Классный час «Если нуждаешься в твёрдой опоре, выучи русский язык!»
методическая разработка (10 класс) по теме
Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_russkaya_rech_avtosohranennyy.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Если нуждаешься в твёрдой опоре, выучи русский язык!»
.
Цели: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативные умения, навыки исследовательской деятельности, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, видеозапись (опрос).
Подготовительная работа:
Учащиеся разделились на группы, обозначив ряд проблем.
- I группа подбирает высказывания о языке.
- II группа проводит лингвистическую экспедицию «Нужно ли говорить правильно?»; задает прохожим вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?
- II группа проводит эксперимент.
- III группа проводит акцию «Говори правильно».
- IV группа проводит исследовательскую работу.
- V группа исследует язык рекламы.
Затем материал обрабатывается, каждая группа готовит презентацию.
Ход мероприятия
Слайд 1
Учитель.
Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник. (Слайд 2)
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
Добрый день, дорогие ребята, друзья русского слова! И сегодня мы посвящаем русскому слову нашу встречу.
Каждая группа представляет свою работу.
I группа
(Слайд 3)
Ученик (1). Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.
Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)
Ученик (2). Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».
Ученик (З). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, емкий, умный язык» (С.Маршак).
Ученик (4). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский).
Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным» языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». (Слайд 5) Язык в опасности!
II группа
Ученик. Наша группа провела лингвистическую экспедицию по городу. Учащимся нашей школы задавали вопрос: «Нужно ли говорить правильно?» Все ответили: «Да, нужно говорить правильно!»
А вот на вопрос «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?» Ответы были даны разные. (Слайд 6)
Нет | Да, исправлю | Не знаю |
1. Чтобы не обидеть. | 1. Не нравится, когда говорят неправильно. | 1. В зависимости от собеседника. |
И еще нами был проведен эксперимент, в котором и вы сейчас можете поучаствовать. (Слайд 7)
- Запишите словами это числительное: в 2011(году) Что у вас получилось? (Зачитываются варианты.)
Вот и у прохожих эта цифра вызвала затруднения в произношении.
(Результаты опроса. Слайд 8)
- в две тысячи одиннадцатом году - 15% ,
- в двухтысяч одиннадцатом году - 75% ,
- в двухтысячно одиннадцатом году - 10% .
75% опрошенных допустили ошибки. Чем это вызвано? Тем, что так говорят почти все. Но ведь эти ошибки повторяются уже одиннадцатый год. Неужели нельзя запомнить?
(Слайд 9)
- В две тысячи одиннадцатом году.
- К две тысячи одиннадцатому году.
- По итогам две тысячи одиннадцатого года.
Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово (одиннадцатый..., одиннадцатого..., одиннадцатому...).
III группа
(Слайд 10)
Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Наша группа провела акцию «Говори правильно». В ней приняли участие учащиеся, родители, учителя. Нужно было расставить ударение в следующих словах (Слайд 11).
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.
- Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя. (Учащиеся расставляют ударение). А теперь послушайте стихотворение. «Между прочим».
Ученица.
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
Учитель. Может быть, и мы говорим иногда так же, как и герой этого стихотворения.
Ученица читает стихотворение «ТвОрог – творОг».
Мой дядя выяснял лет сорок.
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может правильнее творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
За полкило творожной массы ».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: « Не осталось!»
Она распродана уже!»
Ученица. Каковы же результаты акции «Говори правильно!» Они огорчили нас. Из 20 предложенных слов – ошибки были допущены – в 8 словах, в 6; в 5 словах.
По результатам акции нами был составлен словарик «Типичные мусинские ошибки» (Слайд 12)
- Звонит
- Баловать
- Свекла
- Красивее
- Ребята, проверьте себя, нет ли у вас таких ошибок.
- Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце 21 века? (Слайд 13)
Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще.
IV группа
(Слайд 14)
(Слова С.Маршака « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас»)
Ученик (1). Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это происходит?
Наша группа занималась исследованием школьного сленга. Подростки вводят в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.
Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки.
Идет урок. Контрольная работа. У Марата неоднократно спрашивали «слизать», т.е. списать, на что он отвечал «отвянь», так как у самого ничего не получалось.
Через день на перемене можно было услышать следующее: «Прикинь, мне «4»; « ништяк», «5»-так бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную работу оценки.
На перемене Сергей приглашает Александра в столовую не поесть, а за «хавчиком».
На новогодний праздник Анастасия пришла в новом наряде. Действительно, очень красиво. Почему бы так и не сказать! Но со всех сторон несется: «Супер!» «Клево!» «Классный прикид!»
Да, жаргонные слова слышатся и пишутся все чаще. В чем же причина жаргонизации нашей речи? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику?
70% опрошенных на эти вопросы отвечали, что так говорят все, и я буду говорить так же! 20% -утверждали, что так легче общаться, многие слова не понятны взрослым. 10% -отвечали, что им все равно, как говорят.
Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно».
Нам удалось собрать часто используемые слова в школьной речи. Вот некоторые из них. (Слайд 15-16-17)
Стремно – страшно.
Тормоз – глупый.
Клевый – хороший.
Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Что же получается, их узаконили. А мы боремся со «словесным мусором» в речи.
Ученик представляет проект»Жаргонизмы в речи школьников». Что самое страшное, такие слова слышаться с экрана телевизора: молодёжные песни, реклама, даже мультфильмы полны подобными словами. Что получается?! Их узаконили?! А мы боремся со словесным мусором в речи?! Ученик (2). Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа того, значит, в смысле, ну-у, э-э. (Слайд 18)
Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.
Ученики читают стихи.
1. | Видит как-то гражданин, |
2. | Сатирик Р.Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э- э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый |
Ученик. Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
V группа
Идешь по улице , и вдруг в глаза бросается яркая афиша: кинотеатр приглашает на просмотр фильма под названием «ЖаRа».
Захочется зайти в торговый дом, пожалуйста, «ПерSона» приглашает и предлагает большой выбор товаров. «Эссен» всегда ждет своих покупателей. Что означает слово «Эссен»? Попробуем заглянуть в толковый словарь, но там вы никогда не найдете этого слова, его там просто нет.
Придешь домой, берешь газету, глядь - на первой странице «КурS валют», на другой странице написано SIBNEFT , туристическая компания Travel предлагает хорошо отдохнуть.
Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Allигатор». Переключаешь канал, идет концерт, на сцену выходит очаровательная девушка и нежным голосом начинает петь. Но тут появляются титры: МакSим. Песня «Нежность». И только теперь понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. Но это одно дело. Совсем другое, когда чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. Это же нарушение.
Но почему так делают? Агенты по рекламе используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. Им, кажется, что внимание потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы, что глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчет, вероятно, оправдывается, но какой ценой. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка.
Не пришлось бы в близком будущем констатировать этот факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». Ученица выступает с проектом «Мусорный язык рекламы»
Учитель. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли».
И этому мы будем учиться.
(Слайд 26)
Ученик. И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий КВН по русскому языку в 5–6-х классах по теме "Выучи русский язык"
Сценарий КВН по русскому языку в 5-6 классе по теме "Выучи русский язык"...
Игра КВН 5 класс "Выучи русский язык!"
КВН "Выучи русский язык" 5 класс. По разделам русского языка....
КВН "Выучи русский язык"
Разработка мероприятия по русскому языку для 5 класса "Выучи русский язык"...
Лингвистический брейн-ринг « Выучи русский язык»
Одной из увлекательных форм внеклассной работыявляетсяигра брейн –ринг.Она расширяет кругозор школьников, развивает их языковое чутье, воспитывает любовь и уважение к русскому народу и интерес к его я...
"Выучи русский язык"
Внеклассное мероприятие направлено на осознание учащихся роли русского языка в современном мире...
Брейн-ринг "Выучи русский язык!"
Презентация представляет собой игру, проведение которой возможно как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Сценарий КВН по русскому языку в 6 классе по теме "Выучи русский язык"
Главной целью мероприятия я считаю пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову....