Программа кружка «Чудесная мастерская».
материал
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-kruzhka_chudesnaya_masterskaya.docx | 522.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Рекомендовано к работе Утверждаю.
протокол педсовета №1 Приказ от 27.08.2020 № 44-од/20
от 27.08.2020 директор МКОУ «Васильевская
ООШ»
_________ М.В. Носенкова
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Чудесная мастерская»
Направленность: художественная
для учащихся 7 - 12 лет
продолжительность программы 1 год
Автор-составитель: учитель
Фролова Светлана Геннадиевна
с. Васильевское
2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Чудесная мастерская» разработана в соответствии со следующими документами:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с последующими изменениями; (Приказ Министерства Образования и Науки РФ №373 от 06.10.2009г
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с последующими изменениями;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования;
Программа кружка «Чудесная мастерская» является программой художественной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной и средней школы основам изобразительного искусства.
Направленность программы – художественная.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Выбор обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи,
философы, педагоги, которыми было установлено, что свойства психики человека,
основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом
в среднем и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Кружок «Чудесная мастерская» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС. Учащиеся знакомятся в течение года с видами искусства, с нетрадиционными видами деятельности, соединяя работу «ума» с работой рук. Отличительной особенностью программы дополнительного образования “ Чудесная мастерская” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Кружковая деятельность занимает особое место в образовательном процессе, так как здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дополнительная общеобразовательная программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей сельской местности младшего и среднего школьного возраста, проявляющих творческие способности, а также детей, находящихся в сложной жизненной ситуации
Срок освоения программы: Продолжительность обучения 1 год.
Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка 35 часа.
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий 1раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы проведения занятий:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов работы:
Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе,
Выставки могут быть:
- однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы.
Предусматривается организация творческих отчетов коллектива.
Программа создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности школы.
Основные методы обучения:
Данная программа адаптирована для учащихся начальной и средней школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно- тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разных техниках.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы учитель использует аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами. Внимание уделяется организации рабочего места. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Большое значение на этой ступени обучения имеет использование воспитывающих и развивающих возможностей дидактических игр. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся.
Далее подход к составлению тематической композиции становится более осмысленным. Большее внимание уделяется индивидуальным практическим занятиям.
Программа имеет спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей.
В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый обучающийся самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы.
Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути
ее решения);
- эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
- интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможностидля
воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,
нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов
изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего
возрастного периода);
- принцип интегративности (синтез искусств).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цели программы:
- формирование образа жизни ребенка, предусматривающей погружение в мировую художественную культуру;
- развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
- обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению;
- воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного;
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой и нитками;
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности учащихся;
Развивающие:
- развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд;
- выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- привитие навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения курса «Чудесная мастерская» обучающиеся
должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты изучения предмета:
- проявление познавательного интереса и активности в данной области
деятельности;
- мотивация учебной деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной
организации умственного и физического труда;
- смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной
деятельности);
- развитие готовности к самостоятельным действиям;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные УУД:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и
материально-техническим условиям способов решения учебной или
трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих
работ по созданию технических изделий;
- моделирование технических объектов и технологических процессов;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по
принятым критериям и показателям;
- общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация,
наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование);
- исследовательские и проектные действия;
- осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
- формулирование определений понятий;
Коммуникативные УУД:
- умения работать в команде, учитывая позицию других людей,
организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и
выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
- владение речью;
Регулятивные УУД:
- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
- самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
- саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
- различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия ;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции из бумаги;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с разными видами работы с бумагой;
- овладеют навыками культуры труда;
Формы контроля:
Игры, конкурсы, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос, собеседование, презентация проектов.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование)
2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое
задание)
3. Итоговая аттестация (выставка, творческое задание)
Используемые педагогические технологии:
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования, наряду с традиционными классическими образовательными методами и формами работы в современных условиях необходимо применение современных образовательных технологий (СОТ):
- личностно-ориентированный подход в обучении,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии,
- проектные технологии,
- информационно – коммуникативные технологии.
- технология «Портфолио»
Личностно-ориентированный подход - совершенствование индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него опыта познания. В организации образовательного процесса используется технология индивидуализации и коллективного обучения (ребята учатся работать и самостоятельно, и вместе, в команде); метод гендерного воспитания при создании сувениров, открыток для мальчика (папы, дедушки) и для девочки (мамы, бабушки).
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья воспитанников:
- правильное распределение времени на всех этапах урока с учетом уровня работоспособности учащихся - включение пальчиковой гимнастики, подвижные минутки;
- соблюдение светового и теплового режима, проветривание помещения и соответствующих санитарно – гигиенических норм помещения для занятий;
- создание комфортного психологического микроклимата (мажорный тон занятия; доброжелательное отношение детей в группе, выполнение работы, сопровождая рассказом о человеке, которому изготавливается сувенир, что вызывает добрые чувства; использование музыкального сопровождения; педагогическая поддержка в затруднительных для ребенка ситуациях);
- пропаганда здорового образа жизни через содержание учебного материала.
Игровые технологии - подбор игр, которые отвечают задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности воспитанников: подвижные, пальчиковые, разминка для ума (загадки, пословицы о труде, рукоделии. См Приложение) Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение.
Сказкотерапия - потребность и умение создать сказку из имеющихся под руками материалов. В работу включается ассоциативное мышление: обычные листья превращаются в перья Жар-птицы, полоски бумаги – в цветы, а кусочки бумаги - в облака.
Проектные технологии - индивидуальные или групповые работы воспитанников, посвященные какому-то определенному празднику или событию (70-летие Победы, спорт, День учителя, Новый год и т.п.); организация выставок работ воспитанников, участие в проектах и конкурсах, проводимых нашим и другими учреждениями.
Информационно-коммуникативные технологии - это разнообразный иллюстративный материал из сетевых электронных ресурсов, используемый при подборе наглядных пособий к занятию. Информация комплектуется по тематическим папкам, что дает возможность очень быстро находить нужный материал. Так же это отличный способ фиксации, хранения и использования своих собственных методических материалов.
Технология «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио (портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Участие в конкурсах дает ребенку осознание значимости своей деятельности, умению оценивать свои работы на уровне работ других сверстников, стимулирует на достижение новых результатов, тем самым опять же решает проблему социализации в обществе.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании
с использованием нетрадиционных техник
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности в повседневной жизни
Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
Третий уровень– приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия
Обучающийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам.
Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы. | Часы | |||
Кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля | ||
1 | Вводная беседа. Беседа по охране труда. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Изготовление простейших сувениров, игрушек из ниток и подручных материалов. | 10 | 4 | 6 | Беседа, выставка Наблюдение |
3 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | Творческая работа | |
4 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Поздравительная открытка. | 17 | 5 | 12 | Беседа, выставка Наблюдение |
5 | Работа с тканью. Аппликация. | 5 | 2 | 3 | Беседа, выставка Наблюдение |
6 | Итоговая аттестация. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. Творческое задание. |
Итого: | 35 | 12 | 23 |
Содержание программы
Содержание программы кружка «Чудесная мастерская» направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития, развития стремления учащихся к познанию истоков художественного творчества
Для занятий в кружке объединяются учащиеся начальных и старших классов, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и нитками, и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Содержание кружка «Чудесная мастерская»
Вводная беседа (1час).
Теория. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа по охране труда. Соблюдение правил по технике безопасности.
Форма контроля: беседа, Входная диагностика. Просмотр образцов изделий, презентаций с инструкциями по изготовлению, просмотр образцов методической и обучающей литературы, интернет - ресурсов.
Изготовление простейших сувениров, игрушек из ниток и подручных материалов (10 часов)
Теория. Беседа об экологии окружающей среды «Вторая жизнь упаковочных предметов». Что? Из чего? Как? Разнообразие формы, цвета, материалов. Методы и способы изготовления сувениров, игрушек из подручных материалов. Техника безопасности.
Подбор подручных материалов для изготовления поделок (спичечные коробки, картонные коробки из-под духов, чая, конфет, пустые пластиковые бутылки и т. д.)
Технология изготовления карандашниц, декоративных вазочек, шкатулок из пластиковых бутылок, упаковочных коробок, других подручных бросовых материалов.
Способы подготовки материалов к работе. Технология разрезания бутылок и коробок. Способы сборки деталей по замыслу. Техника безопасности при работе с клеем, красками, шилом, резаком. Декорирование готовых изделий, подбор элементов декора.
Практика. Изготовление карандашницы, игрушек- сувениров из ниток, куклы из ниток, простейших сувениров, игрушек из ниток и подручных материалов, сувенира из ниток (медвежонок).
Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.
Промежуточная аттестация (1ч)
Практика. Поделка по собственной задумке с использованием изученных
приемов. Изготовление открытки к Новому году.
Форма контроля: творческая работа
Работа с бумагой и картоном (17часов)
Теория. Исторические сведения о развитии науки о цвете – колористике. Краткие сведения о бумаге и клее. Понятие о цвете. Понятие о шаблонах. История появления открыток в России.
Аппликация. История аппликации. Виды аппликации. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Вырезание деталей изображения. Раскладывание на фоне. Наклеивание. Изготовление заготовок. Оформление открыток, выставка открыток.
Изготовление объемных елочных украшений, новогодних игрушек, подвесок. Изготовление рождественских композиций. Использование различных материалов: бумаги, картона, фольги, лент, блесток и т. д. последовательность и технология изготовления поделок по готовым шаблонам и шаблонам собственного изготовления.
Торцевание. Беседа «Мозаика – древний вид искусства». Мозаика из цветной бумаги и картона. Виды мозаики. Многослойная аппликация из картона, знакомство с техникой исполнения.
Знакомство с контурной и сложной мозаикой (предметной, сюжетной, декоративной). Подбор бумаги, сочетаемость цветов. Способы обрыва бумаги. Изготовление контурной и сплошной мозаики. Изготовление предметных и сюжетных полуобъемных композиций. Работа по готовым шаблонам и шаблонам собственного изготовления. Соблюдение техники безопасности.
Практика. Изготовление закладки из картона и цветной бумаги, поздравительных открыток ко дню учителя. Изготовление игрушек на елку, открытки к Новому году, фоторамки на 1 фотографию, каскадной открытки, панно к 23 февраля, поздравительной открытки к 8 марта, открытки к 9 мая. Торцевание.
Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.
Работа с тканью. Аппликация. (5 часов)
Теория. Художественное оформление изделия. Организация рабочего места во время работы с тканью. Вырезание из ткани по шаблону и наклеивание аппликации на основу.
Подбор материала к работе, составление композиции. Коллективная работа: изготовление панно на свободную тему с использование различных видов ткани. Соблюдение техники безопасности.
Практика. Изготовление игольницы, панно «Цветы», простейших сувениров, игрушек.
Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.
Итоговая аттестация. (1час)
Теория. Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний и роста мастерства за год обучения в кружке.
Практика. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.
Форма контроля: итоговая аттестация
Календарно – учебный график:
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | месяц | Форма контроля |
1 | Вводная беседа. (Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа по охране труда. Соблюдение пра- вил по технике безопасности.) | 1 | беседа | сентябрь | Беседа |
2 | Закладка из картона и цветной бумаги. | 1 | Беседа. Индивидуальная работа. | сентябрь | Наблюдение, беседа |
3 | Изготовление карандашницы (с использованием пластмас- совой бутылки). | 1 | Беседа. Коллективная работа. | сентябрь | Наблюдение, беседа |
4-5 | Изготовление поздравительных открыток ко дню учителя. | 2 | Индивидуальная работа. | сентябрь | Наблюдение, беседа |
6 | Изготовление игрушек- сувени ров из ниток. | 1 | Индивидуальная работа. | октябрь | Наблюдение, беседа |
7 | Игольница (бумага, ткань, паралон). | 1 | Индивидуальная работа. | октябрь | Наблюдение, беседа |
8-9 | Изготовление коробочки с сюрпризом. | 2 | Беседа. Работа в парах | октябрь | Наблюдение, беседа |
10-11 | Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | 2 | Индивидуальная работа. | ноябрь | Наблюдение, беседа |
12 | Изготовление куклы из ниток. | 1 | Индивидуальная работа. | ноябрь | Наблюдение, беседа |
13 | Изготовление игрушек на елку. | 1 | Работа в паре. | декабрь | Наблюдение, беседа |
14-15 | Изготовление простейших сувениров, игрушек из ниток и подручных материалов. | 2 | Индивидуальная работа. | декабрь | Наблюдение, беседа |
16 | Промежуточная аттестация. Изготовление открытки к Новому году. | 1 | Индивидуальная работа. | декабрь | Творческая работа |
17 | Изготовление сувенира из ниток (медвежонок). | 1 | Работа в паре. Выставка работ. | январь | Наблюдение, беседа |
18 | Изготовление фоторамки на 1 фотографию. | 1 | Индивидуальная работа. | январь | Наблюдение, беседа |
19-20 | Изготовление каскадной открытки. | 2 | Индивидуальная работа. | январь февраль | Наблюдение, беседа |
21-22 | Изготовление панно к 23 февраля. | 2 | Конкурс. | февраль | Наблюдение, беседа |
23-24 | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта. | 2 | Индивидуальная работа. | февраль март | Наблюдение, беседа |
25-26 | Изготовление панно «Цветы» (аппликация из бросового материала). | 2 | Работа в парах. | март | выставка |
27 | Аппликация из резаных ниток. | 1 | Индивидуальная работа. | апрель | Наблюдение, беседа |
28-30 | Торцевание (Мозаика по желанию детей) | 3 | Индивидуальная работа. | апрель | Наблюдение, беседа |
31-32 | Изготовление открытки к 9 мая. | 2 | Работа в парах. | май | Наблюдение, беседа |
33-34 | Изготовление простейших сувениров, игрушек из ниток и подручных материалов. | 2 | Индивидуальная работа. | май | Наблюдение, беседа |
35 | Итоговая аттестация. Выставка работ. | 1 | Индивидуальная работа. | май | Наблюдение. Выставка |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Вводное занятие
Ознакомить учащихся с режимом работы творческого объединения. Провести инструктаж по технике безопасности и охране труда. Анкетирование.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: беседа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно – творческая деятельность, личностно–ориентированное обучение, здоровьесбере гающие технологии.
2. Закладка из картона и цветной бумаги.
Демонстрация образцов складных изделий, знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности при работе с ножницами. Основные приемы складывания бумаги. Понятие об аппликации, ее применение. Виды клея, способы приклеивания различных видов бумаги. Технология выполнение аппликации наложением деталей внахлест.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный
Формы учебных занятий: собеседование, наглядность, практическая работа.
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно- творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии
3. Изготовление карандашницы
Знакомство с эскизом как видом графического изображения предметов, деталей. Основные линии на эскизах, чертежах: контурная, размерная и линия сгиба. Обозначение мест нанесения клея. Основные геометрические формы. Конструирование на основе циліндра. Изготовление изделий по готовым разверткам. Выполнение чертежей разверток с помощью уголка, циркуля. Особенности соединения частей объемного изделия под прямым углом и цилиндрической формы. Оформление работ.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии
4. Изготовление игрушек- сувениров из ниток
Знакомство с понятим: пряжа, нить, тесьма. Природные и искусственные волокна. Выделение нитей, их свойства и применение. Изготовление сувениров из нитей.. Подбор цветовых сочетаний. Аппликация из обрезков нитей. Последовательность аппликационных работ. Последовательность изготовления помпонов из ниток. Конструирование игрушек из ниточных помпонов и мотков. Анализ выполненных работ.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии
5. Изготовление коробочки с сюрпризом.
Знакомство детей с приемами: разметка, сгиб, торец. Техника безопасности при работе с ножницами. Виды цветной бумаги. Приемы сгибания, обрывания бумаги. Способы праздничной упаковки подарка. Технология изготовления упаковочного пакета, декорирования коробки. Виды симметрии, технология вырезания. Предметная и сюжетная аппликации.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
6. Изготовление поздравительных открыток.
Традиции встречи Нового года в разных странах. Изготовление новогодних подарков - безграничный простор для фантазии и творчества. Правила безопасного труда с ножницами. Открытки в технике аппликации и бумагопластики. Анализ выполненных работ.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
7. Промежуточная аттестация.
Проверить уровень овладения учебным материалом
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный
Формы учебных занятий: творческая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
8. Изготовление фоторамки на 1 фотографию.
Знакомство детей с приемами изготовления фоторамки на 1 фото. Виды художественной работы с бумагой. Эстетика и культура при выполнении аппликационных работ. Плоские и объемные аппликации. Силуэт в аппликации на плоскости. Аппликации на основе геометрических форм. Предметные аппликации. Тематические или сюжетные аппликации. Понятие о перспективе. Этапы изготовления аппликаций из бумаги: подбор бумаги для аппликаций по цвету, фактуре, перенос рисунка на цветной фон, вырезание деталей. Определенная последовательность наклеивания деталей. Правила безопасного труда с ножницами. Оформление аппликаций.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
9. Изготовление панно «Цветы»
Объемная аппликация на ткани. Создание композиции на плоскости. Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета. Пространственное решение. Зрительный центр. Зарисовка композиций. Подбор материалов и цветов ткани. Изготовление лепестков, цветов, листьев. Размещение и закрепление композиции на основе. Оформление работ.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
10. Торцевание.
Краткие сведения из истории возникновения торцевания. Необходимые материалы и инструменты для работы. Правила работы с инструментами. Виды торцевания. Термины, принятые в торцевании.
Методы: Словесный, наглядный, игровой
Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой
Формы учебных занятий: собеседование, практическая работа
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии
11. Итоговая аттестация.
Методы: Словесный, наглядный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальный.
Формы учебных занятий: собеседование, выставка
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии.
Контрольно- измерительные материалы….
Итоговая аттестация.
1. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру:
а) шаблон+
б) разметка
в) эскиз
2. Шаблон на материале необходимо размещать:
а) по центру материала;
б) как можно ближе к краю материала;+
в) так, как захочется, это значения не имеет.
3. Какие утверждения верны:
а) чтобы подготовить листья к работе высуши их на подоконник;
б) передавай ножницы кольцами вперед; +
в) работай с пластилином на подкладной доске; +
г) после работы пересчитай иголки в игольнице; +
д)при выполнении аппликации вырезай детали по одной и сразу их наклеивай.
4. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы:
а) развертка;
б) размётка;
в) композиция.
5. Закончи фразу «Мозаика — это…»
а) изображение, составленное из кусочков бумаги или других материалов;+
б) вид аппликации;
в) игра.
6. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы;+
б) игла;
в) линейка;+
г) карандаш.+
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;+
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;+
д) хранить ножницы после работы в футляре.
8. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) эскиз;
б) композиция; +
в) аппликация.
9. На какую сторону бумаги наносят клей?
а) лицевую;
б) изнаночную.+
10. В каком порядке выполняют аппликацию?
____ вырежи;
____ разметь детали;
____ приклей.
11. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;+
б) подкладная доска;+
в) катушечные нитки.
12. Выбери правила безопасной работы с иглой и булавками:
а) храни в игольнице;
б) вкалывай в одежду;
в) не бери в рот; +
г) не подноси близко к глазам.+
13. Выбери, кто работает с тканью:
а) швея;+
б) архитектор;
в) повар.
14. Что такое игольница
а) ежиха
б) подушечка+
в) кактус
15. Где мы храним иголку
а) в занавеске на окне
б) в игольнице+
в) на столе
г) в катушке ниток
16. Какие бывают виды ниток?
а) швейные+
б) вязальные+
в) вышивальные+
г) ручные
17. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) аппликация
б) эскиз +
в) рисунок
г) муляж
18. Какие виды разметки ты знаешь?
а) по шаблону +
б) сгибанием +
в) сжиманием
г) на глаз +
д) с помощью копировальной бумаги +
19. Кисточку после работы с клеем необходимо:
а) вымыть водой
б) высушить
в) выбросить
г) вымыть водой с мылом +
20. Тебе поручили сделать удобную карманную записной книжку для дорожных заметок и зарисовок.
А) Из какого материала лучше всего сделать обложку карманной
записной книжки? Отметь +.
1) из бумаги для аппликаций;
2) из фанеры
3) из картона
4) из клеенки.
Б) Из какого материала лучше всего сделать листы карманной записной
книжки? Отметь +.
1) из картона
2) из листов тетради
3) из бумаги для принтера
4) из гофрированной бумаги
21. Рядом с твоим домом установили три бака для раздельного сбора бытового мусора.
Какие предметы ты положишь в бак «бумага»? Отметь +.
а) | картонную коробку | |
б) | старые открытки | |
в) | просроченные продукты | |
г) | ненужные газеты | |
д) | использованные батарейки | |
22. Расставьте по порядку ваши действия по изготовлению изделия из бумаги и картона:
____ Составление чертежа.
____ Сборка деталей.
____ Идея, проект.
____ Оформление, декор готового изделия.
____ Изготовление деталей
23. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнѐтся, складывается, не тянется, можно сшить одежду - это...
б) плотный, плохо гнѐтся, не мнѐтся, не тянется, служит фоном для аппликации – это...
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это...
24. Перед тобой правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе веществом.
Это опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность. При попадании вещества на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу. По окончании работы тщательно вымойте руки с мылом.
Запиши название этого вещества.
_______________________________________________________
25. Соедини стрелками сырьё и материал.
Лён Сметана
Металл Свитер
Нефть Шоколад
Зерно Меч
Молоко Нитки
Шерсть Бензин
Какао Каша
26. Установите соответствие:
Инструмент | Назначение инструмента | |
Циркуль | Вязание | |
Пяльцы | Шитье | |
Крючок | Построение окружности | |
Иголка | Вышивание | |
Линейка | Измерение длины |
27. Работы из бумаги выполнены разными приёмами. Установи соответствия.
Аппликация из обрывных кусочков бумаги. |
Симметричное вырезание. |
Складывание гармошкой. |
Конструирование из модулей. |
Плетение из полосок бумаги. |
28. Работы из пластилина выполнены разными приёмами.
Установи соответствия.
Выкладывание рисунка жгутиками. |
Лепка вытягиванием. |
Пластилиновая аппликация. |
Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе. |
Многослойное процарапывание. |
29. Продолжи пословицу: "Не боги горшки обжигают, а..."
а) ... мастера;
б) ... печи; +
в) ... солнце.
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку:
Баллы | Уровни |
менее 23 баллов | Низкий уровень |
24 - 26 б. | Средний уровень |
27 – 29 б. | Высокий уровень |
Литература:
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Панфилова Т.Р «Веселые самоделки» Москва 1996г.
- Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир»1997г.
- Конышева Н.М «Чудесная мастерская» 1997г.
- Богатеева З.А « Чудесные поделки из бумаги» Москва «Педагогика» 1992г.
- Хазенбанк и Э.Хѐниш В. «Сделай сам» Издательство фольк унд Биссен Берлин 1990г.
- Горнова Л. В., Бычкова Т. Л., Воробьѐва Т. В. И др. Дополнительное образование. Студия декоративно-прикладного творчества. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Филиппенко Ю. А. Коллаж на занятиях ДПИ. - Журнал «ИЗО» № 2, 2003г.
- Полунина В. Н. Искусство и дети. – Москва: Просвещение, 2002г.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – Москва:
«Искусство в школе», 2005г.
Приложения.
Памятки по технике безопасности.
Правила безопасной работы с ножницами
- Соблюдай порядок на своѐм рабочем месте.
- Перед работой проверь исправность инструментов.
- Работай только исправными инструментами: хорошо
отрегулированными и заточенными ножницами.
- Работай ножницами только на своѐм рабочем месте.
- Следи за движением лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперѐд.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения
работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой,
осторожно прижимая еѐ.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...
Программа акции "Творческие мастерские"
Материал был подготовлен для конкурса ....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Программа кружка для сельской малокомплектной школы с малой наполняемостью классов. Данная программа расчитана на организацию работы на занятии одновременно в нескольких направлениях, учитывая интерес...
Программа литературно-художественной мастерской "К истокам"
В период перехода школы на ФГОСы возникла необходимость всё большей и большей организации внеурочной и внешкольной деятельности. Увлечь и привлечь школьника к творчеству - задача первостепенной важнос...
программа кружка"Чудесная мастерская"
программа кружка по декоративно-прикладному творчеству для начальной школы....
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Программа кружка "Чудесные превращения"
Программа содержит практический материал...