать и даже предвосхищать возможные проявления нездоровой активности, а также уметь, грамотно аргументируя свою позицию, не дать разгореться искре нездоровых идей и взглядов. Нравственность всегда была, есть и будет главной составляющей воспитания подрастающего поколения!

Поэтому, не стоит забывать о необходимости проведения пропедевтической работы в вопросах толерантности, терпимости, кибербезопасности, профилактики школьного буллинга и пресечению неправомерного использования проективной деятельности, как средства поощрения за участия в школьной жизни, так и запугивание, и принуждение к личной активности учащихся.  Эти появления, особенно со стороны взрослых, являются ничем иным, как формой эмоционального насилия и манипулирования личностью в стадии ее формирования.

  1. Примеры из опыта, указывающие на правильность выбранной траектории

17 октября 2022, 12:42  Сайт Министерства просвещения России

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов вместе с руководителем федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председателем комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Натальей Кравченко дал старт в подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова студенческой экспедиции «Школа мечты» в рамках межвузовского проекта «Открываем Россию заново». В ходе открытого разговора о задачах развития российской школы, в том числе образовательных пространств, участники обсудили создание нового конкурса среди молодых архитекторов и дизайнеров по проектированию комфортной и функциональной образовательной среды в учебных заведениях.

По словам председателя комиссии Общественной палаты, программа «Школа мечты» заключается в том, что студентам российских вузов, обучающимся по направлениям архитектуры и дизайна, предлагается ознакомиться с передовым опытом создания лучших школ страны, увидеть современные тренды в этой области, пообщаться с ведущими экспертами и применить эти знания на практике, переосмыслив пространства давно построенных школ, в том числе в ходе федеральной программы по капремонту.

В 2012 году на территории средней общеобразовательной школы №86 Краснодарского края станицы Старокорсунской был отрыт обелиск в честь памяти павшим в ВОВ солдатам. При создании монумента, участниками школьной поисковой группы «Обелиск» было предложено провести среди учеников школы конкурс эскизов будущего проекта. Так, в течение нескольких месяцев, учащиеся 86 школы предлагали свои варианты обелиска, а на финальном этапе голосовали за 1 из 10 лучших претендентов. По итогу, выбранный в виде неразорвавшегося снаряда, памятник установили на территории школы. Перед проведением линеек и официальных школьных событий, среди учеников выбираются «часовые». Так, этот небольшой монумент во двор маленькой станичной школы стал символом слаженной коллективной работы его учащихся, своим примером доказавших, что память о героях прошлых лет навечно жива в сердцах каждого, а также нестандартным подходом коллектива школы к привлечению детей к проблеме сохранения памяти о событиях прошлого. Это, несомненно, решило задачу и патриотического воспитания учащихся.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что участие детей в школьных событиях и проектах – важны шаг на пути к всестороннего развития личности. Именно поэтому, формирование мотивационного компонента к участию в этой деятельности детей, а также понимание всей важности процесса взаимодействия между всеми участниками образования является актуальной проблемой в наши дни, требующей нестандартных, современных решений.

Как однажды сказал чешский педагог-гуманист - Ян Амо́с Комèнский

«Цель школ должна состоять в том, чтобы человек соответствовал своему
назначению, т.е. чтобы он получил образование во всех тех пунктах, которые
совершенствуют человеческую природу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».Цели:1.     Воспитание патриотизма, уважите...

Методическая разработка "Мотивация к спортивной деятельности"

Методическая разработка "Мотивация к спортивной деятельности"...

Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс

Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...

Методическая разработка для детей старшего школьного возраста "Картины и я"

Внеурочное занятие с посещением галереии / музеяДанное занятие рассмотрено на примере посещения музея современного искусства "Артмуза"...

Методическая разработка "МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ"

Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников. Чаще...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...