Программа работы в сенсорной комнате «Волшебный мир сенсорной комнаты», для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью
материал
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников в условиях специального учреждения направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих и воспитательных условий для «особых» детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. Комплексное сопровождение в учреждении – система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития и коррекции каждого ребенка независимо от уровня его способностей, возможностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_sensornoy_komnaty.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы в сенсорной комнате
«Волшебный мир сенсорной комнаты», для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность проблемы.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников в условиях специального учреждения направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих и воспитательных условий для «особых» детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника. Комплексное сопровождение в учреждении – система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития и коррекции каждого ребенка независимо от уровня его способностей, возможностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей деятельности с детьми.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит замедленное формирование системы произвольных регуляций и эмоционально-волевой сферы. А также, у таких детей слабо развиты познавательные процессы. Поэтому именно психокоррекционные занятия в Сенсорной комнате являются одним из вариантов психологической помощи.
Пояснительная записка.
Сенсорная комната в нашем учреждении является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния. В условиях этой комнаты педагог-психолог имеет возможность снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В учреждении сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка. Также сенсорная комната использоваться для релаксации детей с невротическими и психосоматическими расстройствами, и стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций, речи) у детей с ДЦП и психическими нарушениями.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – всё это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Особенно для «особых» детей со специальными нуждами: с проблемами развития, поведения, социальной адаптации, а также для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью и нуждающихся в серьезной коррекции сенсорной и эмоциональной сферы.
Итак, основная цель занятий в сенсорной комнате состоит в создании условий наиболее благоприятных для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья, а так же социальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих и воспитательных реабилитационных задач по оказанию комплексной помощи детям-инвалидам с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 18 лет.
Сочетание различных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений), оказывает различное положительное воздействие на психическое и эмоциональное состояние детей: как релаксационное (успокаивающее, расслабляющее), так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната в нашем учреждении не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
- стимулирует все сенсорные процессы;
- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
- способствует коррекции в нарушениях высших корковых функций;
- развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.
В зависимости от формы основной патологии, сопутствующих заболеваний, возрастных и индивидуальных особенностей сеансы работы с воспитанниками в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
* снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снятие негативных эмоций и состояний, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
* снижение двигательного тонуса;
* снятие зрительного напряжения;
* формирование навыков саморегуляции;
* стимуляция зрительных и тактильных ощущений;
* снижение уровня тревожности, агрессивности, коррекция страхов;
* активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащенной мультисенсорной среды;
* стимуляция ослабленных сенсорных функций;
* развитие фантазии и воображения;
* развитие двигательных функций;
* создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к КРЗ (коррекционно-развивающим занятиям);
* создание психологического комфорта.
Основные методы:
Этюды на тренировку отдельных групп мышц.
Упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения).
Аутотренинг (медитации) (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Светотерапия,
Ароматерапия.
Ожидаемый результат от реализации программы работы в Сенсорной комнате «Волшебный мир сенсорной комнаты»:
К концу первого года посещений воспитанниками занятий в сенсорной комнате
- Дети смогут регулярно после посещения каждого сеанса в Сенсорной комнате ощущать состояния покоя, отдыха даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов.
- По возможности воспитанники смогут, проявлять самостоятельные попытки действовать и находить новое применение тому или иному объекту, оборудованию проявляя свою активную фантазию.
Методические рекомендации по проведению занятий в сенсорной комнате.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Время проведения сеансов в сенсорной комнате от 15 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, качества их внимания, возраста и поведения. Так для возбудимых детей и детей раннего возраста длительность сеанса сокращается.
Форма проведения занятий как подгрупповая от 2 - 4 до 6 воспитанников, так и индивидуальная. Количество детей на занятиях определяется возрастом, целями работы, и размером помещения. Занятия с воспитанниками от 4 до 18 лет имеющими глубокую умственную отсталость проводятся в игровой форме.
Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети подробно ознакомиться с ней, и должны почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 1-2 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей).
Знакомство с Сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям. После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог - психолог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.
После посещения сеанса в Сенсорной комнате воспитанники должны ощущать состояние покоя, отдыха, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. В таких случаях важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Противопоказания к проведению занятий в Сенсорной комнате:
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у воспитанников частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невролога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмичную музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снижать нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Методики, использующиеся в работе сенсорной комнаты детского дома.
Работая в сенсорной комнате используем методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на воспитанников через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм через орган зрения – глаз.
Светотерапия хорошо может помогать тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму не хватает солнца (обычно в осеннее-зимний период). Элементарные частицы света – фотоны воздействуют на процессы, происходящие в организме:
*осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
* улучшают состояния иммунной системы;
* регулируют функции многих органов;
* создают и поддерживают ритм суточных колебаний.
Цветотерапия используется для внимания педагога-психолога на настроение и общее состояние воспитанника. Результаты воздействия на организм некоторых цветов заключается в:
активизации и стимуляции – с помощью КРАСНОГО цвета;
восстанавливает, согревает и стимулирует – ОРАНЖЕВЫЙ цвет;
укрепляет и тонизирует – ЖЕЛТЫЙ цвет;
компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает – ЗЕЛЕНЫЙ цвет;
успокаивает, сдерживает и охлаждает эмоции – СИНИЙ цвет;
вдохновляет, успокаивает и снимает напряжение – ФИОЛЕТОВЫЙ цвет.
Звуки окружают со всех сторон. Они могут быть приятны и полезны или вызывать отторжение, диссонируя с душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследванных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от неё отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времён известно благотворное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья. Положительное эмоциональное переживание во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии психолог предлагает прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию и психологическому здоровью ребенка.
При активной музыкотерапии воспитанники сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т. д.
Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком раннего возраста, то используются различные колыбельные: «Спи, моя радость, усни» (Моцарт – Флис), «Сон приходит на порог» (Дунаевский – Лебедев-Кумач), «За печкою поет сверчок» (Островский – Петрова), «Колыбельная Светланы» и т. п.
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. «Ария из сюиты №3», медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Каватина Нормы»; Вивальди А. «Зима»; Бетховен Л. Вторая часть фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июль» и «Октябрь» из цикла времена года и др.
К активизирующим музыкальным произведениям относятся, например, произведения В. Моцарта – первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковского – вальс из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки «Романсы»; А.Вивальди «Весна»; Л. Боккерини «Менуэт» и др.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.
Обоняние у человека развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается ещё и полезны. В основе аромотерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.
Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут:
* возбуждать;
* освежать;
* расслаблять;
* усыплять.
Термин «ароматерапия» был создан в 1928 году французским химиком Гаттефоссе. Ароматерапия предполагает не только лечение через обоняние и эмоции. Помимо запаха каждое ароматное масло состоит из комбинации определенных веществ, определенным образом взаимодействующих с химическими элементами организма, которые в свою очередь влияют на определенные органы или системы в целом. Например, при использовании масел для массажа они легко всасываются через кожу и переносятся по всему телу. Все масла без исключения обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным свойствами, положительно действуют на нервную систему, активно сохраняют и восстанавливают красоту кожи и волос, обновляют механизм саморегуляции в организме. Многие масла очищают организм от шлаков, лечат пищеварение, нейтрализуют яды и т.д.
Каждому аромату присущи свои достоинства:
* чабрец, ромашка, бергамот, лимон – это ароматы широкого спектра действия;
* лимонник, мелисса, шалфей – являются стимуляторами;
* ладан, сандал, душица – релаксаторами;
* роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево – обладают восстанавливающими свойствами;
* мускатный орех, шалфей – согревающими и тонизирующими свойствами;
* ладан, лаванда, мята – охлаждающими.
Правила работы с эфирными маслами:
Одним из основных правил подбора эфирных масел является «одобрение» запаха. Если аромат эфирного масла не нравится ребенку, его следует заменить другим, сходным по свойствам.
Необходимо помнить, что большинство масел в чистом виде вызывает лёгкое покраснение, жжение кожи. Эта реакция естественна и проходит в течение 1-2 минут. Нельзя наносить на кожу неразведенные эфирные масла, особенно
сильнодействующие (гвоздика, корица, миндаль, шалфей, мускатный орех и т.д.), так как это может вызвать ожог или раздражение.
При склонности к каким-либо аллергическим реакциям (особенно на ацетон, бензин, лаки и краски) до проведения процедур следует провести тест на чувствительность. Для этого 2%-ную смесь эфирного масла нужно нанести на одну из точек внутренней поверхности предплечья, локтевой ямки, задней поверхности шеи или за ухом. По истечении 12 часов при отсутствии реакции можно проводить процедуру.
Методические рекомендации по использование сенсорной комнаты для детей разного возраста с учетом сочетания их психических и физических отклонений.
В зависимости от проблематики, возраста, а также общего физического и психического состояния ребенка используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате.
Для подбора игр и занятий педагог-психолог использует различную методическую литературу. Подбирая игры, педагог-психолог решает проблему стимулирования самостоятельного детского творчества.
Ранний возраст.
Занятия в Сенсорной комнате являются эффективными для психолого-педагогической коррекции воспитанников с глубокой умственной отсталостью в раннем возрасте имеющими перинатальные поражения ЦНС.
Такие занятия проводится индивидуально. Количество занятий также определяется индивидуально в зависимости от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций.
Так как глубоко умственно отсталые дети имеют сложное и комплексное сочетание отклонений развития, то, даже достигнув 4-х летнего возраста, многие из них не могут удерживать голову, их двигательные навыки очень низкие. У большинства из них диагноз ДЦП в сочетания с различными отклонениями зрительного и слухового восприятия, отсутствует понимание обращенной речи, нет «комплекса оживления» и голосовых проявлений, их физический возраст не соответствует психическому, и отклоняется от всех норм нормально развивающего ребенка.
Перед началом занятий с детьми проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.
Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.
Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы).
Примерный ход занятия:
- Световой фон включён.
- Взять ребенка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять продержку спины и головы ребенка.
- Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом.
- Медленно поворачивая ребенка, следя за тем, чтобы ребенок продолжал удерживать колонну в поле зрения.
- Через некоторое время упражнение повторяется (возможно 3-4 повторения).
- Затем выключить колонну и включить зеркальный шар.
На коррекцию слуховых и ориентировочных реакций.
Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности.
Для того чтобы ребенок поворачивал голову к источнику звука, в начале необходимо использовать яркие звучащие игрушки. Необходимо расположить игрушку прямо перед ребенком, издавая при этом игрушкой звук, затем перемещаем игрушку медленно из стороны в сторону. Обращаем внимание на то, поворачивает ли ребенок голову вслед за игрушкой. Если же ребенок потерял из виду игрушку, то необходимо начать все сначала.
По мере того, как ребенок начнет обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличиваем расстояние между источником звука и ребенком. Затем начинаем воспроизводить звук игрушки из разных мест комнаты.
Для развития тактильных ощущений.
Применяются предметы различной формы и из различного материала.
* Если ребенок не берет предмет в руку, то необходимо аккуратно разжать его кулачок и вложить ему игрушку, массажный валик или шарик, или погремушку.
* Затем нужно взять руку малыша и слегка потрясти, расслабляя её. Можно погладить раскрытой ладошкой ребенка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой).
* Когда ребенок начнет брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, подносите его к колонне и помогайте обнимать её ладошками. Малыш почувствует легкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.
Для развития эмоциональной сферы.
На первом этапе непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями. Необходимо общаться с ребенком ласково, с улыбкой и нежными словами поощряйте выполнение им действий.
Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.
Развитие общей моторики.
В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения ребенка.
Занятия с воспитанниками дошкольного возраста с глубокой умственной отсталостью.
Этот возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. «Развитие восприятияразличной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделять развитию восприятия.
Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.
Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажера будет частью сказки.
Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.
Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, является филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
Можно выделить два направления в данной работе:
* Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
* Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнительные, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжелые дощечки, рамки и вкладыши).
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры – из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т. п. Ощупывая их, ребенок учится различать разные свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками – великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в «Волшебный мешочек». В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребенок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребенка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое.
Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимуляторы.
Занятия в Сенсорной комнате с подростками имеющими глубокую умственную отсталость.
Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создает безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, препочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.
В Сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростаками имеющими серьезные умственные и физические отклонения в развитии. У таких детей могут возникать проблемы в поведении, иногда отмечается склонность к разрушительным действиям, агрессивность, а иногда даже резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, должна быть направлена на снижение и снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков. Для этого необходимо решать ряд задач:
* восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
* создание чувства безопасности, защищенности;
* достижение релаксирубщего эффекта;
* возращение способности ощущать своё тело;
* восстановление тактильной чувствительности;
* развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Упражнения по релаксации.
Ноги
Поднимите левую ногу, поверните её носком к себе и напрягите её. Отметьте места, где вы чувствуете максимально напряжение (верхняя и нижняя часть бедра, колено, икра, передняя и задняя часть стопы и носок). Медленно расслабьте ногу и опускайте её, пока стопа окажется на полу. Убедитесь, что нога полностью расслаблена. Заметьте и запомните разницу в мышечных ощущениях. Повторите упражнение с правой ногой.
Живот
Напрягите живот, поджав его и сделав твердым, как доска. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение. Медленно расслабьте живот. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Заметьте и запомните разницу в мышечных ощущениях.
Спина
Наклонитесь вперед. Отведите локти максимально назад и попробуйте свести лопатки. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение. Медленно расслабьтесь, выпрямитесь в кресле и вытяните руки до тех пор, пока они не лягут на колени в расслабленном состоянии. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью.
Грудная клетка
Напрягите грудную клетку. Попытайтесь сжать её. Отметьте места, где чувствуете максимальное напряжение. Медленно расслабьте грудь. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Заметьте разницу в мышечных напряжениях.
Ниже пояса
Напрягите нижнюю часть тела, включая бедра и ягодицы. Вы должны почувствовать, как будто слегка приподнялись над креслом. Вы можете заметить, что ваши ноги тоже немного напряглись. Отметьте места, где чувствуете максимальное напряжение. Медленно расслабьтесь в кресле. Заметьте разницу в мышечных ощущениях.
Руки
Выпрямите правую руку, сожмите кулак и напрягите руку от плеча до кисти. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (бицепсы, предплечье, тыльная часть ладони, локоть, сверху и снизу запястья и пальцы). Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Медленно расслабьте руку, начиная с предплечья до тех пор, пока она не ляжет на колени в расслабленном состоянии. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Заметьте разницу в мышечных ощущениях. Повторите упражнение с левой рукой.
Шея
Напрягите шею. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (кадык, мышцы по бокам и сзади шеи). Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Медленно расслабьте шею. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Отметьте разницу в мышечных напряжениях.
Лоб
Наморщите лоб. Отметьте те места, где вы чувствуете максимальное напряжение (над переносицей и под каждой бровью). Медленно расслабьте лоб и особо внимательно следите за теми областями. Которые напряжены больше всего. Понаблюдайте несколько секунд, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Заметьте разницу в мышечных ощущениях.
Глаза
Очень плотно закройте глаза. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение. Ваши глаза должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по внешним и внутренним границам глаза. Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабьте, медленно открывая их. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Нос
Наморщите нос. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (переносица и ноздри). Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабьте нос, сняв все напряжение. Понаблюдайте несколько секунд, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Улыбка
Широко улыбнитесь. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (верхняя и нижняя губа, щеки). Губы должны быть широко растянуты. Постепенно расслабьте лицо. Понаблюдайте несколько секунд, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью.
Язык
Крепко прижмите язык к небу. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (между небом и языком и мышцы под нижней челюстью). Медленно расслабьте эти мускулы, опуская язык вниз. Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Челюсти
Напрягите челюсти. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (мускулы с обеих сторон лица и виски). Медленно разожмите челюсти и отметьте ощущение освобождения. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Губы
Подожмите губы. Отметьте места, где чувствуете максимальное напряжение (верхняя и нижняя губа и уголки губ). Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Медленно расслабьте губы. Заметьте, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Виды и формы работы в сенсорной комнате по программе «Волшебный мир сенсорной комнаты» с использованием сенсорного оборудования.
Наименование оборудования | Назначение | Виды и формы работы |
Мягкое напольное и настенное покрытие | Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие: Образа тела; Общей моторики; Пространственных представлений. Саморегуляция психического состояния. | Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрессивности |
Сухой бассейн | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие: Кинестетической и тактильной чувствительности; Образа тела; Пространственных восприятий и представлений; Проприоцептивной чувствительности. Коррекция уровня тревожности, агрессивности. | Игра «Море шариков». Имитация плавания. Игра на снятие агрессивности. Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности. Упражнения на релаксацию. Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение. Игра «Дыши и думай» |
Напольные сенсорные дорожки | Развитие: Проприоцептивной чувствительности; Рецепторов стопы; Координация движений; Кинестетической чувствительности; Мыслительной деятельности; Речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; Произвольного внимания. Закаливание. Профилактика плоскостопия. | Игры – путешествия. Игры на воображение. Игры на коррекцию уровня сложности. Игра «Кто за кем?». Игра «Быстро – медленно». |
Ребристый мостик | Развитие: Кинестетической и тактильной чувствительности; Рецепторов стопы; Вестибулярного аппарата; Коммуникативных навыков. Профилактика плоскостопия. Коррекция страхов | Игра «Через речку». Игра «Быстро – медленно». Игра «Победи свой страх». Игра «Кто за кем?». |
Балансировочная дорожка | Координация движений. Развитие: Вестибулярного аппарата; Умение передвигаться по ориентирам; Произвольного внимания, памяти | Игра «Прогулка по четырём временам года». Игра «Четыре стихии». Игра «По следам». Игра «С кочки на кочку». Упражнение «Держи равновесие!». |
Центр тактильности | Активизация развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти. Координация зрительных и тактильных анализаторов. Развитие: Мелкой моторики; Восприятия и воображения; речи | Тренинг творческих тактильных восприятий. Игра – занятие «Найди и покажи». Игра - занятие «Найди на ощупь». Упражнение «Опиши предмет». |
Центр, развивающий активность | Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности. Развитие: коммуникативных навыков; мыслительной деятельности; внимания; мелкой моторики; зрительной, слуховой и осязательной активности. Координация движений | Игра с калейдоскопом. Игры со светящимся браслетом. Игры с водными игрушками «надень кольцо». Игры со звучащими игрушками |
Центр спокойных игр | Стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Развитие: Коммуникативных навыков; Познавательных процессов; Восприятия и воображения; Речи.
| Игра «Найди и покажи твёрдые и мягкие поверхности». Игра «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы». Игра «Опиши предмет». Тренинг творческих тактильных восприятий |
Аквалампа (световое и вибрационное воздействие) | Развитие: визуального восприятия; тактильного восприятия; цветовосприятия. Активизация внимания. Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов | Сказкотерапия. Цветотерапия. Упражнение «Танец шариков». Игоа «Праздник на морском дне». Комплекс упражнений «Цвет» |
Проектор направленного света | Обогащение восприимчивости и воображения. | Музыкотерапия. Светотерапия. |
Зеркальный шар (проецирование специальных свето-эффектов) | Развитие: зрительного восприятия; ориентировки в пространстве; Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов | Сказкотерапия. Комплекс упражнений для коррекции страхов. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики». Игра «Путешествие к звезде». Упражнение «Дискотека». |
Зеркало | Развитие: мимики и пантомимики; Умение выражать различные эмоциональные состояния. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Формирование уверенности в себе | Игра «Обезьянки». Игра «Клоуны». Игра «Отгадай настроение». Игра «Приветствие». Тренинг эмоциональных состояний |
Мягкие подушечки (разной формы) | Развитие фантазии и воображения. Снижение уровня тревожности. Снижение уровня агрессивности. Формирование навыков саморегуляции | Игра «Уходи злость». Игра «Выбиваем пыль». Игра «Упрямая подушка». |
Аромонабор | Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Стабилизация психического состояния. Релаксация | Игры: «Мой любимый запах». «Ароматы цветов». Упражнение «Узнай запах». |
Программа музыкального сопровождения. | Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции | Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации. |
Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов | Развитие: Познавательных процессов; Мелкой моторики. Активизация мышления и внимания. Стимуляция тактильных анализаторов. Стимулирующее и расслабляющее воздействие
| Комплекс заданий на определение: Разнообразия поверхностей; Твёрдости и мягкости; Видов материалов; Тепла и холода поверхностей; Веса; Скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса |
Набор геометрических тел (конус, цилиндр, шар) | Развитие: Познавательных процессов; Мелкой моторики; Произвольного внимания, памяти. Активизация мыслительной деятельности (анализа и синтеза). Стимуляция тактильных анализаторов. | Комплекс заданий на определение и сравнение: Формы геометрических тел; Вида материалов; Поверхности; Движение шара, куба, цилиндра, конуса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьника
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Волшебный мир сенсорной комнаты"
Для обучающихся 1-4 класса...
«Путешествие в волшебный мир сенсорной комнаты»
Работа с обучающимися, педагогами и родителями в сенсорной комнате....
Консультация «Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»
Консультация«Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»...