Классный час "Мат в русском языке"
материал (10 класс)
Открытый классный час проводится для студентов- 1-4 курсов с целью борьбы со сквернословием, повышением общего уровня грамотности, культуры, воспитанности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_mat_v_russk_yazyke.docx | 61.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
Астраханской области высшего образования
«Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»
(ГАОУ АО ВО «АГАСУ»)
КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ АГАСУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытый классный час для студентов 1-4 курсов
«МАТ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Организаторы:
преподаватели:
Сорокина Татьяна Яковлевна;
Тажикова Эльвира Маратовна
Группы А-11-18, С-23-17
2018
Содержание:
- Пояснительная записка
- Концепция мероприятия:
- Цели и задачи мероприятия.
- Участники мероприятия.
- Технические средства и материалы.
- План-конспект.
3.Подведение итогов мероприятия
4. Используемая литература
- Пояснительная записка
Открытый классный час проводится для студентов- 1-4 курсов с целью борьбы со сквернословием, повышением общего уровня грамотности, культуры, воспитанности.
Мероприятие «Мат в русском языке» пройдет по пяти тематическим блокам:История возникновения сквернословия, опасность сквернословия, психологические аспекты сквернословия, мат в современном обществе и в молодежной среде, борьба со сквернословием.
В ходе мероприятия у студентов формируются потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивное отношение к культуре изложения мыслей и выражения эмоций (с опорой на цивилизованные нормы).
2. Концепция открытого мероприятия
2.1. Цели и задачи мероприятия
2.1. Целью открытого классного часа «Мат в русском языке» является формирование негативного отношения к ненормативной лексике.
Доказательство на примерах, что употребление в речи бранных слов, ругательств, мата пагубно влияют на окружающую среду и человека;
2.2. Задачи мероприятия:
познакомить учащихся с понятием "ненормативная лексика" и основными требованиями к культуре речи;
установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой составляющей патриотизма;
способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и о пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека;
Стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике.
Способствовать формированию у студентов чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.
Актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека.
В ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе.
2.2. Участники мероприятия:
В открытом мероприятии принимают участие студенты гр. А-11-18 , С-23-17, КСиЭ АГАСУ.
2.3. Технические средства и материалы:
2.3.1.
-Компьютер,
- проектор,
-презентация;
-музыкальное сопровождение.
2.3.2.
- плакаты, выполненные студентами;
Анкета: «БРАННЫЕ СЛОВА СРЕДИ НАС»
документальный фильм «Как слово наше отзовётся…»
2.4План-конспект.
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.
Попытаемся разобраться.
История возникновения сквернословия
Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф.
Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение. Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать.
В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
- Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
- Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
- Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
- Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.
Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
В указе царя Алексея Михайловича 1648года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили».
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
За нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. Мат в Советском Союзе был признаком около уголовной среды. В Сталинских лагерях политических заключенных, интеллигентов сажали с уголовниками. Своим становился тот, кто ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». (из воспоминаний Д. С. Лихачева)
Опасность сквернословия
Сквернословие стало "нормой" для современного если не носителя "великого и могучего русского языка", так его безропотного "слушателя". Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
- Культура речи деградирует.
В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов.
Это уничтожает достоинство человека.
Это ограничивает и унижает человека.
Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей.
Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь и деятельность человека и делает его зависимым.
Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок.
Сквернословие опасно. За сквернословие можно схлопотать статью, физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения, игнорирование сквернословца как личности.
Психологические аспекты сквернословия
Вступление ребенка в подростковый возраст сопровождается не только физическими изменениями, но и психологическим кризисом. Поиски себя и постоянная потребность в самоутверждении портят отношения с родителями, иногда со сверстниками и часто со всем миром вообще.
В этот период активно расширяется словарный запас ребенка, становится острее чувство языка и появляется интерес к ненормативной лексике. К сожалению, у подростка достаточно примеров нарушения речевых норм в окружающей его среде. И со временем он принимает эти нарушения как способ выражения своего отношения к миру. Использованием ненормативной лексики подчеркивается особая дерзость в общении, которая становится символом личной свободы взрослеющего ребенка. Она проявляется не только в содержании речи, но и в ее тоне. Во время своего возрастного метания, ребенок пытается отделиться от мира взрослых. Это выражается в разных формах: вызывающее поведение на улице и в общественных местах, нарочитая дерзость. Все это неизменно сопровождается грубыми словами и нецензурной бранью.
Через использование ненормативной лексики определяется и принадлежность ребенка к какой-либо подростковой общности. Детям в этом возрасте свойственно объединяться в различные неформальные группы. Частью идентичности с этой группой является особый сленг, который включает в себя бранные слова или эвфемизмы (слова, мягко заменяющие нецензурные выражения). Нередко для общения тут используется мат.
Работа в группах
Классный руководитель (психолог). Ребята, я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задание. В группах должно быть 4-5 человек.
Каждая из групп получает задание.
Задание группам
Заполните кластер по теме «Сквернословие», время работы 10 минут
Подумайте, как связаны три слова, стоящие по центру?
После заполнения кластеров классный руководитель (психолог) проводит обсуждение по группам.
!
мат в современном обществе и в молодежной среде,
За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день.
По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.
Основные причины использования подростками бранных слов.
1. Компенсаторная причина. Крепкие слова используются в ситуациях, когда человек испытывает сильные эмоции. В подростковом возрасте просыпается половое влечение, они испытывают интерес к лицам противоположного пола, но стесняются нежных чувств. Для выражения обуревающих их эмоций, они используют матерные слова и выражения, чтобы скрыть свою уязвимость.
2. Идентификация. В этом возрасте многие хотят быть частью какой-либо компании, хотят, чтобы все идентифицировали их принадлежность к ней. Для этого они используют сленг.
3. Демонстрация независимости. В переходном возрасте велико стремление доказать свою независимость, возможность вести себя так, как хочется, пренебрегать общественным мнением, запретами взрослых. Продемонстрировать независимость и «крутизну» помогает нецензурная лексика.
4. Подчеркивание взрослости. Если в окружении ребенка взрослые бранятся, то и он будет употреблять крепкие выражения, чтобы дать всем понять: он уже не маленький.
5. Проявление агрессии. Дети хорошо понимают, что взрослым не нравится, когда ругаются матом. Если родители ущемляют права подростка, учителя ставят ему несправедливые отметки, ему хочется отомстить им. Мат используется подросткам как орудие мести.
6. Привлечение внимания к проблеме. Несмотря на внешнюю грубость, подростки очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться.
борьба со сквернословием
Какие же пути борьбы со сквернословием были предложены?
•
Повышение общего уровня грамотности и культуры.
•
Глубокое изучение русского языка и литературы.
•
Воспитание любви к людям.
•
Ужесточение законов, штрафы, цензура.
•
Воспитание примером в семье с малых лет.
•
Пропаганда здорового образа жизни.
•
Делать замечания друг другу.
•
Наказывать хамов презрением.
Как борется с матом закон.
Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Подведение итогов мероприятия
Классный руководитель (психолог). А сейчас ребята я попрошу вас заполнить данную анкету – она анонимна, запишите, пожалуйста, свои ощущения от проведенного классного часа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
_____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни
почему?
_____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова?
_____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит?
_______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет?
______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
_______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты
произносишь бранные слова?
__________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
_________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
_____________________________________________________________________________
___________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?
____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
Почему?
_____________________________________________________________________________
___________ Спасибо за откровенность
Отличная форма общения – нежность. Как часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью самых дорогих нам людей, как близко лежат у нас резкие обидные слова. Словом можно повести за собой, словом можно подарить людям радость, но словом можно и разрушить многое
«Слово – не воробей» — успокаиваем мы себя. Но так ли это? Летучее устное слово бывает, тяжелым камнем ложится на сердце, а доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
4.Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Если нуждаешься в твёрдой опоре, выучи русский язык!»
Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом....
Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя
Выступление на ГРК « Мордовия» «Патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы и в работе классного руководителя»...
Классный час, посвященный году русского языка
Классный час, посвященный году русского языка (вступление)...
Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)
Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...
Классный час на тему: "Десять мифов о русском языке".
Проведя классный час по этой теме, Вы и Ваши дети узнаете: какого рода «кофе», следует ли писать «президент» с большой буквы, прилично ли говорить «кушать» вместо «есть» и еще несколько...
классный час для учащихся 5 класса "Богатство русского языка"
Данный творческая разработка содержит интересный материал о богатстве русского языка и интересные практические задания для учеников....
Классный час "Русский язык" 8 класс
Классный час посвящен красоте Русского языка, на нем рассказываются о поговорках, пословицах по русский язык....